Проблема разграничения стиха и прозы. особенности стихотворной речи. прцпы анализа поэт-го текста.

Билет №3

Художественная речь осуществляет себя в двух формах: стихотворной (поэзия) и нестихотворной (проза).

Первоначально стихотворная форма преобладала как в ритуальных и сакральных, так и в художественных текстах. Ритмически упорядоченные высказывания, отмечает М.Л. Гаспаров, ощущались и мыслились как повышенно значимые и «более других способствующие сплочению общества»: «Из-за своей повышенной значимости они подлежат частому и точному повторению. Это заставляет придать им форму, удобную для запоминания. Удобнее запоминается то, что может пересказываться не всякими словами и словосочетаниями, а лишь особенным образом отобранными»[1]. Способность стихотворной (поэтической) речи жить в нашей памяти (гораздо большая, чем у прозы) составляет одно из важнейших ее свойств, которое и обусловило ее историческую первичность в составе художественной культуры.

Теоретики XIX в. (Гегель, Потебня) противопоставляли друг другу поэзию и внехудожественную прозу. Ученые сосредоточились на рассмотрении различий между стихотворными и художественно-прозаическими произведениями лишь в нашем веке. Ныне изучены не только внешние (формальные, собственно речевые) различия между стихами и прозой (последовательно осуществляемый ритм стихотворной речи; необходимость в ней ритмической паузы между стихами, составляющими основную единицу ритма, – и отсутствие/необязательность и эпизодичность всего этого в художественно-прозаическом тексте), но и функциональные несходства. Так, Ю.Н. Тынянов, введя понятие «единство и теснота стихового ряда», показал, что стих является как бы «сверхсловом» с трансформированным, обновленным и обогащенным смыслом: «Слова оказываются внутри стиховых рядов в более сильных и близких соотношении и связи», что ощутимо активизирует семантическое (эмоционально-смысловое) начало речи[2].

Формы стихотворной речи весьма разнообразны.

Стиховые формы (прежде всего метры и размеры) уникальны по своему эмоциональному звучанию и смысловой наполненности.

Особый колорит русскому силлабо-тоническому стиху XIX–XX вв. придает отсутствие рифмы. Так, 5стопный белый ямб, прочно закрепленный за стихотворной драматургией после перевода В.А. Жуковским «Орлеанской девы» Ф. Шиллера (благодаря Пушкину: «Борис Годунов», «маленькие трагедии», а также стихотворения «Вновь я посетил…»), впоследствии стал в лирической поэзии (особенно – «серебряного века») устойчивым выражением определенного эмоционально-смыслового начала. Циклы Блока («Вольные мысли») и Ахматовой («Эпические мотивы», «Северные элегии»), ряд стихотворений Бунина («В степи», «В Москве», «Эсхил», «Воскресенье») и Ходасевича («Обезьяна», «Встреча», «2-го ноября», «Музыка»), «Альпийский рог» Вяч.Иванова, «Я не увижу знаменитой «Федры»…» Мандельштама, «Эзбекие» Гумилева, написанные именно этим размером, при всей серьезности их различий, сходны глубинной тональностью, возвышенной, неторопливо спокойной, но внутренне напряженной. Сочетая строгость, присущую стиху, и «прозаическую» свободу ведения речи, они передают родственное внимание лирических героев к близкой им, «обычной» реальности, а вместе с тем эпически весомы, масштабны, властно захватывают сферы судьбоносные, исторические, общебытийные.

Стиховая форма «выжимает» из слов максимум выразительных возможностей, с особой силой приковывает внимание к слову и звучанию высказывания, придавая ему как бы предельную эмоционально-смысловую насыщенность.

Поэзии, таким образом, присущ акцент на словесной экспрессии, здесь ярко выражено созидательное, речетворческое начало. В прозе же словесная ткань может оказываться как бы нейтральной: писатели-прозаики нередко тяготеют к констатирующему, обозначающему слову, внеэмоциональному и «нестилевому». В прозе наиболее полно и широко используются изобразительные и познавательные возможности речи, в поэзии же акцентируются ее экспрессивные и эстетические начала. Эта функциональные различия между поэзией и прозой фиксируются уже первоначальными значениями данных слов – их этимологией (др.-гр. слово «поэзия» образовано от глагола «сделать», «говорить»; «проза» –от лат. прилагательного «прямой», «простой», «идущий вперед»; стихи – вирши: повернутый назад). Различия:

проза речь линейная, кот развернута вдоль гориз-й оси, а стихи – по и так и так. Поэзия м.б. и в прозе. Поль Валерии в книге об искусстве пишет, что поэзия есть большее выражение чувств. Для него проза – это ходьба, а поэзия это танец. Стихом, ритмической единицей явл. речевой период, ряд слов, объединенный единой интонационной мелодией;

в то время как прозаическая речь развивается свободно, границы не всегда бывают очерчены, стиховая речь разделена на стихи с отчетливыми границами;

в прозе ритм явл. результатом смысловой и выразительной конструкции речи, в то время как в стихе в рамке ритма вдвигается смысл и выражение. Под ритм подгоняется выражение, кот изменяется, деформируется.

Как правильно рассказывать стихи? Чем отличается Монолог от Прозы?

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector