Человек, общество и культура. 102

Культура столь же емкое и сложное образование как сама публичная судьба. На данный момент, как утверждают знатоки, уже существует более чем 500 определений «культуры». Слово «культура» показалось более чем двух тысяч лет назад, этимологически означало «возделывать», «обрабатывать» и использовалось первоначально только как агротехнический термин «обработка почвы, возделывание земли».

Заслуга Цицерона пребывает в том, что именно он в первый раз применил слово «культура» в другом, т. е. переносном смысле – применительно к действию на человеческий ум. И сразу же «cultura» начала противостоять второму латинскому понятию – «natura», т. е. природа. В данном контексте слово «культура» начало означать явление созданное, внеприродное. Как раз с того времени мир культуры, любой его предмет либо явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как следствие упрочнений самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано конкретно природой.

Основываясь на этом начальном значении введенного в обиход термина, исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под культурой знают все то, что создается, употребляется, совершенствуется человеком.

Современная наука пришла к необходимости выделения конкретных «качеств» культуры как публичного явления. На данный момент в культурологической литературе принято выделять следующие нюансы: генетический, гносеологический, аксиологический, гуманистический, нормативный и социологический.

В генетическом нюансе культура предстает как продукт общества. Наряду с этим фиксируется как неспециализированное отличие людской жизнедеятельности от биологических форм судьбы, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм данной жизнедеятельности на разных стадиях публичного развития, в рамках определенных эр («цивилизаций»), этнических и национальных общностей.

В гносеологическом (познавательном) нюансе культура выступает как совокупность достигнутых в ходе освоения мира материальных и духовных сокровищ. Наряду с этим материальные и духовные сокровища, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой, выступают как своеобразный объект освоения.

В гуманистическом нюансе культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих свойств.

В нормативном нюансе культура выступает как совокупность, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом людской деятельности являются не только предметы материальной и духовной судьбы, но и все отношения, каковые складываются между людьми в ходе их сотрудничества (экономические, политические, нравственные, психотерапевтические и т. д.). Это — также культура.

В социологическом нюансе культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), и как развитие и состояние того либо иного метода производства.

Культура – это ядро, база, «душа» общества: материальные и духовные сокровища человека, метод жизнедеятельности людей, их отношения между собой, своеобразие народов и жизни наций, уровень развития общества, накапливаемая в истории общества информация, совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций, религия, мифология, наука, мастерство, политика, особенная знаковая совокупность и т. д.

Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он всегда стремится искать суть деятельности и своей жизни, и, напротив, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры, вне культуры.

Культура делится на роды и определённые виды. Но нужно иметь в виду, что их подразделение часто бывает условным, потому, что в реальности они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают приятель в приятеля.

В материальную культурувходят:

1) культура материального производства и труда;

2) культура быта;

3) культура топоса, т. е. места жительства (жилища, дома, деревни, города);

4) культура отношения к собственному телу;

5) физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя:

1) познавательную (интеллектуальную) культуру;

2) нравственную;

3) художественную;

4) правовую;

5) педагогическую;

6) религиозную.

Согласно точки зрения Л.Н. Когана, вторых культурологов, имеется, последовательность видов культуры, каковые нельзя отнести лишь к материальной либо духовной. Они являются «вертикальное» сечение культуры, «пронизывая» всю ее совокупность. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры.

общества и Культура личности. Видеоурок по обществознанию 8 класс

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector