Развитие способностей

Морфо-физиологической базой для развития способностей являются задатки. Так, задатками музыкальных способностей будет соответствующее строение улитки и височной коры больших полушарий, для развития актерских способностей нужно наличие достаточно развито го голосового аппарата и эмоциональных зон мозга, а также хорошая мышечная координация и т. д. Развитие способностей начинается с первых дней жизни и может продолжаться всю жизнь. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов (рис. 27,3).

Развитие способностей

Рис. 27.3. Этапы становления способностей

Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно охватывает период от рождения ребенка до 6-7 лет. Становление специальных способностей начинается в дошкольном детстве и продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность, особенно если они имеют творческий характер. Оценить, на сколько развиты способности у ребенка, мы можем по динамике их развития — то есть по скорости освоения той или иной деятельности. Для развития способностей ребенка нужны определенные условия (рис. 27.4).

Развитие способностей

Рис. 27.4. Условия плодотворного развития способностей у ребенка

Реально судить о способностях ребенка можно, но совокупности следующих показателей:

? скорость продвижения учащегося в овладении соответствующей деятельностью;

? качественный и количественный уровень достижений;

? склонность к занятиям данной деятельностью;

? цена успехов (соотношение достижений и усилий, затрачиваемых для достижения этих результатов).

Условия развития у человека социальных способностей

1. Наличие общества, социально-культурной среды, которая включает предметы материальной и духовной культуры.

2. Наличие в ближайшем социальном окружении человека людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и могут передать ему нужные знания, умения и навыки располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания.

3. Необходимость участия в тех видах человеческой деятельности, которые имеют отношение к его способностям.

Существуют различные подходы к классификации способностей. Иx разделяют на общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие. Попробуем свести их в одну схему, используя позитивные стороны разных взглядов на разнообразие способностей (рис. 27.5).

Развитие способностей

Рис. 27.5. Виды способностей

Можно построить и иную классификацию способностей, которая будет носить дихотомический характер и делить их на общие и специальные, простые и сложные (табл. 27.1).

Таблица 27.1. Классификация способностей

Общие способности Специальные способности
Такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности Такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной,изобразительной, музыкальной и т. п.
Элементарные Сложные Элементарные Сложные
Присущие, всем людям, хотя и в разной степени выраженные способности — основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, запоминать Способности к общечеловеческим видам сложной ‘деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом, присущие в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности Способности, присущие не всем людям. Они предполагают определенную выраженность каких-то отдельных сторон психофизических процессов: глазомер, музыкальный слух, координацию движений Способности, присущие не всем людям. Они являются способностями к определенным видам профессиональной деятельности (профессиональные способности). К ним относят музыкальные, художественные, литературные, инженерные и др. способности

Упражнение на развитие экстрасенсорных способностей. Экстрасенс Сергей Ратнер

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector