ОТ КОНФЛИКТА
— Время на проведение: 1.5 — 2 часа.
— Возраст участников: 10 — 16 лет.
— Цели, задачи: Понять, из-за чего возникают конфликты между людьми; выработать возможные пути выходов из конфликтных ситуаций и пути их предотвращения; доведение до сознания участников их собственных действий и конфликтов.
Это упражнение можно проводить всем, одной группой, а можно и разделившись на команды по желанию. Участником предстоит выполнить некоторые задания. Не рекомендуется приступать к выполнению нового задания, пока не будет выполнено предыдущее.
1 — Задание: Выписать на листок все имеющиеся в отряде проблемы. Когда задание выполнено, каждая из команд зачитывает то, что у них получилось, командам выдаются новые листки.
2 — Задание: Выписать на этот лист всевозможные причины этих проблем и конфликтов. Когда задание выполнено, каждая из команд зачитывает то, что у них получилось, командам выдаются новые листки.
3 — Задание: Выписать на этот лист всевозможные варианты выхода из сложившейся ситуации. Когда задание выполнено, каждая из команд зачитывает то, что у них получилось, командам выдаются новые листки.
4 — Задание: Выписать на этот листок всевозможные варианты и способы поведения, предотвращающие вышеуказанные проблемы и конфликты. Когда задание выполнено, каждая из команд зачитывает то, что у них получилось. Идет обсуждение всего того, что было написано. Важна рефлексия.
СООТНОШЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ
— Время на проведение: 40 — 60 мин.
— Возраст участников: 13 — 16 лет.
— Цели, задачи: выработка общих целей; дается возможность понять, что необходимо чем-то жертвовать ради коллектива.
Группа делится на несколько команд, чтоб в каждой было по 4-6 человек. На каждую команду выдается лист бумаги и ручка. Листы расчерчиваются на четыре вертикальных столбца, и участникам предлагается поочередно выполнить следующие задания (после каждого задания каждая команда зачитывает то, что у них получилось):
1 — Задание: Выписать в первом столбце то, что хотите лично вы.
2 — Задание: Записать во втором столбце то, что, по вашему мнению, хотят другие члены вашего отряда.
3 — Задание: Записать в третьем столбце то, что необходимо вашему отряду для того, чтоб он мог быть самым лучшим.
4 — Задание: Записать в четвертом столбце то, как соотнести между собой все то, что было написано в предыдущих трех столбцах.
Когда задание выполнено, каждая команда зачитывает то, что у них получилось, после чего идет обсуждение, в ходе которого идет рефлексия, определяются пути, средства, способы, которых будут придерживаться участники.
По одежке встречают …
— Время на проведение: 30 — 45 мин.
— Возраст участников: 10 — 16 лет.
— Цели, задачи: показать участникам конфликта, какими их видят другие;
Каждый раз, при встрече нового человека, у нас создается о нем какое-то впечатление, часто оно не ошибочно. Сейчас мы попробуем поделиться своими впечатлениями друг о друге. Вы получаете карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто Я?» Ваша задача — написать десять пунктов, отвечая на этот вопрос за человека, чье имя у вас на карточке. И еще одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладываем на столе рабочей стороной вверх. Затем, когда все будет разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написано от его имени.
Этот этап работы вызывает интерес и легкое волнение у членов группы. В процессе поиска своего «портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:
1. Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?
2. Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?
3. Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?
4. Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?
Солнышко
Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это солнце. Группа (планеты) становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем солнце открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.
1080p