По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Принцип права социального обеспечения– это закрепленное в норме Конституции РФ или федеральном законе руководящее положение, которое непосредственно регулирует сферу социально-обеспечительных правовых отношений.(слайд 12)

Система принципов права социального обеспечения включает в себя две подсистемы: 1) общие и межотраслевые принципы права в праве социального обеспечения и 2) принципы, непосредственно, права социального обеспечения.

Общие принципы права– это руководящие идеи и положения, закрепленные в нормативных актах высшей юридической силы и отражающие сущность, содержание и особенности права как регулятора всей совокупности общественных отношений.

К общим принципам права относятся:

— законность (ч. 2, 3 ст. 15 Конституции РФ);

— равенство перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ);

— справедливость (ст. 6 УК РФ, ст. 297 УПК РФ);

— гуманизм (ст. 7 УК РФ);

— презумпция добропорядочности субъекта права (ст. 49 Конституции РФ);

— необратимость силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность

(ст. 54 Конституции РФ).(слайд 13)

Межотраслевые принципы– это такие нормы права, которые характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, как правило, близко соприкасающихся между собой (например, право социального обеспечения и трудовое право).

К межотраслевым принципам относятся:

— право на защиту прав безработных;

— право на охрану здоровья;

— государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

— право на социальную защиту ветеранов, пожилых граждан, инвалидов;

— право на достойное существование.

Принципами права социального обеспечения являются:

1)принцип всеобщности права человека на социальное обеспечение;

2)принцип установления уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека;

3)принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от жизненных обстоятельств;

4)принцип гарантированности предоставления мер социального обеспечения человеку в случаях, когда он нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

5)принцип многообразия оснований и видов социального обеспечения.

Под содержанием принципа права социального обеспеченияследует понимать характер основополагающей нормы, ее внутренний смысл и внешнее проявление, а также направленность социально-обеспечительной деятельности.

Принцип всеобщности права человека на социальное обеспечение.Этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ. Законодательство не предусматривает никаких ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения. Оно лишь устанавливает условия, при которых они предоставляются. Объективную основу всеобщности права на социальное обеспечение составляет его естественный, общечеловеческий характер.

Принцип установления уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека.Осуществление данного принципа предполагает, что достойную жизнь каждого человека может обеспечивать доход не ниже соответствующего минимума, объективно определяемого в установленном законом порядке. В качестве социального стандарта этого уровня признается официально фиксируемый прожиточный минимум, представляющий собой стоимостную оценку потребительской корзины (минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности), а также обязательные платежи и сборы. В целях реализации этого стандарта был принят Закон о прожиточном минимуме[6].

Принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от жизненных обстоятельств.В качестве критериев дифференциации видов социального обеспечения называют возраст, болезнь, потерю кормильца, воспитание детей и иные случаи. Перечень критериев Конституция оставляет открытым, что для права социального обеспечения очень существенно.

Условия социального обеспечения дифференцируются в зависимости от значимых обстоятельств, к которым относятся причины утраты трудоспособности (трудовое увечье, военная травма, общее или профессиональное заболевание). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют следующие обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и др.

Принцип гарантированности предоставления мер социального обеспечения человеку в случаях, когда он нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.Данный принцип выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальное обеспечение, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это – достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата семьёй кормильца; беременность и роды; наличие в семье детей; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, в протезировании; смерть близких и др.

Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Важнейшим является Закон об основах обязательного социального страхования[7].

Принцип многообразия оснований и видов социального обеспечения.Указанный принцип также является нормативным, так как в каждом федеральном законе, регулирующем конкретный вид социального обеспечения, есть соответствующая норма, закрепляющая основания и виды социального обеспечения.

Такими федеральными законами являются:

— Закон о занятости населения[8] (ст. 28-36);

— Закон о ветеранах (ст. 13);

— Закон о пособиях гражданам, имеющим детей (ст. 3);

— Закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (ст. 16);

— Закон об основах социального обслуживания населения (ст. 8-16);

— Закон об основах обязательного социального страхования (ст. 8);

— Закон о государственной социальной помощи (ст. 6.2, 12);

— Закон о государственном пенсионном обеспечении (ст. 5);

— Закон о трудовых пенсиях (ст. 5) и др.

Социальное обеспечение осуществляется в основном в денежной форме. В этой форме реализуются:

пенсии по государственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию;

доплаты к некоторым видам пенсий;

социальные пособия – по временной нетрудоспособности, безработице и др.;

компенсации – студентам, пребывающим в академическом отпуске по медицинским показаниям и др.;

ежемесячные денежные выплаты – ветеранам, инвалидам взамен натуральных льгот;

иные меры социальной поддержки – некоторым категориям граждан.

Виды социального обеспечения, предоставляемыев натуральной форме,характерны для такого обеспечения, как социальная помощь и социальное обслуживание. Так, ст. 1 Закона о государственной социальной помощи[9] установлено, что категориям граждан, указанным в Законе, помощь в натуральной форме оказывается в виде социальных услуг (ст. 6.2) и жизненно необходимых товаров. К жизненно необходимым товарам Закон (ст. 12) относит топливо, продукты питания, одежду, обувь, медикаменты

Сферы действия налоговых договоров | Винницкий Д.В.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector