Л.С. Выготский подчеркивал своеобразие психотерапевтической совокупности, формирующейся у аномальных детей, иные межфункциональные связи, устанавливающиеся из-за наличия первичных и вторичных нарушений в их психотерапевтическом статусе и благодаря формированию компенсаторных процессов необходимость коррекции недочётов их развития1. Вышеприведенные психофизиологические изучения продемонстрировали, что при нарушениях зрения создается необычная совокупность нервных связей, и определенный тип восприятия, их содержания и становления образов. Но в этих работах красной нитью проходит идея о подчинении процесса формирования сенсорных образов тем же закономерностям развития, каковые свойственны для нормально видящих. Ответственной из них есть фазовость протекания. При изучении зрения у нормально видящих детей Б.Ф. Ломов2 выделяет четыре фазы восприятия контура объектов:
1) неотёсанное различение неспециализированных пропорций предмета, его размера, положения в пространстве;
2) различение резких перепадов контура и выделение его наиболее больших подробностей;
3) адекватное глобальное восприятие формы объекта без четкого различения небольших подробностей;
4) образ замеченного предмета делается дифференцированным, и контур объекта воспроизводится во всех детальностях.
Другие авторы кроме этого выделяют четыре фазы восприятия объекта от аморфной и вариативной структуры замкнутого контура предмета на отражения и первой фазе в образе предъявляемого размытого бесформенного пятна с вариациями его воссоздания до выделения резких крупных деталей и сдвигов кривизны объекта -во второй. Третья фаза характеризуется неотёсанным воспроизведением неспециализированной формы при некоторых нарушениях пропорций, а четвертая — представляет собой адекватное восприятие объекта.
Чтобы уточнить, конкретизировать контур предмета, первоначально воспринятого через чур обобщенно и расплывчато, нужно выяснить его состав, выделить образующие его локальные элементы и, где требуется, последовательность особенностей в целом.
Множество авторов (Веккер, Шехтер, Брунер), исследуя процесс восприятия нормально видящих, выделяют три этапа опознавательного процесса:
1) этап первичной категоризации, в то время, когда объект воспринимается глобально, обобщенно;
2) этап более правильной, но еще лишь гипотетической идентификации с выделением только последовательности показателей предлагаемого предмета;
3) этап, который связан с поиском показателей, подтверждающих
начальную догадку, и на их базе отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории.
динамики формирования и Исследование характера представлений у младших школьников с полной утратой зрения продемонстрировало особенное значение фазовости процесса в овладении чувственными знаниями и разработке методики становления образов1.
При определении степени дифференцированности образов были выделены четыре фазы: нулевая, характеризующаяся отсутствием образа; первая — недифференцированное представление о предмете; вторая — появление некоторых видовых показателей объектов; третья — фаза узнавания. Наряду с этим была установлена зависимость точности представлений и распределение их по фазам в зависимости от остроты зрения, сложности объектов и наличия прошлых конкретных знаний.
Изучение А. Г. Литваком психологии формирования зрительного образа у слабовидящих детей младшего школьного возраста продемонстрировало, что процесс восприятия отражает те же общие закономерности и основные фазы, что и у нормально видящих. Но процесс становления зрительного образа у слабовидящих характеризуется большей длительностью и развернутостью. Вследствие этого были выделены три фазы формирования образа (И.М. Романова).
Первая характеризуется, как глобальное, нерасчлененное видение и имеет четыре подэтапа:
1) неспособность и невозможность выделить фигуру, кроме того при постепенном повышении времени экспозиции; дети не в со-
АУТИЗМ. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД