Эволюция в истории развития представлений о природе и обществе

Мысль эволюции продолжительно пробивала себе дорогу в истории людской мысли. Весьма продолжительное время взор как на природу, так и на общество был метафизическим, т. е. предполагал, что и природа, и общество являются неизменяющимися, стационарными по собственной природе[259]259

Противоположная позиция именуется диалектической. Диалектика – учение о общем развитии; в этом случае понятия «диалектический и» эволюционный «метод » возможно осознавать как синонимичные друг другу.

Такие представления сформировались во многом под влиянием религиозного мировоззрения и теологической догматики, утверждавшей, что с того времени как Всевышний создал мир, он остается неизменным и стабильным. Что-то поменять радикально в нем легко нереально – это не под силу ни человеку, ни самой природе, и количество сущностей, созданных актом творения в начале мира, в принципе, оставалось совершенно верно таким же и к концу существования этого мира.

В первый раз идею эволюционного способа внесли в науку греческие философы: прежде всего, это были Гераклит Эфесский, Демокрит, Горгий, Аристотель и Платон. «Борьба имеется папа всего и царь всего», – утверждал Гераклит, и потом этот принцип был с успехом применен в отношении органической природы Чарльзом Дарвином. Гераклиту кроме этого в собственности второе известное изречение, иллюстрирующее принцип эволюции: «Данный мир, единый из всего, не создан никем из всевышних и никем из людей, он был, имеется и будет всегда живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру угасающим». Софист Горгий отправился дальше Гераклита и утверждал, что мир в таковой степени охвачен быстронесущимся развитием, что мы совсем не могут постичь данный мир в его сущности а также в существовании: «Ничего не существует, а вдруг и существует, то непостижимо, а вдруг и постижимо, то невыразимо словами, а вдруг и выразимо словами, то будет неясно для другого (человека. – АО.)». Демокрит рассуждал о вселенной как о совокупности движущихся в пространстве миров; он, и Анаксимандр и Эмпедокл создали первые теории происхождения судьбы; Платон выстроил учение об «совершенном стране» как модели, к которой должны были двигаться все сейчас существующие страны; Аристотель применял эволюционный способ в построении собственной физической, биологической и социальной теории, не смотря на то, что и оставался в значительной мере на метафизических позициях.

Принцип эволюции по окончании многих столетий господства метафизического мышления был возрожден в эру Нового времени, в XVI–XVIII вв. Солиднейший вклад тут внесли учёные и такие философы, как Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Ньютон, Г. Галилей, Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Гоббс, И. Кант, П. Лаплас, Ж. Кювье, Ж. Ламарк, Ч. Лайель и др. Лаплас и Кант, к примеру, создали первую в мире космогоническую догадку о происхождении Нашей системы, Кювье и Ламарк создали первые большие учения о происхождении органического мира, Локк и Гоббс внесли предложение теорию развития общества от «естественного», первобытного состояния к «гражданскому» состоянию и т. д.

В XIX в. мысль эволюции стала фактически общепризнанной, и ее деятельно стали использовать в собственных трудах экономисты. Не просто так кроме этого, что в первый раз эволюционный принцип как принцип выживания сильнейших в борьбе за существование применял в собственном научном труде еще на заре столетия узнаваемый британский экономист Томас Р. Мальтус (1766–1834). В собственном «Опыте о законе народонаселения» (1817) он сформулировал следующие главные положения: а) народонаселение отечественной планеты растет в геометрической прогрессии; б) рост средств существования (прежде всего продуктов питания) не имеет возможности идти стремительнее, чем в арифметической прогрессии; в) неограниченный рост народонаселения является угрозой для планеты и должен быть ограничен ростом средств существования; г) для ограничения роста народонаселения нужно «нравственное обуздание» (предупреждение ранних браков, ограничение количества детей и т. п.) низших классов, потому, что как раз они вносят громаднейший процент в данный рост, а вдруг это не оказывает помощь, то нужны сами по себе нищета, бедность, пороки, потому, что они сдерживают рост народонаселения бедных слоев. Так, Мальтус de facto создал идею борьбы за существование между богатыми классами и бедными, в соответствии с которой богатые классы стабилизируют собственную численность и выживают, а бедные классы теряют большое число собственных участников, и не смотря на то, что как социальный слой бедные сохраняют собственный существование, но каждому бедняку это гарантировано быть не имеет возможности из-за нехватки средств существования, приходящихся на низшие классы.

Биология 11 класс (Урок№1 — развитие и Возникновение эволюционных идей.)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector