Тема 2.«краткий обзор развития психологии древнейших времен».

1. «Познай самого себя» — это изречение, приписываемое спартанскому мудрецу Хилону, было по преданию начертано на стенах храма Аполлона в Дельфах. Собственно всю дальнейшую историю развития психологических воззрений древних греков можно рассматривать как применение и развитие данного принципа.

Само понятие «душа»далеко не однозначно. Во-первых, душа
может быть понята как космологическая категория, одна из субстанций мироздания (при дуалистическом подходе) или особая форма
существования единой субстанции (при монистическом подходе).
Во-вторых, о душе говорят как об особой бессмертной сущности,
«одушевляющей» тело. В-третьих, термин «душа» используют для
обозначения внутреннего мира человека.

2. Попытки понять, объяснить психическое существуют столько,
сколько и сам род человеческий. Но только с выделением науки как
отдельной сферы человеческой деятельности в античном Средиземноморье фрагменты психологического знания стали носить научный
характер. Первое упоминание этого термина в рационально-философском контексте встречается у Аристотеля в трактате «О душе». В книге он рассматривает душу как связанную с телом.

3. В основе взглядов крупнейшего представителя ранней греческой
мысли Пифагора (570—500 до н.э.) лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно пифагорейцам, бессмертна, неуничтожима и многократно воплощается в живых существах (как в
людях, так и в животных) в соответствии с определенными числовыми закономерностями. Именно в пифагорействе коренится
субстанциональное различение души и тела, получившее свое развитие в дуализме Платона.

4.Вклад ученых античности в познание души (В.В.Нуркова,2004).

Авторы Основные психологические идеи

Фалес Душа как активное начало

Гераклит Подобие индивидуальной души и мирового Логоса

Демокрит Детерминизм: все возникает по необходимости

Монистический материализм: объяснение

психического из физического

Анаксагор Роль телесной организации в проявлении психического Гиппократ Учение о темпераментах

Сократ Диалогический характер мышления и метод диалога

в педагогике

Платон Проблематика универсальных форм мышления

Диалогичность познания

Конфликт как неотъемлемая характеристика

психической жизни

Аристотель Целевая детерминация развития человека
Функциональный подход к душе

Уровневая структура души

5.Вклад ученых Средневековья и периода Возрождения в
познание души.

Авторы Основные достижения

Августин

Аврелий Интроспекция

Авиценна Обоснование индуктивного метода познания

Альгазен Исследование зрительной системы

Леонардо

да Винчи Классификация аффектов

6. Вклад ученых Нового времени в формирование
психологического знания.

Авторы Основные достижения

Ф. Бэкон Апология индуктивного метода познания,

классификация препятствий на пути

реализации индуктивного метода

Сознание как предмет психологии

Декарт Психофизическая проблема: решение

в духе взаимодействия

Рефлекторный принцип функционирования тела

Мышление — центр психической жизни

Спиноза Психофизическая проблема: решение

в духе единства Классификация познавательных

процессов Классификация аффектов на основе

сведения к трем простейшим — удовольствие,

неудовольствие, желание

Лейбниц Психофизическая проблема: решение в духе

параллелизма Введение проблематики

неосознаваемого познания

Локк Теория преобразования сенсорного опыта в понятия

Разработка законов ассоциаций

Интроспективный метод

7. К последней трети XIX в. сложились предпосылки для выделения психологии в самостоятельную науку. Вклад ученых XIX в. в психологию:

Авторы Основные достижения

Гартли Механистический ассоцианизм: ассоциации — дубликаты

нервных связей в мозге

Прохазка Различение чувствительных и

двигательных нервных путей, развитие учения о рефлексе

Фехнер Психофизика: установление соответствия между

физическим стимулом и субъективным ощущением

Гельмгольц Принцип психологической причинности

Активность субъекта в акте восприятия

Дарвин Принцип биологического детерминизма

Принцип эволюции

Адаптивная функция психики

Обособление новой науки от смежных дисциплин требовало формулировки научных программи создания научных школ.Первая психологическая лаборатория была открыта В. Вундтом в 1879 г. в университете г. Лейпцига (Германия). Там же в 1881 г. был учрежден институт экспериментальной психологии. С этого момента принято вести отсчет истории психологии как самостоятельной науки.

Задание I.2.1.

Используя данную иллюстрацию, материалы учебника Ж. Годфруа «Что такое психология», заполните таблицу:

Этап развития психологии Основные имена, труды, идеи, события Что изучалось психологией? (предмет)
1. Донаучный этап
«Первые шаги в психологию» Люди пытались понять суть явлений, происходящих с ними, объясняли их как проявления души
2. Философский этап (VII- VI в. до н. э. XVIII — первая половина XIX века)
Античная психология «Трактат о душе»
Средневековая религиозная философия
Философии Возрождения и Нового времени Рене Декарт Создание естественно-научных предпосылок для выделения психологии в самостоятельную науку
3. Научный этап (вторая половина XIX века — начало XX века)
Интроспективная психология
Психоанализ
Гештальтпсихология
Бихевиоризм
4. Современный этап (с середины XX века по настоящее время)
Когнитивная психология
Гуманистическая психология
Прикладные направления психологии

Кратко: зарождение возрастной психологии.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector