Красота — критерий свободного ребенка

Чтобы суметь прочесть текст, как минимум требуется знание алфавита. Чтобы «прочесть» рисунок либо скульптуру, также нужны определенные знания.

Что означают картинки трехлетних детей? Они напоминают наскальные изображения по примитивности ясных средств. Но кто способен расшифровать их? Ребенок проводит дрожащую линию, тычет грифелем в белый страницу, ставит точку, закорючку, пробует соединить финиши кривой линии в круг либо в огурец, но рука его пока не слушается. Для чего он это делает? Родители наблюдают на ребенка. Интересные интересуются, что это он нарисовал, и ребенок с наслаждением говорит им целые истории про закорючки и точки.

«Нужно бы его научить рисовать солнце, домик»,— решают взрослые, не осознавая, что их ребенок формирует графическую карту собственного мира. Вместо того дабы набраться терпения и проследить за этим свободным творческим процессом, постараться разгадать его символы, взрослые навязывают ребенку собственный взрослый способ отображения внешнего мира. Ребенок с наслаждением обучается. И ликует, что у него получается похоже. Но на что похоже? На то внешнее, что он принимает в противном случае, чем взрослые (хотя бы вследствие того что он видит мир в другом ракурсе), а не на то внутреннее, что ему вправду свойственно. Современный муниципальный ребенок не видит около себя таких домов, каковые рисуют ему взрослые: квадрат, на квадрате треугольник, в квадрате два квадрата, поделенные на четыре части. Это схематическое, шаблонное представление, итог абстрагирования от настоящего дома, настоящей действительности. Это «условность» взрослых, у детей она совсем иного замысла. Реальность же детьми воспринимается не шаблонно, не упрощенно, чему свидетельством насыщенные композиции детских картинок.

В большинстве случаев, дети стараются максимально заполнить пространство страницы. Большая часть из них сперва определяет на странице верх (небо) и низ (почву), а все другое, что они желают нарисовать, распределяют в данных пределах. Возможно, так они и воспринимают мир, и это восприятие закрепляют в них взрослые.

Возможно было бы на этом и остановиться. Но, замечая, как рисуют дети, я нашла в каждой группе двоих-троих детей, для которых не существуют никакие пределы. Они вольно обращаются с страницей, крутят его, прижимая пальцем к столу, они начинают с угла либо с любой произвольной точки и все-таки приводят композицию к единству, что, кстати, получалось лишь классикам, корифеям рисунка. Свободе композиционного решения лишь и обучаться у детей. У тех самых, каковые не ставят себе пределов, по причине того, что они изображают собственный внутренний мир, а не внешний. Но что такое внутренний мир? Он же не существует сам по себе, вне внешнего. Возможно заявить, что и небо, и солнце, и почва присутствуют в их картинках, но в том соотношении, как это существует в их душе, в их сознании сейчас.

— Природа задумана по мелодии либо по перемещению? — задала вопрос меня как-то пытливая пятилетняя девочка Аля П. И ответила за меня:

— Конечно же, и по мелодии, и по перемещению. Мир-то один. Значит, в нем должно быть все сходу.

Детские работы — броское свидетельство внутреннего состояния ребенка. Недаром психиатры применяют их в собственной врачебной практике. Но доктора, в большинстве случаев, обращают внимание на неотёсанные показатели — колорит (яркий, чёрный), композицию (с центром, без центра, перемещённую в ту либо иную сторону), направление литературного сюжета.

Мы же по большей части имеем дело со здоровыми детьми, и нас интересует сама личность ребенка, а не проявления душевной заболевании. Тут нужен второй подход, другой критерий оценки. Скажем, такая вещь, как единство, составленное из некоего множества компонентов. Как ощущает его ребенок, как выражает? Как выяснить уровень качества детского рисунка? Либо детской скульптуры? Они несут в себе определенную данные. Но какую? Имеется ли в ней художественное содержание? Так как ребенок может обозначить: это дом, это забор, это птичка, и нам светло. Он бы и словом смог передать то, что мы видим на странице. Либо это изображение уже не просто символическое, знаковое, а содержит в себе то «что-то», что словами не выразишь, не исчерпаешь? Свидетельствует ли это о наличии особенного дара в данной области? Либо, напротив, знаковое обозначение имеется само по себе свидетельство отсутствия художественного дара?

Я не отношусь к детскому творчеству как к мастерству.Неставлю перед собой цели научить детей разным художественным приемам. Заинтересуется ребенок самим предметом (в этом случае — лепкой), почувствует тягу к материалу — и технические навыки обогатятся сами собой.

Ребенок расписывает слепленную им из глины вазу. Водит старательно кисточкой и внезапно как бы нечаянно смазывает ребром ладони бережно наставленные ваза и — разноцветные точки оживает. Неинтересные точки слились в красивую полосу, нарушилась вялая симметрия, как будто бы ребенок сознательно отыскал единственно верный подход, дабы вернуть вазе красоту. Получившаяся внезапно полоса сделала отчетливой затерянную в большое количествочисленных точках форму, важнейший в этом случае элемент.

Это сработала интуиция — одно из основных качеств творческой личности. База интуиции — свобода.

Таков ребенок, развивающийся «по природе», другими словами в согласии со своей природно хорошей и свободной сущностью. Его критерий в творчестве — красиво либо некрасиво. Красиво не в том смысле, что зализано, приглажено и высказывает хорошие чувства. Красота — это полнота самовыражения, и одновременно с этим чувство меры, соразмерности.

Ребенок, неизменно встречающий на пути непонимание, может стать скованным, ограниченным в собственном творчестве. Показывая собственную работу, ребенок спросит: «Верно либо неправильно?» Другими словами соответствует указанному примеру либо нет. Абстрактных, отвлеченных задач он, в большинстве случаев, решать не может, но под диктовку может сделать работу, в полной мере удовлетворяющую его, а основное, его своих родителей.

Такие дети — отрада воспитательницы в детском саду. Они послушные и аккуратные. Они уже знают, как верно рисовать небо, как верно по стадиям лепить зайца, петушка и т. п. Меня же они тревожат значительно сильней, чем так именуемые необучаемые. К ним непросто пробиться.

Красота по-мавритански

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector