Когда я спросил Джорджа Луиса (George Lois), который возглавляет рекламное агентство Lois Pitts Gershon о том, когда он в последний раз был в отпуске, ему пришлось задуматься. Наконец он вспомнил, что это было в 1964 году — почти 14 лет назад!
9. Боитесь ли вы пенсии!
За годы работы в крупном рекламном агентстве Ширли Поликофф (Shirley Polykoff) создала несколько рекламных плакатов, ставших классическими. И сразу же по выходе на пенсию она открыла собственное рекламное агентство. Теперь, когда с тех пор прошло уже шесть лет, она является президентом фирмы Shirley Polykoff Advertizing в Нью-Йорке и не собирается замедлять темпы работы или бросать свой бизнес. Она говорит: «Сейчас я работаю плодотворнее, чем когда-либо. Я не понимаю, как можно уйти на пенсию, если человек здоров и полон сил. Меня отсюда вынесут только вперед ногами».
10. Действительно ли вам нравится ваша работа!
Канадская писательница Джойс Кэрол Оутс (Joyce Carol Oates) однажды в интервью газете New York Times сказала: «Я не ощущаю, что много работаю или работаю вообще… Сочинение книг и преподавание всегда доставляли мне такую большую радость и удовлетворение, что я не считаю это работой в обычном смысле слова».
Если вы ответили «да» на 8 или более вопросов, не исключено, что вы — трудоголик,
Источник: Machlowitz, М. (1980, July/August). Are you a workaholic? Saturday Evening Post.
Возможно, у вас возник вопрос: «А не трудоголикли я сам?» Несомненно, вам когда-то приходилось работать без обеда. Не исключено, что, заканчивая доклад или курсовик, вы не спали всю ночь. Но для трудоголиков такое поведение является жизненной нормой. Почти каждый вечер у них находится какое-нибудь неотложное дело, поглощающее все их внимание. Что бы ни делал трудоголик — регулирует ли двигатель автомобиля, пишет статью в газету или наводит идеальный порядок у себя на кухне, — он не может оторваться от работы. Для него не существует унизительных или неважных дел. Что вас обычно больше радует — наступление понедельника или приход пятницы? Если вы склонны благодарить Бога за то, что пришел понедельник, то вам стоит проверить себя с помощью теста из Приложения 7.3.
Упражнение 7.7
Опишите своими словами один положительный и один отрицательный аспект «трудоголизма».
а. Положительный _________________________________
б. Отрицательный__________________________________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Боязнь соперничества
А что можно сказать о людях, которые боятся достижений? Психологи полагают, что подобная неприязнь к успеху тесно связана с боязнью соперничества, поскольку боязнь соперничества обычно бывает связана с другой потребностью, а именно — с потребностью в любви и привязанности. Некоторые люди боятся, что если они начнут конкурировать с другими, да еще и добьются успеха в этом, то потеряют дружбу и привязанность тех, кого очень ценят.
Хорнер (Horner, 1969) была пионером в исследовании неприязни к успеху у женщин. Она провела следующий эксперимент. Студентам колледжа было предложено написать небольшое сочинение, являющееся продолжением данной фразы. Студентам мужского пола предложили такое начало: «После экзаменов за первый семестр Джон, студент медицинского колледжа, оказался на первом месте по успеваемости в своей группе». Студенткам была предложена та же фраза, но имя «Джон» было заменено на «Энн». Мужчины отнеслись к «Джону» положительно. Лишь около 10 % процентов студентов в своих сочинениях написали про него что-либо плохое. Примечательно, что почти две трети женщин отрицательно отнеслись к «Энн». Они описывали ее как непопулярную и всеми отвергаемую личность или признанную обманщицу. Исследования Маккоуби и Джаклин (Maccoby and Jacklin, 1974) и Монаана и Шэйвера (Monahan and Shaver, 1974) подтвердили результаты, полученные Хорнер.
Хотя прежде боязнь соперничества была характерна в основном для женщин, исследования последнего времени показали, что мужчины тоже начинают опасаться соперничества. Пайк и Кэйхилл (Pike and Kahill, 1983) повторили опыт Хорнер с «Джоном» и «Энн» и обнаружили, что врачи-мужчины боятся соперничества сильнее, чем врачи-женщины. Многие мужчины опасаются, что профессиональный успех будет достигнут ценой личной дружбы или здоровья. Поскольку современная культура позволяет мужчинам и женщинам выступать в самых разнообразных жизненных ролях, их мотивации постепенно сближаются. Изменение мужских и женских жизненных ролей, происходящее в нашем обществе, будет подробнее рассмотрено в главе 12.
Потребность властвовать
Некоторые люди постоянно пытаются занять доминирующее положение и управлять другими людьми. Такое поведение мотивируется жаждой власти. Люди с сильной жаждой власти склонны вступать в споры и захватывать инициативу в разговорах.. Им нравятся соревновательные виды спорта вроде тенниса. Они любят коллекционировать всевозможные знаки, свидетельствующие о достигнутых ими успехах. Если у них нет возможности продемонстрировать свою власть, то они часто страдают от хронического повышения артериального давления и плохого самочувствия (McClelland, 1985).
Контрольные вопросы
Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих разделов главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос.
7. Какая из следующих ситуаций отражает стремление человека удовлетворить потребность в любви и привязанности?
а. Когда Джошуа идет по темному пустому парку, он всегда смотрит, есть ли поблизости полицейский.
б. Все свободное время Джилл проводит за чтением книг о людях, принадлежащих к другим культурам.
в. Найджел только что переехал в этот город и тотчас же вступил в местный подростковый клуб.
г. Чтобы добиться повышения по службе, Нэнси работает по вечерам, по субботам и воскресеньям.
8. Что такое потребность в аффилиации?
а. Потребность в любви и привязанности
б. Потребность в достижениях
в. Физиологическая потребность
г. Потребность в удовлетворении любопытства
9. Представьте себе, что вы дали двум группам людей задание вымыть пол зубными щетками. У людей из группы А высокие потребности в общественном одобрении, а у людей из группы Б — низкие. Какой реакции на подобное задание можно ожидать от группы А и от группы Б, имея в виду результаты, полученные Крауном и Марлоу?
а. Обеим группам задание понравится.
б. Группе А задание понравится больше, чем группе Б.
в. Группе А задание понравится меньше, чем группе Б.
г. Обе группы откажутся выполнять задание.
Жажда власти:стремление доминировать и руководить другими людьми.
10. В рекламном ролике используется следующий сюжет. Супруги сидят за накрытым столом и ждут гостей. Но никто не приходит, потому что у них сегодня булочки не того сорта. Следующая сцена начинается с объявления, что теперь они будут покупать булочки только нужного сорта. Немедленно к ним является целая толпа гостей. Какую человеческую потребность эксплуатируют рекламодатели в этом ролике?
а. Физиологическую потребность
б. Любопытство
в. Потребность в любви и привязанности
г. Потребность в достижениях
11. Как лучше всего удовлетворить потребность в положительной оценке окружающих и высокой самооценке?
а. С помощью достижений
б. С помощью аффилиации
в. С помощью любознательности
г. С помощью неудач
12. В какой из семей скорее всего вырастут дети с высокой потребностью в достижениях?
а. В семье Маршаллов, которые очень опекают своих детей.
б. В семье Поттеров, которые поощряют в детях самостоятельность.
в. В семье Бернштейнов, которые стараются, чтобы у их детей было много друзей.
г. В семье Мерфи, которые сами выбирают, с кем дружить их детям.
13. Какой из перечисленных факторов сильнее всего влияет на желание старшеклассников поступить в высшее учебное заведение?
а. Боязнь остаться без хорошей работы
б. Оптимистическая оценка своих шансов найти хорошую работу
в. Беспокойство о том, что скажут друзья
г. Отсутствие такого беспокойства
14. Кого из следующих людей можно отнести к трудоголикам?
а. Билл любит во время работы пить пиво.
б. Тодд откладывает подготовку к экзамену на последний день, а потом зубрит всю ночь.
в. Во время еды Карен, как правило, занимается или составляет список дел.
г. Линда предпочитает работать в обществе других людей.
15. Какая потребность наиболее тесно связана с боязнью успеха?
а. Любопытство
б. Потребность в достижениях
в. Потребность в одобрении
г. Потребность в любви и привязанности
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы.
ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ
Классификация всех человеческих потребностей представляется невыполнимой задачей. Однако Абрахаму Маслоу (Abraham Maslow, 1970), работы которого внесли значительный вклад в исследование мотивации, удалось классифицировать человеческие потребности и мотивы, построив иерархическую модель мотивации в виде пирамиды. В соответствии с этой моделью потребности, находящиеся на вершине пирамиды, могут влиять на поведение людей лишь после того, как удовлетворены потребности, находящиеся на низлежащих уровнях.
В основание пирамиды Маслоу поместил каждодневные физиологические потребности, необходимые человеку: потребности в пище, утолении жажды, отдыхе, выделении из организма продуктов обмена веществ и т. д. На следующий уровень Маслоу поставил потребность во внешних раздражителях.* К этому уровню относится потребность изучать мир и удовлетворять свое любопытство. Затем следует потребность в безопасности. На следующей ступеньке пирамиды находятся потребности в любви и привязанности. На этом, четвертом уровне, появляется потребность в дружбе. Поднимаясь на ступеньку вверх, человек попадает уже на уровень потребности в самоуважении. До последнего уровня поднимаются очень немногие. На нем происходит полная реализация потенциала человека. Маслоу назвал самую верхнюю ступень своей иерархии потребностью в самоактуализации.
* В классической иерархии потребностей по Маслоу, традиционно состоящей из пяти уровней — 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви и привязанности; 4) потребности в признании и оценке; 5) потребность в самоактуализации — данная потребность входит в первый уровень. (Прим. науч. ред.)
А можно взять отпуск? Какой отпуск?!