Социокультурная ситуация и ее составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)

Социокультурная ситуация — это многомерное социокультурное пространство,

в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его

жизнедеятельности. Она включает в себя:

а) социально-культурную среду (поля жизнедеятельности);

б) соответствующие сферы жизнедеятельности, где формируются и

реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных

субъектов (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.).

Социокультурная среда, характеризуя сущностные связи человека с социокультурным

окружением, имеет набор устойчивых компонент (полей и соответствующих сфер

жизнедеятельности), которые и подлежат анализу в процессе разработки

социально-культурных программ. Поля и сферы жизнедеятельности

имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно

отграниченные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с

предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими

социальными институтами и учреждениями.

В зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело в

рамках социокультурной среды (т.е. предмета его деятельности) и сферы

активности человека, можно выделить следующие ее составляющие — поля

жизнедеятельности (которые одновременно могут выступать областями проектной

деятельности или приоритетными направлениями социально-культурного

проектирования):

1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания

человека, мера ее освоения и востребованности);

2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая

соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и

ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни;

3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных

отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности

людей — их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и

отношения);

4. Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали,

так и на интесубъективном уровне — как внутриличностное содержание

духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);

5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической

жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической

деятельности);

6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также

ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).

Каждое поле социокультурной среды по характеру его составляющих можно

представить в виде трех уровней:

1. Предметно-пространственное окружение человека: памятники истории и

культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные

интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т.д.;

2. Информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая,

эстетическая, этическая информация);

3. Ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная нагрузка

элементов среды).

Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того или

иного элемента (поля) среды.

Основными сферами жизнедеятельности человека, где он расходует свои

фундаментальные ресурсы (время и энергию), являются: образовательная

(представленная учреждениями системы образования, в т.ч. специального);

производственная (характеризуется видами производственных структур,

определяющих номенклатуру профессий, условиями профессионального

самоопределения и самореализации личности в той или иной сфере трудовой

деятельности); досугово-рекреационная (представлена досуговыми и

туристско-экскурсионными учреждениями); физкультурно-оздоровительная

(инфраструктура учреждений спорта и здравоохранения, обеспечивающих здоровье

человека, развитие его физических и психических способностей);

информационная (библиотеки, средства массовой информации).

Проблемы функционирования учреждений, соответствующих определенному полю

социокультурной среды или сфере жизнедеятельности, относятся к разряду

отраслевых проблем, которые также учитываются при разработке

социально-культурных программ.

Выбор и оценка человеком тех или иных полей жизнедеятельности (элементов среды)

и сфер жизнедеятельности, устойчивое распределение своего времени и энергии

между ними и определяет образ жизни, понимаемый как совокупность

типичных видов и способов деятельности человека (социальной группы, общества),

определяемая системой его ценностей и условиями жизни.

Таким образом, социокультурная ситуация — это окружающие человека

материальные, социальные, институциональные и духовные условия его

формирования, развития и самореализации. Составляющие социокультурной ситуации

— среда и сферы жизнедеятельности — являются одновременно областями проектной

деятельности.

Каждое социокультурной поле среды и сфера жизнедеятельности имеет

соответствующие проблемы и ресурсы, которые представлены а) потенциалами

(по каждому полю среды) и б) инфраструктурой, т.е. учреждениями,

выполняющими различные функции по формированию и реализации всех составляющих

образа жизни.

В условиях конкретного региона, в зависимости от характера и интенсивности

проблем и имеющихся ресурсов, те или иные составляющие социокультурной среды

могут выступать в качестве приоритетных направлений культурной политики и

социокультурного проектирования.

Социокультурная среда жизнедеятельности (человека, социальной группы,

региона) является ключевой в технологии социокультурного проектировании в

силу того, что она поддается изменению, преобразованию. Оказывая решающее

воздействие на развитие и формирование личности, среда в то же время

изменяется, преобразуется под влиянием творческой активности человека,

благодаря которой потенциалы среды становятся реальными возможностями

развития личности, условиями ее самореализации. Следовательно, в рамках

социально-культурной программы можно поменять условия формирования и

реализации образа жизни, изменив ситуацию путем:

а) реализации потенциалов среды (во всех ее областях) — предметных,

информационных, ценностных и др.;

б) изменения связей и отношений человека со средой (расширение его

взаимодействий с историко-культурным наследием, установление более тесных и

продуктивных контактов с природой, социальным окружением, искусством и т.д.)

[41];

в) совершенствования деятельности соответствующих учреждений (или создания

новых — в зависимости от характера проблем, имеющихся ресурсов, целей

проекта), что создаст дополнительные условия гармонизации и оптимизации

образа жизни.

Реализуя потенциалы среды, изменяя связи и отношения человека со средой его

обитания, совершенствуя деятельность учреждений или создавая новые, программа

в результате должна обеспечить рост качественных параметров образа жизни

человека, создать дополнительные возможности для развития и самореализации

личности. В этом и заключается основной смысл и целевая установка технологии

социокультурного проектирования.

Общество и человек: Основные сферы жизни общества. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector