Субсидии и меры компенсации

Соглашение выполняет двойную функцию: оно способствует сокращению практики государственных субсидий, а также регулирует меры, которые страны могут предпринять, чтобы нейтрализовать последствия, связанные с субсидиями. В соглашении содержится положение о том, что страны могут использовать процедуры ВТО по урегулированию споров с целью прекращения субсидий и устранения связанных с ними нежелательных последствий. Страны могут также провести собственное расследование и в результате ввести дополнительную пошлину (известную под названием уравнительная компенсационная пошлина) на субсидируемый импорт, наносящий ущерб национальным производителям страны-импортера.

В основу соглашения положен Кодекс о субсидиях, принятый в ходе токийского раунда. В отличие от своего предшественника, соглашение содержит определение термина субсидия и выдвигает понятие специальной субсидии, т.е. субсидии, предоставляемые отдельным предприятиям, отраслям промышленности, группам предприятий или отраслей промышленности страны (или штата и т.д.), которая предоставляет субсидию. Санкции, предусмотренные настоящим соглашением, относятся только к специальным субсидиям как внутренним, так и экспортным.

Как и антидемпинговое соглашение, соглашение о субсидиях является составной частью пакета соглашений ВТО и подписано всеми государствами-членами. Кодекс токийского» раунда был подписан только несколькими государствами-членами, участвующими в соглашении ГАТТ.

Соглашение определяет три категории субсидий: запрещенные, неправомочные и правомочные. Эти категории субсидий относятся в равной мере к промышленным товарам и сельскохозяйственной продукции, за исключением случаев, когда субсидии соответствуют требованиям Соглашения по сельскому хозяйству.

Запрещенные субсидии. К этой категории относятся такие субсидии, которые предоставляются государством лишь в том случае, если экспортер выполняет установленную государством экспортную квоту или использует только продукцию отечественного производства, а не импортированные товары. Такого рода субсидии запрещены, поскольку они откровенно направлены на искажение естественного механизма конкуренции в международной торговле и могут причинить ущерб торговым интересам других стран. Претензии, связанные с запрещенными субсидиями, могут рассматриваться по процедуре ВТО по урегулированию споров, причем, в максимально короткие сроки. Если в ходе процедуры по урегулированию споров факт наличия запрещенной субсидии получает подтверждение, то такая субсидия должна быть немедленно прекращена. В противном случае страна, подавшая апелляцию, может принять контрмеры. Если национальные производители несут ущерб от субсидированных видов продукции, то может быть введена уравнительная компенсационная пошлина.

Неправомочные субсидии. Применительно к этой категории субсидий страна, подавшая апелляцию, должна представить доказательства, что данная субсидия наносит ущерб ее интересам. В противном случае предоставление субсидии разрешается. Соглашение определяет три вида ущерба в результате неправомочных субсидий. Первый, когда субсидирование в одной стране наносит ущерб национальной промышленности страны-импортера. Второй, когда субсидирование производителей в одной стране наносит ущерб экспортерам другого государства, причем производители этих двух стран конкурируют на рынках третьих стран. И, наконец, в случае, если внутренние субсидии в одной стране наносят ущерб экспортерам другого государства, пытающимся конкурировать на внутреннем рынке страны, в которой выделяются субсидии. Если Арбитражная комиссия приходит к заключению, что субсидии наносят ущерб, то данные субсидии должны быть прекращены и должны быть устранены отрицательные последствия, связанные с выделением этих субсидий. В данном случае также действует положение о том, что если национальные производители несут ущерб от субсидированных видов продукции, то может быть введена уравнительная компенсационная пошлина. версия для печати Правомочные субсидии. Эта категория включает общие и специальные субсидии, предназначенные для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оказания помощи отсталым регионам или некоторых видов помощи для приведения промышленной базы в соответствие с новыми окружающей среды и другими нормативными требованиями. Правомочные субсидии не могут быть предметом рассмотрения в рамках процедуры ВТО по регулированию споров и в связи с ними не могут вводиться уравнительные компенсационные пошлины. В то же время такие субсидии должны строго соответствовать определенным требованиям.

Некоторые из санкций схожи с санкциями, которые предусмотрены Антидемпинговым соглашением. Уравнительная компенсационная пошлина (эквивалент антидемпинговой пошлины) может вводиться только после того, как страна-импортер проведет тщательное расследование, подобное предусмотренному Антидемпинговым соглашением. Детально разработаны способы определения насколько субсидируется ли производство того или иного продукта (часто со сложным механизмом расчета), критерии определения ущерба от импорта субсидируемой продукции (причинение ущерба конкретной стороне), порядок возбуждения и проведения расследования, а также правила применения и продолжительность применения антидемпинговых мер (как правило, 5 лет). Экспортер субсидированной продукции может согласиться на повышение цен на свои товары вместо введения на них уравнительной компенсационной пошлины.

Антидемпинговые меры и компенсационные пошлины

Демпинг и субсидии, точно так же, как антидемпинговые меры и уравнительные компенсационные пошлины, часто рассматриваются в совокупности. Во многих странах эти два понятия рассматриваются в рамках одного закона, к ним применяются налогичные процессуальные подходы и связанными с ними расследованиями занимаются одни и те же органы. Более того, два комитета ВТО, занимающиеся проблемами демпинга и субсидий часто проводят совместные заседания.

Демпинг и субсидии объединяют некоторые общие характеристики. Реакцией на них чаще всего бывает введение специального компенсационного налога на импорт (уравнительная компенсационная пошлина применительно к субсидиям). Как и антидемпинговые налоги, уравнительная компенсационная пошлина вводится на продукты, ввозимые из конкретных стран вопреки принципу ГАТТ об увязывании тарифов и равного отношения к партнерам по торговле. Оба соглашения предусматривают возможность освобождения от договорных обязательств и содержат положение о том, что прежде чем ввести компенсационный налог страна-импортер должна провести тщательное расследование, результаты которого должны подтвердить наличие ущерба, причиненного промышленности страны-импортера.

Развод ради субсидии: что нужно знать и к чему готовиться, –

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector