История страноведения.

Французская школа страноведения

Страноведение — как наука. Определения. Функции страноведения.

На данный момент единого взора на предмет нет. Необходимо отметить пара самые общих его определений:

Страноведение – это:

  • наука, изучающая конкретные территории.
  • «лаборатория», предназначенная для проверки географических закономерностей и теорий.
  • наука, изучающая полный комплекс географических явлений на определенной территории (комплексное географическое страноведение), формирует «образ территории».
  • комплексная синтезирующая наука. В данном определении выговор сделан на синтезе.
  • организационная форма разной информации об определенной стране (районе). Упор делается на информационный нюанс.

Страноведение делает следующие функции:

  • Гносеологическую (познавательную) функцию. Страноведение имеет громадное познавательное, просветительское значение. Оно вносит значительный вклад в создание географической картины мира.
  • Аксиологическую (оценочную либо ценностную) функцию. Дается оценка страны либо региона с наличия тех либо иных ресурсов (природных, экономических, туристских и т. д.)-
  • Информационную функцию. Она пребывает в сборе, предоставлении и хранении сведений о стране и ее районах (географии, природе, культуре, истории и т. д.).
  • Учебную функцию для подготовки экспертов в области туризма.
  • Развивающую функцию для оптимизации деятельности организаций, занятых в туристском бизнесе.
  • Ключевую роль страноведение играется во внешнеэкономических связях.

История страноведения.

В конце XIX — начале XX в. популярность приобретает французская страноведческо-краеведческая школа, известная как школа «Географии человека».Отличительной ее чертой была четко выраженная страноведческая направленность.С этим великим основанием связано имя Видаль де ла Бланш. Он и являлся основателем французской школы геополитики, где главный акцент сделан на культурологические нюансы географии ( «география человека» — «поссибилизм»), занимающейся в основном изучением действия географической среды на человека, в частности местных природных условий на историю данного района.

Методика его изучений базируется на традициях французской школы географической и исторической мысли ( «школа анналов») и критическом пересмотре политической географии Ф. Ратцеля. Эта черта – явная либо скрытая полемика с концепцией Ф. Ратцеля – есть характерной для французской геополитики в целом. В случае если в центре его концепции понятия: «пространство», «чувство пространства», «законы жизненного пространства», «государство, как пространственный организм», то В. Блаш в центр собственной концепции поставил человека, став основателем «антропологической школы» в политической географии.

В отличии от германской политической географии французскому исследователю был чужд географический фатализм. Он придавал главное значение воле и инициативе человека. Во второй половине 90-ых годов XIX века он в первый раз выдвинул тезис о том, что человек так же как и природа может рассматриваться в качестве географического фактора.

Противостояние германской и французской научных школ отражала реально существующие разногласия между двумя странами и их политическими заинтересованностями. В. Блаш думал, что Германия есть единственным замечательным европейским страной, геополитическая экспансия которого заблаговременно блокируется вторыми европейскими странами. Англия и Франция имеют широкие колонии на всех континентах; США не имеют соперников в Америке и смогут практически вольно продвигаться по всем направлениям; Российская Федерация захватила большую часть Азии; и только одна из великих держав — Германия окружена со всех сторон и не имеет возможности отыскать выход собственной энергии, а такое положение очень страшно для всей европейской цивилизации, и исходя из этого нужно упреждать усиление. Тем более Германия воображает опасность для Франции, население которой и соответственно армия вдвое меньше.

Видаль де ля Блаш известен в первую очередь своим шедевром «Картины географии Франции». Данный труд отличали большое искусство и гуманистический подход описания. В нем не было твёрдой схемы, материал излагался так, дабы читатель почувствовал «запах» территории. Исходя из этого выбирались и часто ставились в один последовательность далекие друг от друга, но впечатляющие, к примеру, археологические, климатические, политические, подробности и факты, шепетильно описывались темперамент изгородей, тип домов, хозяйственных построек и т.п. Таковой способ соответствовал принципу ученого: «изучать огромное человеческое развитие в его окружении». В собственной работе (1903 г.) В. Блаш обращается к теории «земли» Ф. Ратцеля, наполняя ее совсем вторым содержанием: «Отношения между человеком и почвой во Франции отмечены уникальным характером древности, непрерывности… У нас довольно часто возможно замечать, что люди живут в одних и тех же местах с незапамятных времен». Природу нужно изучать только для того и в таком направлении, дабы узнать ее влияние на темперамент, потребности и нравы населения. В. Блаш думал, что Ф. Ратцель и его последователи очевидно переоценивают природный фактор, выдвигая его на первое место. Человек имеется наиболее значимый географический фактор наделенный возможностью выбора.

Кроме этого известный представителем школы являлся Элизе Реклю, что вместе с Видалем де ля Блашем не отрицали действия природных условий на людскую историю. Но они не были приверженцами твёрдого географического детерминизма. Так, Э. Реклю, подчеркивая, что человек не в состоянии сделать себя «свободным от физических условий и климата обитаемой им страны» одновременно с этим обращал внимание на роль человека как фактора, изменяющего природу. Историю он разглядывал как следствие взаимодействия природы и человечества.

Видаль де ля Блаш внес предложение концепцию поссибилизма. Природа, по Видалю, предоставляет возможности для собственного освоения, но методы людской действия на нее, приспособление к внешним условиям зависят от образа и традиций судьбы людей. Другими словами одинаковые природные условия по-различному воспринимаются людьми с традициями и разными культурами.

Ученые школы «географии человека» думали, что главные упрочнения в работе направляться направлять на региональные изучения. Любой край, как подчеркивал Видаль де ля Блаш, «есть выражением серии собственных действий и причин». Программа региональных черт была дана им в книге «Картина географии Франции» (1903). Стержнем программы была мысль единства, человека взаимодействия и взаимосвязи природы. Выражением этого сотрудничества у Видаля де ля Блаша выступал «образ судьбы», что он именовал «первичным, главным» предметом изучения.

Концептуальные идеи французских ученых нашли собственный конкретное отражение в их бессчётных трудах. Э. Реклю было подготовлено грандиозное издание «Общая география. люди и Земля». За 20-летний период – с 1873 г. – вышло 19 томов, по 900 страниц в каждом: пять томов о Европе, пять – об Азии, четыре – об Африке, четыре – об Америке, один – об Океании и Австралии. В книгах Э. Реклю талантливо представлено описание природы, экономики, культуры судьбы людей отдельных государств.

Базу описаний составляют как раз народы, города, достопримечательности, а не природные изюминки. Современники именовали «Общую географию» Реклю грандиозным научным монументом XIX в.. Так, например, отзывался о труде Э. Реклю ректор Нового университета в Брюсселе Гильом де Греф, додавая наряду с этим, что он заставляет читателей полюбить автора так же, как он призывает их полюбить всех людей. С Э. Реклю тесно сотрудничали ученые разных государств, а также российские – Л.И. Мечников, П.А. Кропоткин. Последний написал большую часть тома «Общей географии», посвященного России.

Историки науки, отмечая некое родство французской школы «географии человека» с германской антропогеографией, одновременно с этим выделяют, что различий между этими двумя страноведческими школами все же больше, чем сходства. Конкретная территория у французских ученых уподоблялась личности, человеку с его личными особенностями, качествами, потому на первый замысел они выдвигали задачу обнаружения своеобразия территории, которое, согласно их точке зрения, определялось методом адаптации человека к природным условиям.

не сильный стороной французской школы историки науки, в большинстве случаев, считают то, что, не обращая внимания на собственный наименование – школа «географии человека», – ученые данной школы основной упор в собственных работах делали на природной среде, оставляя в тени либо по большому счету игнорируя явления социально-экономического характера. Это, как пишет Н.С. Мироненко, предопределяло консервативный темперамент «географии человека», «ее тенденцию иметь дело по преимуществу с явлениями устойчивыми, медлительно изменяющимися».

Влияние французской школы «географии человека» на развитие географического страноведения огромно. Труды Э. Реклю, Видаля де ля Блаша были переведены на многие языки мира. Эти ученые имели много последователей как в самой Франции, так и за ее пределами, в том числе и в России.

Что такое Англия?

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector