Три драгоценности

(санскр. triratna, тиб. dkon mchog gsum)

Центральным подношением на буддийском алтаре являются Три драгоценности — Будда, Дхарма и Сангха, представляющие тело, речь и ум всех будд. В буддийских учениях они образуют три аспекта, вместилища или объекта «принятия прибежища». По- нятийно они представляют очищенное поведение (тело), слова (речь) и мысли (ум) просветлённых существ.

Статуя Будды или изображение просветлённого учителя размещается в центре алтаря, представляя просветлённое тело будды. Духовный текст помещается слева от образа Будды, представляя все проповеди и учения Будды как объект просветлённой речи, или Дхармы. Ступа помещается справа от образа Будды, представляя просветлённый ум как Сангху, или духовное сообщество. Традиционно текст Дхармы, как произнесённые Буддой наставления, помещается на самый высокий уровень алтаря. Образ Будды, будучи проявленным воплощением его формы, помещается на центральное место. Ступа, представляя Сангху, помещается под образом Будды. Во время церемонии принятия прибежища, когда человек формально становится буддистом, к его голове на мгновение последовательно прикладываются эти три объекта прибежища. В предварительных тантрических посвящениях прибежище также принимается в «Трёх корнях» (тиб. rTsa Ъа gsum): гуру, божестве-идаме и дакини. Три драгоценности символизируются группой из трёх сокровищ.

Три драгоценности

ТРИ ПОБЕДОНОСНЫХ СОЗДАНИЯ ГАРМОНИИ(тиб. mi thung’yul rgyalgsum)

Группа трёх гибридных созданий образована из парных союзов традиционно враждебных друг другу животных. Вероятно, эти три создания первоначально появились в раннем индийском буддизме как декоративные мотивы на победоносных знамёнах. Эти ранние знамёна были изготовлены из свисающих тройных балдахинов из шёлка трёх цветов, и наиболее вероятно, что на каждом из этих шелков было изображено по одному из этих гибридных созданий. Их изображения также встречаются на тханках, мебели, астрологических и предсказательных диаграммах, в композициях благоприятных подношений, на победоносных знамёнах, а особенно на молитвенных флагах (тиб. rlung rta). Эти три гибридных создания известны как: 1) лев с восемью конечностями (тиб. seng ge rkangpa hrgyad pa), 2) рыба с волосами или с мехом (тиб. пуа spu rgyas pa),

3) морской дракон, или водное чудовище (тиб. chu srin).

Лев с восемью конечностями, или гаруда-лев, создан путём скрещивания льва с его традиционным небесным соперником — птицей гарудой. Восемь конечностей получается за счёт того, что у этого создания четыре лапы льва, а на коленях когти гаруды, однако в живописи изображаются только четыре лапы. Поскольку гаруда — владыка небес, а лев — царь земли, лев-гаруда во славе своей объединяет небеса и землю. Его тело, лапы, грива и хвост — львиные, в то время как голову и крылья он унаследовал от рогатого гаруды. Это гибридное создание легко может быть приравнено к грифону западной мифологии, у грифона тело льва, а голова, крылья и когти — орла. Ранний греческий историк Геродот писал, что грифоны обитают в высоких индийских горах, где своими острыми когтями они докапываются до золота.

Три драгоценности

Рыба с волосами родилась от союза рыбы и её традиционного врага — выдры. У этого создания тело и конечности выдры, а голова, жабры и иногда хвост — рыбы. Так же как и у выдры, её тело покрыто коричневой, серой или чёрной шерстью. Чешуя на шее рыбы может постепенно превращаться в мех выдры, и на передних лапах может образовываться чёткая граница между двумя сущностями.

Водное чудовище, или улитка- макара, родилась от союза макары (тиб. chu srin) и его традиционной добычи — водной улитки. Вероятно, улитка-макара происходит от рака- отшельника, который убивает моллюска и сам занимает его дом — раковину. Раки-отшельники встречаются в горных потоках по всем предгорьям Гималаев. Макара изображён в своей обычной форме: с чешуёй, рогами, клыками, гривой, задранной вверх мордой и, как правило, с двумя ногами, которые высовываются из отверстия раковины. Иногда из кончика раковины появляется витиевато закручивающийся хвост макары.

ЧЕТЫРЕ ДРУГА, ИЛИ ГАРМОНИЧНЫХ БРАТА(тиб. mthunpo spun bzhi)

Благоприятный тибетский мотив «четырёх друзей» (слона, обезьяны, зайца и куропатки, образующих акробатическую пирамиду под кроной дерева) берёт своё начало в легенде Титтира-джатаки об одной из прошлых жизней Будды. Однако в притче Титтира упоминаются только три животных — слон, обезьяна и куропатка. Эта история с моралью о том, что нужно уважать прежде всего, возраст, а потом уже образование, великодушие и благородное рождение.

Притча повествует о том, как Ша- рипутре, одному из старших учеников Будды, не удалось найти жилище в городке Вайсали, поскольку младшие ученики эгоистично поспешили занять для себя все доступные места. Ранним утром следующего дня Будда, узнал, что Шарипутра провёл ночь один под деревом. В ответ на своекорыстие, возобладавшее среди младшей сангхи, Будда поведал притчу Титтира-джатаки о «почитании преклонных лет».

«Однажды, под большим баньяном в предгорьях Гималаев, жили три друга — куропатка, обезьяна и слон. Их взаимоуважение уменьшилось, и, чтобы выяснить, кто из них был самым старшим, они стали обсуждать возраст баньяна, рядом с которым обитали. Слон говорил первым, рассказав, что, когда он был ещё совсем маленьким, баньян был маленьким кустом. Обезьяна поведала, что в её младенчестве баньян был всего лишь побегом. Затем пришла очередь куропатки, которая рассказала, что однажды проглотила где-то семечко, и на самом деле это могучее дерево дало росток из её помёта. Тогда к куропатке стали относиться как к старшей, превосходящей и слона, и обезьяну. И снова гармония воцарилась в царстве животных».

Будда установил, что отныне в санг- хе возраст будет удостаиваться главенства. Он поведал, что в своём прошлом воплощении его ученик Маудгальяяна

Три драгоценности

Эликсир Три драгоценности Fohow.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector