Понятие и сущность прибыли

Прибыль представляет собой произведенный и в обязательном порядке реализованный прибавочный продукт. Она создается на всех стадиях воспроизводственного цикла, но собственную своеобразную форму приобретает на стадии реализации. Прибыль компании есть ответственной экономической формой чистого дохода. Прибыль как экономическая категория существует в разных методах производства. В современном производстве прибыль существует как главная форма прибавочного продукта.

Прибыль формируется в каналах обращения на протяжении конкурентной борьбы товаропроизводителей, в условиях постоянных трансформаций рыночной конъюнктуры, предложения и спроса товаров.

Прибыли в научной и учебной литературе дано множество определений, каждое из которых затрагивает какую-то одну сторону либо чёрта прибыли. Синтезируя те, каковые имеют самоё широкое распространение, возможно выяснить, что прибыль – это плата за услуги предпринимательской деятельности, кроме этого она есть платой за инновации в бизнесе, за талант в управлении компанией. Нельзя не подчернуть, что предпринимательская деятельность, напрямую связанная с риском, обязана вознаграждаться и как раз платой за риск, за неопределенность результатов, а таковой платой, непременно есть прибыль предприятия. Наконец, нужно выделить прибыль монополиста, которая появляется при монопольном положении производителя на рынке. Реализация данного источника вероятна за счет удержания доли и постоянного обновления продукта производства и сбыта. Но направляться учитывать влияние таких факторов, как растущая борьба со стороны вторых субъектов хозяйствования и антимонопольная политика страны.

Прибыль – форма финансовых накоплений, экономическая категория, характеризующая денежный итог хозяйственной деятельности предприятия.

Существует бухгалтерская прибыль, которая образовывает разность между издержками обращения и валовым доходом и экономическая прибыль, которая характеризует предпринимательский доход, что говорит об окупаемости затрат способности и торгового предприятия его к самофинансированию. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину экономических издержек, каковые не включаются в состав издержек обращения, но наряду с этим понятие экономической прибыли шире, чем бухгалтерской, поскольку в экономическую прибыль может входит такая прибыль предприятия, которой нельзя дать оценку в финансовом эквиваленте, к примеру, рост признания компании у общества по окончании проведения ею мероприятий по спонсированию мероприятий по охране внешней среды.

Различают валовую и чистую прибыль компании.

Валовая прибыль – это часть валовой продукции, которая поступает компании и количественно равна разности между финансовой выручкой, взятой от реализации продукции, и себестоимостью продукции. Чистая прибыль компании воображает валовую прибыль за вычетом отчислений из нее стране (в первую очередь, налога на прибыль). Чистая прибыль остается в распоряжении компании и употребляется ею на внутрихозяйственные потребности. При таких условиях денежные итоги коммерческой деятельности компании находят выражение в категории прибыли.

Прибыль воображает лишь часть чистого дохода, представленную в реализованной части продукции. В прибыли учитываются результаты всей денежной деятельности компании. В нее включаются не только коммерческие результаты от ее производственной деятельности, но и другая прибыль (к примеру, погашенная задолженность, страховые поступления за возмещение ущерба), и сминусованные убытки (к примеру, от ЖКХ, от стихийных бедствий) и просроченные задолженности. На чистом доходе компании эти результаты и финансовые операции никак не отражаются.

На величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы как зависящие, так и не зависящие от упрочнений хозяйствующего субъекта.

Факторы внутренней среды изучаются и учитываются в хозяйственной практике, на них возможно влиять в плане повышения прибыли. К внутренним факторам относят: уровень хозяйствования, компетентность менеджера, конкурентоспособность продукции, заработную плат, уровень цен на реализуемую продукцию, труда и организации производства.

Фактически вне сферы действия находятся факторы окружающей среды: уровень цен на потребляемые ресурсы, конкурентная среда, преграды входа, налоговая совокупность, национальные органы управления, политические, социальные, культурные, религиозные и другие.

Величина прибыли зависит от направлений деятельности хозяйствующего субъекта: производственного, коммерческого; технического, денежного и социального.

Прибыль, как обобщающий синтетический показатель, подвержена влиянию бессчётных как экстенсивных, так и интенсивных факторов. Ее величина определяется:

1. уровнем производительности труда. С ростом производительности труда растет количество создаваемой и реализуемой продукции, понижается ее себестоимость. А это все увеличивает прибыль;

2. экономией материальных и трудовых затрат на производство продукции. Рост капиталоотдачи, трудоёмкости производства и снижение материалоемкости продукции при других равных условиях содействуют росту прибыли компании;

3. трансформацией ассортимента и структуры производства создаваемой продукции. Увеличение доли создаваемых высокоприбыльных видов продукции в составе валовой продукции содействует росту приобретаемой валовой и чистой прибыли;

4. уровнем стоимостей. Рост рыночных цен на создаваемую компанией продукцию при других равных условиях прямо пропорционально воздействует на количество приобретаемой ею прибыли. Напротив, рост цен на закупаемые компанией средства производства и рабочую силу снижает ее прибыль;

5. скоростью неспециализированного оборота авансированного капитала. Ускорение оборачиваемости функционирующего капитала компании ведет либо к экономии главных и оборотных средств, либо к росту количества создаваемой продукции, что и в одном, и в другом случае увеличивает прибыль компании;

6. распределением финансовой части чистого дохода на отчисления и чистую прибыль стране. Экономически неоправданное, чрезмерное изъятие страной части чистого дохода компании сокращает при других равных условиях ее возможности и чистую прибыль стабильного функционирования экономики.

Функции прибыли

Сущность прибыли как экономической категории проявляется в ее трех функциях:

1. Оценочная функция прибыли;

2. Распределительная функция прибыли;

3. Стимулирующая функция прибыли.

Разглядим их подробнее. В качестве показателя оценки итогов производственной и коммерческой деятельности компании употребляется уровень прибыли, в чем содержится ее оценочная функция. В прибыли отражаются все стороны деятельности компании как в сфере производства, так и в сфере обращения. Но прибыль не есть универсальным показателем работы компании. Многофакторность категории прибыли приводит к необходимости наровне с прибылью применять другие показатели эффективности производства (количество реализованной продукции, производительность труда, капиталоотдачу, материалоемкость, скорость оборота авансированного капитала).

Прибыль воображает результат деятельности предприятия, что зависит от уровня себестоимости, количества и качества производимой продукции, производительности труда, степени применения производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения и т.д., а основное от того, как эта продукция удовлетворяет потребности потребителя, другими словами имеет ли она спрос. Величина прибыли складывается под действием многих факторов и отражает фактически все стороны деятельности хозяйствующего субъекта.

Нужно выделить противоречивость прибыли как обобщающего показателя деятельности. Как отечественная, так и зарубежная опыт говорит, что рост прибыли может являться не только следствием действенной экономической деятельности. Он бывает достигнут за счет монопольного положения производителя (рост стоимостей), отступления от стандартов, ухудшения качества продукции и т. п.

Реализация оценочной функции прибыли приводит к возникновению взаимоотношений по поводу определения экономической эффективности хозяйственной деятельности осуществляемой на правилах экономического (коммерческого, хозяйственного) расчета. Они выражаются экономической категорией рентабельности. Рентабельность в общем виде выступает как доходность, прибыльность. Другими словами получение прибыли уже разрешает, по критерию хозяйствования на правилах экономического расчета, сказать об эффективности осуществления и организации хозяйственной деятельности. Но масса прибыли еще не разрешает в достаточной мере оценить, исходя из величины положенных и затраченных на это средств, как действенно осуществляется деятельность предприятия. Исходя из этого второй формой реализации этих взаимоотношений помогают относительные показатели рентабельности – как отношения взятой прибыли к авансированным и затраченным на производство продукции средствам.

Прибыль употребляется в качестве перераспределения и финансового рычага распределения прибавочного продукта между государством и фирмой, между отраслью и фирмой, между ее работниками и фирмой, между производственной и непроизводственной сферами, что обуславливает ее распределительную функцию.

Наконец, стимулирующая функция прибыли связана связана с процессом экономического ее работников и стимулирования фирмы. Прибыль употребляется для создания поощрительных фондов компании, а также в качестве источника капитальных расширения и вложений производства на базе технического прогресса.

Стимулирующая функция прибыли проявляется не только в направлении части ее на экономическое стимулирование, а связано со всем процессом формирования, использования и распределения прибыли. Наряду с этим прибыль помогает как бы узлом взаимоувязки заинтересованностей общества, отдельных работников и предприятия.

Заинтересованность в росте прибыли свидетельствует, следовательно, заинтересованность в комплексном применении всех методов и направлений улучшения результатов хозяйственной деятельности, понижения издержек производства, экономии живого и овеществленного труда, в более полной мобилизации внутренних резервов. Помимо этого, она заинтересовывает не просто в производстве продукции с как возможно меньшими личными затратами, а той продукции, которая удовлетворяет потребности в ней общества, имеет спрос. Другими словами, чем более действенна хозяйственная деятельность, тем большей есть прибыль и, следовательно, тем больше средств имеется для финансирования расширенного воспроизводства, материального поощрения и социального развития участников хозяйственной деятельности. Действие прибыли на производство улучшается тем, что вся совокупность стоимостных экономических рычагов оказывает стимулирующее действие на производство через прибыль.

В условиях рыночных взаимоотношений субъект хозяйствования обязан стремиться если не к получению большой величины прибыли, то к той величине прибыли, которая обеспечит динамичное развитие производства в условиях борьбы, разрешит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечить его выживаемость. Ответ данных задач предполагает не только знание источников формирования прибыли, но и определение способов оптимального их применения. Управление прибылью выступает в качестве одного из двух базисных направлений экономической политики и ставит собственной задачей максимизацию доходов по имеющимся источникам денежных результатов с одновременным расширением неспециализированной номенклатуры этих источников.

Еще одной функцией прибыли есть воспроизводственная функция, в которой она выступает как один из главных источников ресурсов расширенного воспроизводства. Раскрытие экономической природы прибыли, объективных предпосылок и общеэкономических закономерностей ее существования и образования нужно, но не хватает для понимания механизма формирования прибыли военно-строительных организаций в наше время.

Функция прибыли как базы экономразвития страны осуществляется через налоговую совокупность. Прибыль есть одним из источников формирования бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими прибыльными поступлениями употребляется для финансирования удовлетворения совместных публичных потребностей, обеспечения исполнения страной собственных функций, национальных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. Данную функцию делает прибыль, представленная в виде базы налогообложения (налогооблагаемая прибыль). Исполнение данной функции прибылью зависит как от учетной политики предприятия, так и от налоговой политики страны.

По действующему законодательству в РФ ставка налога на прибыль есть недифференцированной по величине прибыли. Для целей стимулирования фирм к сокращению объемов фактов и увеличению прибыли занижения количеств налогооблагаемой прибыли на предприятии, а соответственно и для большего проявления показателя прибыли как базы экономразвития страны, целесообразно было бы предложить ввести регрессивное обложение прибыли (опыт Нидерландов). Предложить взимать налог на прибыль по полной ставке лишь с уровня количества производства, достигнутого в прошлом году, а с прироста количества производства в этом году взимать налог на прибыль по пониженной ставке от суммы налога, зачисляемой в бюджет территории.

Так, понятие прибыли в громаднейшей степени раскрывается посредствам изучения делаемых ею функций.

Денежный итог – наиболее значимый информационный показатель деятельности предприятия. Одним из проявлений денежного результата выступает показатель прибыли. Но определение прибыли в качестве экономического термина далеко не конкретно. кибернетик и Выдающийся экономист К. Боулдинг отмечал, что понятие прибыли не может быть однозначным, поскольку существует целый спектр таких понятий, каждое из которых отвечает строго определенной цели.

Разбирая функции прибыли в экономической судьбе хозяйствующего субъекта, можно подчернуть, что прибыль нужна для:

1) оценки эффективности работы компании;

2) принятия ответов, которые связаны с вложением средств в предприятие, приобретением его акций;

3) успехи целей собственников-акционеров;

4) применения информации о прибыли прошлых отчетных периодов для прогнозирования деятельности предприятия;

5) принятия управленческих ответов (нужно разбирать денежные результаты, чтобы обосновать управленческие ответы будущих периодов и прошлых);

6) определения величины налогооблагаемой базы.

В связи с эти прибыль возможно разглядывать как:

1) основную цель предпринимательской деятельности;

2) главный внутренний источник формирования денег;

3) основной источник возрастания рыночной цене предприятия;

4) базу экономразвития страны.

Разглядим разные категории прибыли на базе выделенных выше определений.

Прибыль как основная цель предпринимательской деятельности находит собственный выражение в росте благосостояния собственников конкретного предприятия, потому, что изменение благосостояния собственников является следствием получения прибыли либо убытков. В случае если организация приобретает прибыль, то по окончании ее распределения хозяин приобретает барыши либо реинвестирует ее для более экономически устойчивого предприятия, при же убытка, или он не возьмёт запланированного дохода, или понесет дополнительные затраты по возмещению убытков организации. Так, итог работы организации есть решающим в определении предстоящих действий хозяина. Главным побудительным мотивом к продолжению деятельности есть прибыльность бизнеса. Для персонала организации уровень прибыли кроме этого есть высоким стимулом их деятельности. Прибыльность предприятия есть не только поручителем их занятости, но в определенной мере снабжает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение последовательности их социальных потребностей. Для данной категории пользователей в основном воображает интерес уровень прибыли, исчисленной согласно данным бухучёта (бухгалтерская прибыль).

До недавнего времени вопрос максимизации прибыли поднимался лишь на тех фирмах, каковые стремились повысить курс котировок акций. Кроме того не вспоминая о налоговых последствиях, администрация этих фирм старалась повысить бухгалтерскую прибыль, что приводило к росту налогооблагаемой базы, поскольку прибыль налогооблагаемая и бухгалтерская были равны. Остальные предприятия сводили роль прибыли как основной цели предпринимательской деятельности на нет, поскольку пробовали уменьшить налоговое бремя. Введение 25 главы НК РФ совершило различие между бухгалтерской и налоговой прибылью, тем самым бухгалтерская прибыль снова стала главной целью предпринимательской деятельности.

Определение прибыли как главного внутреннего источника формирования денег сводится к стимулирующей функции прибыли. Она содержится в возможности расширять производство, увеличивать масштабы бизнеса. Данную функцию делает нераспределенная прибыль, которая со своей стороны зависит от результата вычислений бухгалтерской и налоговой прибыли, потому, что является разницей между налогом и бухгалтерской прибылью на прибыль, вычисленным исходя из налоговой прибыли.

При определении прибыли как критерия эффективности конкретной деятельности нужно определится с тем, в следствии каких вычислений будет взят как раз тот показатель прибыли, что будет объективно отражать итог деятельности организации.

Но определение прибыли как критерия эффективности конкретной деятельности на данный момент вызывает большое количество споров в среде экономистов. Кое-какие ученые вычисляют исполнение данной функции прерогативой бухгалтерской прибыли, другие – экономической.

ФУНКЦИИ и Понятие ДЕНЕЖЕН-семинар

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector