Картина «Пролетая над гнездом кукушки» стала одним из наиболее значимых событий в истории американского кино 1970-х. Кроме богатого урожая кинопремий, она была кроме этого очень успешна в денежном замысле, собрав более чем $100 млн лишь в прокате в США и заняв третье место в годовом прокате. Тем самым фильм приблизился по кассовым показателям к фаворитам развлекательного кино того периода: мистической «драме» и триллеру Челюсти «Экзорцист». Во глобальном прокате, по некоторым оценкам, сборы составили около $300 млн[18].
Став главным событием кинематографической осени 1975 года, фильм взял хорошую прессу и очень благоприятные отзывы критики. По окончании того, как в январе 1976 года «Пролетая над гнездом кукушки» победил «Громадную пятёрку» «Золотого глобуса» (единственный раз в истории данной премии), он стал фаворитом и в гонке за «Оскарами»[43]. Главными соперниками считались «Барри Собачий» полдень «и Линдон», но на протяжении 48-й церемонии вручения золотых статуэток фильм Формана второй раз в истории завоевал пятёрку важнейших «Оскаров». На церемонию Оскар «» отпустили сыновей Формана, которых он не видел со времени отъезда из Чехословакии[17][44].
Фактически для всей команды, трудившейся над фильмом, он стал серьёзной вехой в карьере. Джек Николсон по окончании четырёх номинаций, наконец, взял собственный первый «Оскар». Для многих ведущих актёров Голливуда — Денни Де Вито, Винсента Скьявелли, Бреда Дуриффа, Кристофера Ллойда — картина стала дебютной. Для Луизы Флетчер эта роль осталась практически единственной звёздной на творческом пути, и это была её единственная номинация на «Оскар»[15].
Фильм оказал большое влияние на кинематограф и на многих деятелей кино. Оливер Паркер вспоминал, что по этому фильму он обучался снимать[41]. Георгий Данелия упоминал о том, что «Пролетая…» его любимый фильм у Формана, подчёркивая, что это как раз восточноевропейская, а не американская картина[45]. Работа Формана многократно цитировалась и упоминалась, исследователь Тина Батлер кроме того написала, что в каждом фильме о душевнобольных имеется собственная сестра Рэтчед и собственный Макмерфи[25]. Исследователи нашли большое влияние, оказанное картиной на такие ленты, как «Отточенное лезвие», «Пробуждение»[33]:144. Узнаваемый баскетболист НБА Роберт Пэриш в память о персонаже картины взял прозвище «Вождь»[18].
Тема изображения душевнобольных имеет давешние традиции в американском кинематографе. Фильм Формана — не первый, снятый в настоящей клинике. Картина «Змеиная яма» (1948), заложившая традиции в данной теме, была снята в одной из калифорнийских лечебниц[46].
Санитары насильно препровождают Чесвика (Сидни Лэссик) на процедуру электрошоковой терапии. Сцена снималась в настоящем отделении, и за ней замечают больные госпиталя[47].
Пол Мазурски в целом последовательности собственных картин снял настоящих докторов-психиатров[48]:128. Большое количество неспециализированного у «Пролетая над гнездом кукушки» с фильмом «Чистое сумасшествие» (1966), в котором свободолюбивому главному храбрецу, поэту и дон-жуану прописывают лоботомию, якобы из лучших побуждений[49]:119.
Множество аналогичных картин выработал устойчивый стереотип в сознании зрителя о психиатрической лечебнице как о доме скорби, и о больных — социально страшных созданиях, нуждающихся в принудительном содержании под стражей[50][51]. Картина Формана заняла особенное место, поскольку попала в широкий прокат и её заметили миллионы зрителей. Кроме того не обращая внимания на изрядную долю юмора в изображении темы и всецело вымышленный сюжет, она подверглась массовой критике[25].
«Пролетая над гнездом кукушки» в значительной мере демонизирует психиатрические клиники[18][49]:18. Отделение поликлиники изображается как будто бы часть антиутопического мира. Социальная терапия выглядит изощрённым издевательством, а сеансы совместного дискуссии неприятностей больных дерзко посягают на личную судьбу. Неспециализированная палата, поделённая на дневное и ночное отделения, привязывание больных к койкам на ночь, совместное нахождение в одном отделении легко- и тяжелобольных. Кроме того музыка делается элементом насилия. Психиатрическая клиника в фильме, — пишет исследователь Тина Батлер, — изображается как заведение, где не смогут вылечить больных, но одновременно с этим ограничивают их свободу[25].
Отдельного внимания заслужили сцены медицинских процедур в картине, каковые преподносятся зрителю, как пытки над пациентами[49]:28. Это кроме этого ветхая традиция — в фильме «Змеиная яма» попавшую «с воли» в клинику даму подвергают шоковой терапии[46]. Продолжая тему «Пролетая над гнездом кукушки», в фильме «Жажда смерти 2» электрошоковая терапия изображается так, как будто бы это наказание за инакомыслие[48]:114.
Фильм, согласно точки зрения экспертов, вернул зрителя из 1970-х в 1940-е. В действительности, ещё в 1960-е в американских клиниках начались процессы по деинституционализации и полному трансформации подхода к лечению душевнобольных. лоботомия и Электрошок достаточно массово использовались в 1930—1950-е годы, но были исключены из повсеместной практики психиатрических клиник США ещё в 1950-х годах. Врач Брукс вспоминал, что в Орегонском госпитале (где проходили съёмки фильма Формана) лоботомия в последний раз проводилась в 1958 году[24]. Кроме того в то время, когда крайне редко электрошоковая терапия была продемонстрирована больным, она использовалась под наркозом и с применением особых расслабляющих препаратов[52][53].
Картина воспринималась многими экспертами по психиатрии очень отрицательно. Сотрудник Дина Брукса по Орегонскому военному госпиталю — врач Йонас Робичер — высказался о том, что эксперту приходится разглядывать фильм как нападки на национальную совокупность лечения душевнобольных[52]. Врач Мартин Андерсон в статье отзывается о том, что многие фильмы, наровне с «Пролетая над гнездом кукушки», создают очень плохо окрашенный миф о совокупности лечения. Главная неприятность в том, что весьма эмоциональная и личная точка зрения начинает вырабатывать публичное вывод по этому вопросу[54]. Врач Брукс, но, полемизируя с сотрудниками, сказал о том, что фильм — в первую очередь выдумка и не нужно его принимать так серьёзно[52].
Приз | Кому присуждена | ||
1976 Победа: премия «Оскар» | |||
Лучшая мужская роль | Джек Николсон | ||
Лучшая женская роль | Луиза Флетчер | ||
Лучшая режиссура | Милош Форман | ||
Лучший фильм | Майкл Дуглас, Саул Зейнц | ||
Лучший адаптированный сценарий | Лоуренс Хаубен, Бо Голдман | ||
Номинация: | |||
Лучшая мужская роль второго замысла | Абсурд Дуриф | ||
Лучшая музыка | Джек Ницше | ||
Лучший монтаж | Шелдон Канн, Линзи Кингман | ||
Лучшая работа оператора | Хаскелл Уэкслер, Билл Батлер | ||
1976 Победа: премия BAFTA | |||
Лучшая мужская роль | Джек Николсон | ||
Лучшая женская роль | Луиза Флетчер | ||
Лучшая режиссура | Милош Форман | ||
Лучший фильм | Милош Форман | ||
Лучший монтаж | Шелдон Канн, Линзи Кингман | ||
Лучшая мужская роль второго замысла | Абсурд Дуриф | ||
Номинация: | |||
Лучший адаптированный сценарий | Лоуренс Хаубен, Бо Голдман | ||
Лучшая работа оператора | Хаскелл Уэкслер, Билл Батлер | ||
Лучшая музыка | Джек Ницше | ||
Лучший звук | |||
Приз | Кому присуждена | ||
1976 Победа: премия «Золотой глобус» | |||
Лучшая мужская роль | Джек Николсон | ||
Лучшая женская роль | Луиза Флетчер | ||
Лучшая режиссура | Милош Форман | ||
Лучший фильм | Милош Форман | ||
Лучший адаптированный сценарий | Хаубен, Голдман | ||
Лучший дебют мужская роль | Абсурд Дуриф | ||
1976 Победа: премия «Бодил» | |||
Лучший неевропейский фильм | |||
1976 Номинация: премия «Сезар» | |||
Лучший зарубежный фильм | Милош Форман | ||
1977 Номинация: «Грэмми» | |||
Лучший альбом на базе саундтрека к фильму | Джек Ницше | ||
1976 Победа: «Серебряная лента» итальянский синдикат киножурналистов | |||
Лучший режиссёр зарубежного фильма | Милош Форман | ||
1975 Победа: премия Национального совета кинокритиков США | |||
Лучший актёр | Джек Николсон | ||
1976 Победа: гильдия киносценаристов США | |||
Лучшая драма по адаптированному сценарию | |||
1976 Победа: премия «Давид ди Донателло» | |||
Лучший режиссёр зарубежного фильма | Милош Форман | ||
Лучший актёр зарубежного фильма | Джек Николсон | ||
1977 Победа: премия «People’s Choice Awards» | |||
Лучший фильм | Милош Форман | ||
Признание Иерусалима столицей Израиля… Какое духовное значение это имеет для христиан сейчас? СЛ