Оценка – процесс оценивания, осуществляемый человеком
Отметка – результат процесса оценивания
Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица и количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности
На основе оценки может появиться отметка
Отметка в баллах характеризует:
— абсолютные успехи – качество знаний, поведения школьника
— относительные успехи – сравнение качества знаний/поведения у разных детей
Оценка:
1. Характер неформальный
2. В форме развернутых вербальных рассуждений, объясняющих для ученика смысл отметки
Отметка:
1. Характер формальный
2. В виде баллов
Функции оценки:
1. Констатация уровня обученности
Стимулирование учения, положительная мотивация, влияние на личность
Заключается в оценивании ЗУН
Оценке обычно подлежат наличные знания школьников и проявленные ими ЗУ
ЗУН должны быть оценены, чтобы наметить пути их совершенствования, углубления и уточнения. В учебно-воспитывающем процессе различают:
порциальные оценки и оценки успешности
Порциальные оценки:
— выступают в форме отдельных оценочных обращений и оценочных воздействий педагога на учащихся во время опроса и не представляют собой квалификацию успешности ученика вообще
— предшествуют текущему учету успешности в его фиксированном виде (т.е. в виде отметок), входя в него как в необходимую составляющую часть
Оценка успешности полно и объективно отражает уровень освоения учащимися предмета вообще
2. Стимулирование учебной деятельности является одним из главных аспектов взаимодействия педагога с учениками
Как бы ни оценивал учитель учебные успехи учащихся, все его оценки в конечном счете сводятся к системе поощрений и наказаний
— Поощрения стимулируют развитие положительных свойств и особенностей психики
— Наказания предотвращают возникновение отрицательных свойств и особенностей психики. Усилия учеников в учебной деятельности оцениваются педагогом с помощью выставления отметок
Отметка, являясь педагогическим стимулом, сочетает в себе свойства поощрения и наказания
+ оценка является поощрением
— оценка является наказанием
Российская система отметок:
5-тибальная
1 – очень плохо
2 – неудовлетворительно
3 – удовлетворительно
4 – хорошо
5 – отлично
На деле эта система давно превратилась в 4-хбальную, т.к. «1» за учебные неуспехи учителем не выставляется, а используется как наказание.
Т.о., в отметочной системе остались 3 формально положительных оценки и одна отрицательная
Российская система отметок:
Негативная сторона столько узкого диапазона отметок состоит в том, что у него сокращаются возможности служить средством поощрения
«Отлично» — можно оценить только безошибочно и качественно сделанную работу
«Хорошо» — сигнал о том, что какие-то недочеты и ошибки в работе имеются, несет в себе некую отрицательную информацию, если ученик чаще получал отличные оценки и положительную, если ученик получал чаще удовлетворительные оценки
Функция стимулирования
Кроме оценок самих по себе, стимулирование деятельности детей осуществляется и другими способами
Виды стимулов:
1. Органические (вкусное, сладкое, приятное физически)
2. Материальные (приобретение в собственность желанных, интересных для ребенка вещей)
3. Социально-психологические (повышение внимания, уважения, отведение престижной и значимой роли)
4. Моральные (удовольствие от сознания выполняемого долга, от оказания помощи людям, от соответствия своих поступков высоким нравственным ценностям)
Эффективность педагогической оценки
Это ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей
Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, приобретению ЗУН, выработке у себя ценных положительных качеств в личности, социально полезных форм культурного поведения
7 главных СТРЕССОВ школьника / актуальные психологические проблемы школьников