Разложение первобытно-общинного строя

Приблизительно в V-IV тыс. до н.э. началось разложение первобытного общества. Среди факторов, содействующих этому, кроме неолитической революции ключевую роль игрались интенсификация земледелия, развитие специального скотоводства, появление металлургии, становление специального ремесла, развитие торговли.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-воин и земледелец получила должность руководителя семьи. Накопление в разных семьях создавалось неодинаковое, причем любая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт неспешно перестает делиться среди участников общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются базы частной собственности на средства производства.

От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу – складывается патриархат. Соответственно изменяется форма домашних взаимоотношений; появляется патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчиненное положение дамы отражается, например, в том, что обязательность единобрачия устанавливается лишь для дамы, для мужчин же допускается полигамия (многоженство). Старейшие документы Двуречья и Египта говорят о таком положении, сложившимся к концу IV началу III тыс. до н.э. Ту же картину подтверждают старейшие монументы письменности, появляющиеся у некоторых племен предгорий Передней Азии, Китая во II тыс. до н.э.

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны – все это вело к происхождению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и публичное неравенство. Складывалась вершина родовой аристократии, практически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом всевышних, выделяли из жрецов и военных своей среды вождей. Наровне с имущественной и публичной разделением в родовой общины происходит и разделение в племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой – слабые и обедневшие. Соответственно первые из них неспешно преобразовываются в господствующие, а вторые – в подчиненные. В следствии войн имели возможность появляться в подчиненном положении целые племена либо кроме того группы племен.

Но продолжительное время, не обращая внимания на имущественное и публичное расслоение общины, вершина родовой знати еще должна была принимать во внимание с мнением всей общины. Но все чаще трудом коллектива злоупотребляет в собственных заинтересованностях родовая вершина, с могуществом которой рядовые общинники уже не смогут спорить.

Итак, показателями распада родового строя явились происхождение имущественного неравенства, власти и сосредоточение богатств в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обращение военнопленных в рабов, превращение рода кровнородственного коллектива в территориальную общину. Археологические раскопки в разных частях мира, среди них и на территории СССР, разрешают сделать такие выводы. Примером могут служить известный Майкопский курган на Северном Кавказе, относящийся ко II тыс. до н.э. либо пышные погребения вождей в Триалети (южнее Тбилиси). Обилие сокровищ, погребение с вождем насильственно убитых рабынь и рабов, большие размеры могильных насыпей все это говорит о власти и богатстве вождей, о нарушении начального равенства в племени.

В разных районах мира разрушение первобытно-общинных взаимоотношений случилось разновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: кое-какие народы образовали раннеклассовые страны, другие рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сходу к феодализму, а кое-какие – к колониальному капитализму (населения украины, Австралии)1.

Так, рост производительных сил создал предпосылки упрочнения связей между социальными организмами, развития совокупности дарообменных взаимоотношений. С переходом от парного брака к патриархальному, а позднее моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рамках общины. Общинная собственность дополняется личной. укрепление семьи и Индивидуализация производства означали ослабление общины и первобытного коллективизма в целом. По мере развития производительных сил (переход к бронзовым, медным и металлическим орудиям труда) и упрочнения территориальных (соседских) связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее – земледельческая община. Для нее характерно сочетание личного парцеллярного производства с неспециализированной собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего несоответствия формирует условия для происхождения государства и классового общества.

Первобытное общество (рус.) История старого мира.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector