Второстепенными называют члены предложения, не образующие предикативного ядра. Они распространяют и поясняют главные и другие ВЧП, связаны с ними по смыслу и грамматически.
Понятие | Разновидности | |
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е | ВЧП, выража-ющий общее атрибутивное значение Вопросы: какой? каков? который? чей? | Согласованные представлены согласуемыми классами слов. Связаны с определяемым словом по типу согласования (в роде, числе, падеже): Горные вершины залиты солнцем. (морфологизированные) Несогласованные.Зависимость от определяемого слова проявляется в виде управления или примыкания: Вершины горзалиты солнцем. (неморфологизированные) |
+ П Р И Л О Ж Е Н И Е | ВЧП, заключаю-щий в себе второе наимено-вание предмета, обозначенного определяемым именем суще-ствительным. Вопросы: кто это такой? что это такое? что он (она) из себя представляет? | Значения:-название предмета при сущ. с родовым значением: Роман«Война и мир» экранизирован. -географические названия при нарицательных существительных – родовых географических понятиях: Широка река Днепр. (При перемене позиций меняются и синтаксические функции: Туман клубится над Днепром-рекой.) -название качества, свойства предмета: И снится им прекрасная… красавица весна. -указание на социальные, национальные признаки; родство, возраст, профессию и т.д.Каренины, муж и жена, продолжали жить в одном доме. -уточнение названия: Печальный Демон, дух изгнания, летел над грешною землей. |
Д О П О Л Н Е Н И Е | ВЧП, выржающий общее значение объекта. вопросы косвенных падежей | Прямыеобозначают предмет, на который непосредственно направлено действие, употребляются при переходных глаголах — в форме Вин.п. без предлога: Красота спасет мир. — в форме Род.п. при отрицании: Ваш друг не получал письма. — в форме Д. п. с предлогом по при распределительных отношениях: Каждый принес по букету. Косвенные выражены различными формами косвенных падежей, кроме винительного беспредложного: Мне весело. |
О Б С Т О Я Т Е Л Ь С Т В О | ВЧП, характери-зующий дей-ствие / признак со стороны ка-чества, коли-чества и условий его протекания / проявления. Вопросы: где? куда? когда? откуда? как? сколько? каким образом? насколько? в какой мере? зачем? почему? вопреки чему? | 1) Качества и образа действия: Тройка быстро мчится. 2) Количества, меры и степени: Могу полюбить до полного самоотречения. 3) Времени: Вернемся к ужину. 4) Места: Мы вышли на берег озера. 5) Причины: От мороза побелели деревья. 6) Цели: Дочь присутствовала в столовой для украшения стола. 7) Уступки: Мы отправились в поход вопреки неблагоприятному прогнозу погоды. |
II Основные классификации ВЧП
1. По способу выражения:
разновидности ВЧП | морфологизированные | неморфологизированные |
(выраженные теми частями речи, для которых данная семантико-синтаксическая функция является первичной) | (выраженные теми частями речи, для которых данная семантико-синтаксическая функция вторична) | |
Определения | -именами прилагательными: Высокие волны бились о берег. -причастиями в полной форме: Искрящийся снег радовал глаз. -притяжательными, определительными и нек. другими разрядами местоимений: Мой костер в тумане светит. -порядковыми числительными: Захвати вторую тетрадь. | -предложно-падежными формами имен существительных: Однажды отец покатал меня на лодке с парусом. -сравнительной степенью имен прилагательных: Мысли одна другой мрачнеетеснились в душе его. -наречием: Чтение вслух продолжалось. -инфинитивом: Желание учиться никогда не покидало его. |
Дополнение | -им. существительными и местоимениями в косвенных падежах: Я встретил Вас. | -инфинитивами: Природа учит нас понимать прекрасное (пониманию). |
Обстоятельство | -наречиями: Быстро стемнело. -деепричастиями: Поэзия служит жизни, благословляя ее. -предложно-падежными сочетаниями им. существительных: К закату мы вышли на берег озера. | -инфинитивами: Мы вышли на балкон подышать свежим воздухом. |
2. По участию в структурной схеме предложения:
ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ (неконститутивные) | ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ (конститутивные, облигаторные) |
факультативные члены, наличие или отсутствие которых не влияет на строение предложения как предикативной единицы | предметные имена и определители предиката |
Мальчик рисует красками. Она тихо вышла из комнаты. | Мальчик рисует красками, а девочка карандашами. Он плохо себя чувствует. |
3. В зависимости от характера распространяемого компонента:
ПРИСЛОВНЫЕ | ПРИОСНОВНЫЕ (ДЕТЕРМИНАНТЫ) |
распространяют отдельное слово | распространяют всю предикативную основу |
Незримые колокольчики тонко вызванивали прозрачную музыку жизни (Шукшин). | Кадетом я писал стихи. В этом мире я только прохожий. Огни в городе погасли. |
Семантический аспект изучения синтаксиса. Часть 1. Семантика предложения как новый аспект синтаксиса