1. «Познай самого себя» — это изречение, приписываемое спартанскому мудрецу Хилону, было по преданию начертано на стенах храма Аполлона в Дельфах. Собственно всю дальнейшую историю развития психологических воззрений древних греков можно рассматривать как применение и развитие данного принципа.
Само понятие «душа»далеко не однозначно. Во-первых, душа
может быть понята как космологическая категория, одна из субстанций мироздания (при дуалистическом подходе) или особая форма
существования единой субстанции (при монистическом подходе).
Во-вторых, о душе говорят как об особой бессмертной сущности,
«одушевляющей» тело. В-третьих, термин «душа» используют для
обозначения внутреннего мира человека.
2. Попытки понять, объяснить психическое существуют столько,
сколько и сам род человеческий. Но только с выделением науки как
отдельной сферы человеческой деятельности в античном Средиземноморье фрагменты психологического знания стали носить научный
характер. Первое упоминание этого термина в рационально-философском контексте встречается у Аристотеля в трактате «О душе». В книге он рассматривает душу как связанную с телом.
3. В основе взглядов крупнейшего представителя ранней греческой
мысли Пифагора (570—500 до н.э.) лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно пифагорейцам, бессмертна, неуничтожима и многократно воплощается в живых существах (как в
людях, так и в животных) в соответствии с определенными числовыми закономерностями. Именно в пифагорействе коренится
субстанциональное различение души и тела, получившее свое развитие в дуализме Платона.
4.Вклад ученых античности в познание души (В.В.Нуркова,2004).
Авторы Основные психологические идеи
Фалес Душа как активное начало
Гераклит Подобие индивидуальной души и мирового Логоса
Демокрит Детерминизм: все возникает по необходимости
Монистический материализм: объяснение
психического из физического
Анаксагор Роль телесной организации в проявлении психического Гиппократ Учение о темпераментах
Сократ Диалогический характер мышления и метод диалога
в педагогике
Платон Проблематика универсальных форм мышления
Диалогичность познания
Конфликт как неотъемлемая характеристика
психической жизни
Аристотель Целевая детерминация развития человека
Функциональный подход к душе
Уровневая структура души
5.Вклад ученых Средневековья и периода Возрождения в
познание души.
Авторы Основные достижения
Августин
Аврелий Интроспекция
Авиценна Обоснование индуктивного метода познания
Альгазен Исследование зрительной системы
Леонардо
да Винчи Классификация аффектов
6. Вклад ученых Нового времени в формирование
психологического знания.
Авторы Основные достижения
Ф. Бэкон Апология индуктивного метода познания,
классификация препятствий на пути
реализации индуктивного метода
Сознание как предмет психологии
Декарт Психофизическая проблема: решение
в духе взаимодействия
Рефлекторный принцип функционирования тела
Мышление — центр психической жизни
Спиноза Психофизическая проблема: решение
в духе единства Классификация познавательных
процессов Классификация аффектов на основе
сведения к трем простейшим — удовольствие,
неудовольствие, желание
Лейбниц Психофизическая проблема: решение в духе
параллелизма Введение проблематики
неосознаваемого познания
Локк Теория преобразования сенсорного опыта в понятия
Разработка законов ассоциаций
Интроспективный метод
7. К последней трети XIX в. сложились предпосылки для выделения психологии в самостоятельную науку. Вклад ученых XIX в. в психологию:
Авторы Основные достижения
Гартли Механистический ассоцианизм: ассоциации — дубликаты
нервных связей в мозге
Прохазка Различение чувствительных и
двигательных нервных путей, развитие учения о рефлексе
Фехнер Психофизика: установление соответствия между
физическим стимулом и субъективным ощущением
Гельмгольц Принцип психологической причинности
Активность субъекта в акте восприятия
Дарвин Принцип биологического детерминизма
Принцип эволюции
Адаптивная функция психики
Обособление новой науки от смежных дисциплин требовало формулировки научных программи создания научных школ.Первая психологическая лаборатория была открыта В. Вундтом в 1879 г. в университете г. Лейпцига (Германия). Там же в 1881 г. был учрежден институт экспериментальной психологии. С этого момента принято вести отсчет истории психологии как самостоятельной науки.
Задание I.2.1.
Используя данную иллюстрацию, материалы учебника Ж. Годфруа «Что такое психология», заполните таблицу:
Этап развития психологии | Основные имена, труды, идеи, события | Что изучалось психологией? (предмет) | |||||
1. Донаучный этап | |||||||
«Первые шаги в психологию» | Люди пытались понять суть явлений, происходящих с ними, объясняли их как проявления души | ||||||
2. Философский этап (VII- VI в. до н. э. XVIII — первая половина XIX века) | |||||||
Античная психология | «Трактат о душе» | ||||||
Средневековая религиозная философия | |||||||
Философии Возрождения и Нового времени | Рене Декарт Создание естественно-научных предпосылок для выделения психологии в самостоятельную науку | ||||||
3. Научный этап (вторая половина XIX века — начало XX века) | |||||||
Интроспективная психология | |||||||
Психоанализ | |||||||
Гештальтпсихология | |||||||
Бихевиоризм | |||||||
4. Современный этап (с середины XX века по настоящее время) | |||||||
Когнитивная психология | |||||||
Гуманистическая психология | |||||||
Прикладные направления психологии | |||||||
Кратко: зарождение возрастной психологии.