Динамика процесса психологической коррекции

Динамика процесса психотерапевтической коррекции пребывает в чередовании его этапов, шагов и ступеней. На начальной стадии эмоционально-рефлексивного освобождения главные упрочнения направлены на рождение намерения поменять собственный стиль общения: понять проблемы и свои настоящие потери, преодолеть сопротивление (защиты) и ощутить возможность обособления от безвыходной обстановки общения. Тут клиент поймёт возможность, преимущества и ценность взаимоотношений доверия и принимает ответ поменять собственный стиль общения с другими, воспользовавшись наряду с этим опытной помощью психолога.

На втором этапе осуществляется психотерапевтическая коррекция физической и психологической активности клиента. Наряду с этим осознаются: склонность к поклонению «сильным авторитетам» и его гиперответственность за развитие вторых, принесенная личностью из прошедшей судьбы в настоящую действительность; преимущества и сущность сбалансированной ответственности за себя и других; деструктивные последствия негативных чувств, пережитых на различных этапах онтогенеза и усвоенных в следствии идентификации с эмоциональными моделями социума и семьи.

Психолог оказывает помощь клиенту освободиться от негативных чувств и получить свойство хорошего отношения к себе и вторым. Тут же осознается сокровище полученного доверия самому себе и вторым, и ответственности за саморазвитие и саморазрушение, разрешающей адекватно оценивать обстановку и субъектов общения, реально существующие неприятности, оптимально применяя наряду с этим возможности настоящего момента и потенциалы собственной личности.

На третьем этапе осуществляется психотерапевтическая коррекция социальной активности личности. Психолог оказывает помощь клиенту получить свойство доверять вторым право отвечать за их собственное существование, развитие; овладеть конструктивными позициями общения. Ответственная точка приложения упрочнений — построение стратегии самоподдержки и самопомощи с выговором на осознавании преимуществ хорошего конструктивных ситуации форм и восприятия общения действия на другого. Остановимся на подробном описании этапов психотерапевтической коррекции.

1-й этап. Доверие.

На этом этапе психолог, создавая обстановку поддержки и безусловного принятия, неспешно усиливает доверие клиента к самому себе, готовя его к встрече с непродуктивными моделями отношения к себе и вторым. Вместе с тем уже на этом этапе осознается сокровище рефлексии. Наконец, сначала поднимается самостоятельности развития и задача инициативы, каковые составляют базу ответственности за успех собственного общения с другими.

Так, уже на 1-м этапе клиент поймёт сокровище рефлексии, ответственности и доверия. Но центральным мотивом 1-го этапа есть доверие, потому, что без доверия неосуществим кроме того контакт с психологом.

Продуктивный стиль общения — это максимально естественный, «незамаскированный» стиль. На 1-м этапе психолог оказывает помощь клиенту понять преимущества естественного, не отягощенного страхом стиля. Модель для того чтобы стиля общения демонстрирует сам психолог, доверяющий себе и вторым, несущий ответственность за себя и разделяющий ответственность за успех работы с клиентом, компетентно обучающий обратившегося с просьбой о помощи продуктивному сотрудничеству с другими.

Первый этап психокоррекционной работы можно считать завершенным, в случае если у клиента появляется готовность изучить трудности прошлого общения и своего настоящего и намерение строить новые отношения в себя самого и с другими людьми.

2-й этап. Ответственность.

Наименование этапа выделяет, что изменяется не только цель психотерапевтической коррекции, но и стратегия обращения психолога с клиентом. В это время психотерапевтической коррекции, живя на осознанном уровне все детские конфликты (между недоверием и доверием, зависимостью и инициативой, эмоциями и самостоятельностью страха, стыда, вины); клиент «взрослеет» и обучается доверять себе и вторым и отвечать за продуктивное применение собственных возможностей.

Центральный тезис 2-го этапа — «Я имею право в противном случае посмотреть на себя и собственный сотрудничество с другими и беру на себя ответственность за успех собственного общения с другими в настоящем и будущем». Таковой сознательный важный выбор уже сам по себе мобилизует внутренние ресурсы клиента и усиливает его межличностные контакты.

Продуктивный стиль общения делается дешёвым, в случае если клиент развивает в себе способности: быть естественным, спонтанным, доверять собственной природной сущности и высказывать ее правильными, неискаженными, незамаскированными социальными символами; пристально следить наряду с этим за соответствием собственных жестов и слов.

Обладающий непродуктивным стилем общения старается исказить собственную сущность, потому, что не верит в собственный совершенство и старается «спрятаться», «замаскироваться», дабы добиться признания и любви, смотреться «хорошим». Рвение запрятать собственные естественные проявления приводит к излишнему напряжению в теле. Неконструктивная физическая активность проявляется в межличностном сотрудничестве, в немотивированной агрессии, неискренности, «прилипании», заискивании, неадекватном выражении эмоций.

Конфликт между рвением быть естественным и страхом, что для того чтобы — естественного — не признают, не примут окружающие, ведет к гипертрофии идентификации либо обособления. Такая внутренняя активность неконструктивна и есть источником непродуктивного общения с внешним миром.

Главная стратегия 2-го этапа содержится в том, дабы признать наличие этого конфликта, позволить себе изучить непринимаемые нюансы собственного Я, отыскать и открыть их хорошую сущность, признать за собой право на естественное существование любого собственного проявления и взять на себя ответственность за продуктивное применение этого нюанса собственной личностной сущности. Такое разрешение расширяет идентификацию со собственными внутренними ресурсами совершает человека посильнее и вместе с тем снижает тенденцию к отчуждению от вторых. Наряду с этим принципиально важно развести совершенства и понятия естественности. Стремясь к совершенству; к идеалу, эталону, человек уходит от себя естественного, отчуждается от собственной сущности. Признавая сокровище рвения к совершенству, благодаря которому человек идентифицируется с эталонами, нормами, совершенствами, растет и начинается, применяя богатства социума, нужно поддержать клиента в его праве быть естественным, доверять самому себе, собственной мудрости, которая, без сомнений, проявится при соответствующих событиях и в соответствующий момент.

Идентификация с новой гранью себя раздвигает горизонты общения с окружающим миром. Более глубочайший контакт с собой, доверие самому себе, расширяет доверительные контакты с другими. Полагая правомерным притязание на признание какой-то обособленной части собственной естественной сущности, отвергаемой ранее, человек обогащает собственные внутренние ресурсы, делается личностью самодостаточной, сильной, способной к продуктивному сотрудничеству с другими.

В случае если на 1-м этапе психолог формирует обстановку безопасности, обеспечивая клиенту абсолютное принятие, защиту, помощь, выращивает его доверие, то на 2-м этапе клиент обучается самопринятию, самодоверию, берет на себя ответственность за развитие свойств к самозащите и самоподдержке.

Признавая правомерным собственный притязание на признание, клиент неспешно приходит к убеждению, что он в праве быть естественным. И именно это право лежит в базе его ответственности не только за собственный поведение, но и за собственный саморазрушение и саморазвитие, и за конструктивное выражение как хороших, так и негативных эмоций.

В зависимости от того, какое из этих стремлений выражено слабо, и строится работа с клиентом. Главная стратегия 2-го этапа — принятие ответственности за собственный развитие и бытие естественной сущности среди вторых людей.

Удачи, сначала маленькие, оказывают помощь человеку преодолеть отчуждение в себя и высвободить конструктивные потенциалы личности, скрываемые под «масками», навязанными социумом.

Воздух работы с психологом содействует проявлению и осознанию у клиента жажды положить эти потенциалы в базу продуктивного стиля общения, нужными составляющими которого являются самодостаточность, чуткость, принятие окружающих и бережное отношение. Освобождаясь от непродуктивных паттернов общения, клиент открывает для себя возможность принимать себя и других, спонтанно, открыто и конструктивно высказывать собственные эмоции, согласовывать собственные действия с партнером по общению.

Второй этап психокоррекционной работы можно считать завершенным, в случае если клиент поймёт трансформации в самосознании собственной личности, каковые оказывают помощь открывать и применять конструктивные модели общения.

3-й этап. Зрелость.

На завершающем этапе клиент обучается строить собственные отношения с другими, сознательно и компетентно выбирая стратегии продуктивного общения. Наименование этапа выделяет, что в это время, чувствуя помощь психолога, человек овладевает сокровищами зрелой личности, способной к творчеству и солидарности.

Неспешно фокус внимания переносится с собственного права быть естественным и спонтанным на вторых, владеющих теми же правами. Клиент обретает свойство подмечать, какую реакцию со стороны вторых людей вызывают его притязания, желания и потребности, как люди реагируют на его действия и слова. Наряду с этим он может осознанно выбирать, как ему стоит поступить в каждой конкретной ситуации. Он может применять неконструктивные модели общения либо выбрать более лояльные методы общения. Но, потому, что данный выбор совершается осознанно, человек несет за него ответственность. В случае если его не устраивают полученные результаты, он может поменять стратегию собственного общения, поскольку знает, что он сам вправе выбрать метод поведения, что он вычисляет более продуктивным в сложившихся событиях. Он сам, а не люди и не события, диктует себе, каким быть, как себя вести и что иметь в следствии выбранной им самим стратегии общения.

ответственность и Компетентность клиента на данной стадии пребывает в том, дабы быть с партнером «на равных», стараясь «подтянуть его до себя», в случае если это младший, и получить самоуважение и уверенность в общении со старшими по званию и возрасту; быть внимательным к представлениям партнера по общению, прислушиваться, искать неспециализированные точки восприятия; избегать навязывания собственного мнения, собственного видения обстановки, объяснений происходящего; пристально следить за ответной реакцией партнера; подмечать, какую данные (вербальную либо невербальную) информирует собеседник, настроен ли он на тональность говорящего, улавливает ли суть коммуникации; смотреть за невербальными сигналами партнера: позой, жестами, тоном, ритмом голоса, скоростью и громкостью речи, учитывая наряду с этим личные и культурные изюминки языка тела; задаваться вопросом о намерениях человека, пробуя осознать суть его поведения и оказать помощь; не забывать, что в любом действии партнера имеется хороший, время от времени подсознательный суть, неконструктивен только метод достижения цели — его и нужно корректировать; уважать право каждого выбирать собственный путь и учитывать хорошее намерение поступка партнёра и каждого действия; не забывать: то, что человек делает, — это его лучший выбор из всего поведенческого репертуара; это оказывает помощь принять другого человека таким, каков он имеется, — в педагогике это положение имеет особенный суть; мыслить позитивно; не забывать, что у каждого человека имеется ресурсы для трансформации и он способен поменять собственный стиль общения; разглядывать неудачу либо «провал» не как неточность, а как обратную сообщение, как шанс обучиться чему-то новому.

Третий этап психокоррекционной работы можно считать завершенным, в случае если клиент, освободившись от склонности к гипертрофии идентификации либо обособления, делается компетентным в применении моделей соучастной стратегии общения, основанных на ответственности и доверии, ощущает безопасность, уверенность и силу в обстановках, казавшихся ранее тяжёлыми либо непреодолимыми, гибко ориентируется в проблемах общения, применяя хорошие потенциалы — собственные и партнера по общению.

Три этапа психотерапевтической коррекции включают в себя пять ступеней:

осознание настоящих трудностей общения;

осознание прошлого опыта непродуктивного стиля общения;

осознание настоящего образа Я;

осуществление эмоционального «прорыва»;

осознание стратегий и позиций продуктивного стиля общения.

Любая ступень складывается из трех различных по содержанию, но однообразных по стратегическим задачам шагов: осознание возможности выбора; изучение: что, как и из-за чего?; принятие ответственности за личные трансформации.

Остановимся на кратком описании шагов и ступеней психотерапевтической коррекции.

1-я ступень. Осознание настоящих трудностей общения.

Первый ход. Осознание возможности выбора.

Сосредоточение на настоящем. Установление доверительного контакта психолога с клиентом. Анализ «безвыходной» обстановке. Осознание возможности обособления от «безвыходной» обстановки. Осознание возможности выбора: покинуть все, как имеется, и отвечать за последствия либо изучить обстоятельства собственной склонности попадать в «безвыходные» обстановки.

Второй ход. Изучение: что, как и из-за чего.

Сосредоточение на связи между настоящим и прошлым. Осознание главных образов негативного внутреннего состояния и восприятия ситуации: тревоги, бешенства, обиды и т.п. Осознание склонности попадать в «безвыходные» обстановки общения как следствия негативного восприятия обстановки, себя и партнера в ней.

Третий ход. Принятие ответственности за личные трансформации.

Сосредоточение на связи между прошлым, настоящим и будущим. Осознание возможности поменять негативное восприятие обстановки на хорошее. Осознание сопротивлений трансформациям. Ответ покинуть все, как имеется, и отвечать за последствия либо изучить сущность и истоки непродуктивного стиля общения.

2-я ступень. Осознание прошлого опыта непродуктивного стиля общения.

Первый ход. Осознание возможности выбора.

Сосредоточение на настоящем. Осознание связи неконструктивных негативных эмоций и форм общения, лежащих в базе негативного восприятия обстановки. Осознание возможности освобождения от негативных чувств, закрепощающих личностные потенциалы. Осознание возможности выбора: покинуть все, как имеется, и отвечать за последствия либо изучить истоки и сущность эмоционально-рефлексивного закрепощения.

Второй ход. Изучение: что, как и из-за чего.

Сосредоточение на связи между настоящим и прошлым. Осознание неконструктивного стиля общения как следствия неконструктивных установок, внушаемых «сильным авторитетом». Осознание недоверия как следствия эмоциональных моделей прошлого: эмоций, страхов, стыда, вины и т. п. Осознание блоков в теле как следствия негативных чувств, пережитых в прошлом.

Третий ход. Принятие ответственности за личные трансформации.

Сосредоточение на связи между прошлым, настоящим и будущим. Осознание связи между настоящими неконструктивными моделями общения, прошлыми будущими потерями и отношениями недоверия. Осознание сокровища конфиденциальных важности и отношений сделанного. Ответ поменять собственный стиль общения с другими и принятие ответственности за развитие доверительного отношения к себе и вторым.

3-я ступень. Осознание настоящего образа Я.

Первый ход. Осознание возможности выбора.

Сосредоточение на настоящем: осознание непродуктивного общения как следствия негативного представления о себе и безответственного отношения к себе самому. возможности развития и Осознание ценности хорошего представления о себе и о вторых. Осознание возможности выбора: покинуть все, как имеется, и отвечать за последствия либо освободиться от негативных представлений о себе, блокирующих конструктивные потенциалы, и получить подлинную ответственность за самого себя.

Второй ход. Изучение: что, как и из-за чего.

Сосредоточение на связи между настоящим и прошлым; осознание истории развития негативного представления о себе и о вторых; изучение генезиса депривации структурных звеньев самосознания; осознание происхождения негативных эмоций, деструктивно повлиявших на развитие структурных звеньев самосознания.

Третий ход. Принятие ответственности за личные трансформации.

Сосредоточение на связи между прошлым, настоящим и будущим: осознание единства долга и права быть важным за собственный создание и развитие конфиденциальных надёжных взаимоотношений с окружающими. Принятие ответа освободиться от негативных чувств, искажающих структурные звенья самосознания и провоцирующих неконструктивную активность личности.

4-я ступень. Осуществление эмоционального прорыва.

Первый ход. Осознание возможности выбора.

Сосредоточение на настоящем: осознание других эмоций и страха, лежащих в базе защит и сопротивления, мешающих трансформациям. Осознание возможности выбора: покинуть все, как имеется, и отвечать за будущее неконструктивное сотрудничество либо решиться на «эмоциональный прорыв».

Второй ход. Изучение: что, как и из-за чего.

Сосредоточение на связи между настоящим и прошлым. Повторное проживание негативных чувств и освобождение от эмоциональных установок, блокирующих развитие хороших представлений о собственном теле, имени, половой сущности. Освобождение от негативного представления о себе и осознание возможности идентификации со собственными внутренними ресурсами, которые связаны с удовлетворением потребности в признании. Освобождение от мышечных зажимов и блоков в теле и осознание ответственности за саморазрушение.

Третий ход. Принятие ответственности за личные трансформации.

Сосредоточение на связи между прошлым, настоящим и будущем: осознание хороших последствий «эмоционального прорыва» и принятие ответа «выращивать» новое хорошее отношение к себе и окружающим.

Принятие ответственности за саморазвитие и саморазрушение.

5-я ступень. Осознание стратегии продуктивного стиля общения.

Первый ход. Осознание возможности выбора.

Сосредоточение на настоящем: осознание собственных возможностей обладать конструктивными формами общения. Осознание продуктивного стиля общения как возможности быть естественным и получать хороших результатов. Осознание возможности выбора: остановиться на достигнутом и отвечать за последствия либо выстроить стратегию самоподдержки и самопомощи.

Второй ход. Изучение: что, как и из-за чего.

Сосредоточение на связи между настоящим и прошлым: осознание возможности разрешения конфликта: «идти своим методом» и «быть признанным вторыми».

Осознание преимуществ тела, высвобожденного от блоков.

Осознание преимуществ хорошего представления о себе. Осознание преимуществ хорошего образа собственной половой сущности.

Осознание прав: на помощь окружающих, на неточности, на принятие и негативные проявления себя наряду с этим, на применение неконструктивных паттернов общения и на доброжелательные отношения с окружающими.

Овладение умением превращать собственные неточности в успехи.

Третий ход. Принятие ответственности за личные трансформации.

Сосредоточение на связи между прошлым, настоящим и будущим. Осознание преимуществ созданной программы.

Осознание способов и стратегий предстоящего развития собственной компетентности во сотрудничестве.

Овладение умениями разбирать и оценивать продуктивность стиля общения, исходя из его параметров.

Осознание единства права и долга совершенствовать собственный стиль общения с другими.

Завершая описание этапов, шагов и ступеней, направляться указать, что они не имеют линейной последовательности. Восхождение по ним не похоже на поступательное развитие. Наоборот, оно предполагает возврат, повторное прохождение некоторых, в особенности сложных для данной шагов и личности ступеней. Психокоррекционный курс может проходить по целой либо прерывистой схеме. Целая линия встреч прерывается, в то время, когда клиент чувствует себя талантливым самостоятельно жить и трудиться. Сообщение с психологом восстанавливается снова, в то время, когда клиент поймёт потребность прояснить собственные жизненные обстановки, взять помощь для перехода на новую ступень либо завершения очередного шага.

Способы психотерапевтической коррекции субъективного благополучия судьбы. Ирина Малкина-Пых.


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: