Психолого-педагогическое взаимодействие в системе «учитель-родитель».

В настоящее время отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех институтов воспитания. В современных условиях, когда идет бурная перестройка политического и социально-экономического укладов жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие. Можно утверждать, что будущее общества — это сегодняшнее состояние родительства (Овчарова Р.В.) Соответственно, пристальный интерес к семье объясняется тем, что в последние десятилетия всё глубже проявляются признаки кризиса российской семьи как педагогической системы. Поскольку результаты изменений государственного масштаба напрямую отражаются на уровне жизни семьи, ее стабильности и воспитательной деятельности, мы обнаруживаем, что она, являясь основополагающим институтом в структуре общества, так же и особенно чувствительна. Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьёзные трансформации. Это во многом связано с её адаптационными возможностями и приспосабливаемостью к новым условиям.

В современном обществе сформировался кризис семейного воспитания. Это сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями. В результате экономических реформ семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации. Усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Будучи недостаточно компетентными в сфере знаний о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребёнка, родители порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, а то и хаотично, что не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, и, как следствие, авторитетом становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к выходу ребёнка из-под влияния семьи. Неуверенные в себе, гиперсоциальные родители, перестают быть у своих детей авторитетом и образцом для подражания. Дети перестали обращаться к родителям за советом и за помощью, считая их неспособными к выживанию в новых условиях. Снижение воспитательной роли семьи — факт, не вызывающий сомнения. В последние годы ею утеряны многие ценности, которые веками считались основой семейного воспитания.

Однако, испытывая большие трудности в выполнении своих педагогико-воспитательных функций, семья тем не менее объективно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности, в социализации и воспитании подрастающего поколения. Несомненно, семейном воспитании есть свои преимущества и ценные средства: родительский авторитет, возможность индивидуального подхода к детям, положительный пример родителей, учет возрастных особенностей, духовная связь и нравственная преемственность поколений. Влияние семьи на ребенка чрезвычайно велико и устойчиво. Педагог не может игнорировать глубокое влияние семьи на школьника, ребенок приходит в школу со своими семейными ценностями, правилами, нормами и установками.

Успешность и своевременность формирования учебной позиции ребенка, необходимых для школьного обучения и социального развития качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя и родителей.

Когда ребенок приходит в школу, семья частично (а то и полностью) передает функцию воспитания школе. При этом семье продолжает оказывать сильное воспитательное влияние на ребенка. На ребенка оказывают воздействие два мощных субъекта воспитания: первичный субъект — семья и вторичный, столь же мощный, — школа. Для полноценного, адекватного, развития ребенка (полезного ему и обществу), необходимо конструктивное взаимодействие семьи и школы. Первейшее условие их взаимодействия — исчерпывающее представление о функциях и содержании воспитательной деятельности друг друга, чтобы эти субъекты имели возможность понимать друг друга, и, при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга, могли выполнять реальные взаимные действия, вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном результате.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешна только в том случае, если они станут союзниками. Им необходимо вместе лучше узнавать ребенка, видеть его в разных ситуациях и таким образом понимать индивидуальные особенности ребенка, развитие его способностей, формирование ценностных жизненных ориентиров. К тому же эти совместные знания будут помогать в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении ребенка. Для этого необходимо создание поля совместной деятельности, конструктивных отношений, общего бытия, где нет знающих больше или меньше, а есть ищущие, которые объединены единой целью.

Формула воспитания семьи и школы — это взаимопонимание плюс взаимодействие, результатом чего является жизненный успех ребёнка

Сегодня на первый план выступает задача воспитания личности. Главное средство её решения — взаимодействие всех субъектов воспитательной деятельности (педагогов, родителей, детей).

Школа остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума.

Взаимодействие с родителями должно строиться на позициях уважения и сотрудничества. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с одновременным требованием «принять меры», указание на одни лишь недостатки в воспитании ребенка, без психолого-педагогического анализа причин, результатов наблюдения, педагогических рекомендаций приводит лишь к отчуждению родителей от школы, и даже к реакциям оппозиции.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимо терпение и целенаправленный поиск способов взаимодействия с родителями, исключающих авторитаризм и дидактизм. Необходим отказ от репрессивного характера общения, иначе ребёнок будет всегда оказываться в ситуации конфликта, когда семья транслирует одну систему ценностей, школа — другую, он станет теряться в ориентирах, что нередко приводит к потере внутренней гармонии и нарушению психического здоровья.

В процессе педагогического взаимодействия учителя и родителей возникает множество задач, которые, по существу, являются задачами поиска оптимальных решений. В таких случаях требуется определить тот путь, выбор которого связан с определением результата педагогического воздействия, с его исходом. Эффективность педагогической деятельности может быть достигнута при реализации психолого-педагогического просвещения родителей. Ведь конструктивный и адекватный диалог возможен между участниками, говорящими «на одном языке».

Вебинар: УЧИТЕЛЬ И РОДИТЕЛИ — УПРЕКИ, НЕДОВОЛЬСТВО, СТРАХ (Егорычева И.Д.)


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: