Отношения с внешним миром. эскепизм

Установка на герметичность, характерная для ленинградской

культуры, способствовала появлению новой формы бытования рок-

музыки — как замкнутой субкультуры, существующей в себе и для себя.

Эскепистский пафос — главное, что роднит обе школы, хотя шатобриа-

новское бегство от мира московских рок-бардов и аквариум, построен-

ный ленинградской субкультурой, имеют во многом разную природу.

Внешний мир занимает человека субкультуры только в тот момент,

когда этот мир вмешивается в жизнь субкультуры, начинает ей мешать,

навязывает себя. Герой занимает по отношению к окружающему миру

пассивно-оборонительную позицию — этот мир ему неинтересен, контакт с

ним сводится к минимуму. Герой не собирается переустраивать общество,

менять установленный порядок вещей, а предпочитает не связываться с

миром, сознавая, что он может быть опасен, из него исходит угроза

(Немое кино Гребенщикова). Ему хорошо внутри своей культуры.

Формулируя кратко, можно описать эскепизм субкультуры таким

образом:

* цель субкультуры — сотворение своего, особого, замкнутого мира.

Стремление максимально ограничить контакты с миром внешним;

* противопоставление мы и они, но оно не носит характера про-

тивостояния. Это скорее самоизоляция, добровольная алиенация, уход от

социума в любом его проявлении (даже в лице школы, родителей);

* бунтарский пафос — но конструктивный, а не деструктивный. Вме-

сто изменения или разрушения существующего социума — создание сво-

его, иного мира;

* различие самоидентификации (определения себя изнутри) и внеш-

них ярлыков, которые придумало общество — режим, масс-медиа, соци-

альные институты — для обозначения субкультуры. Названия, придуман-

ного в недрах самой субкультуры, не было. Общим для всех людей суб-

культуры было то, что они играли рок-н-ролл (употребляется именно

термин рок-н-ролл, а не рок-музыка). Сами создатели субкультуры не

думали о себе как о музыкантах в первую очередь. Главным было обще-

ние, система представлений (общий круг чтения, интересов, музыкальных

пристрастий, т.е. мифология), стиль жизни, нравы и быт тусовки. Рок-

музыка была объединяющей деятельностью.

В целом можно сказать, что субкультура родилась и первое время

(до начала 80-х гг.) существовала как домашняя игра. В условиях дефи-

цита действия и дефицита новизны в брежневскую застойную эпоху, ко-

гда никто не читал газет, потому что читать их было невыносимо скучно,

когда новости по телевизору всегда были одни и те же и шли в записи,

для молодого человека рок-музыка была в первую очередь развлечением.

Это было общение единомышленников, объединение по интересам и,

кроме того, способ самовыражения, игра, которая не надоедает — ведь пе-

сен можно придумать много, их можно сыграть много раз и перед разны-

ми людьми. К тому же на первых порах эта игра была относительно безо-

пасной — в силу существовавшего в брежневском обществе суверенитета

частной жизни. Тоталитарный режим был удивительно безразличен к ча-

стной партикулярной жизни человека, пока она не выносилась за стены

квартиры. Если странности или расхождение с принятыми нормами не

принимали социального или политического выражения или антиобщественных

форм, то режим, как правило, не вмешивался в эту частную жизнь.

Суверенитет частной жизни был связан и с тем, что кризис в облас-

ти идеологии был очень мощным. От идеологии остался только фасад. К

этому времени кроме узкой прослойки верхнего эшелона КПСС — старых

партийцев — на руководящих должностях никто не был всерьез заинтере-

сован в сохранении старой идеологии. В обществе существовал неглас-

ный консенсус — на кухне, как частное лицо, ты мог заниматься чем угод-

но. Субкультура была домашней игрой, и до тех пор, пока она была ча-

стным делом, происходившим на квартирах и кухнях, в узком кругу сво-

их, против нее не было репрессий.

Распространенная версия о том, что рок-культура в СССР возникла

как движение молодежного протеста, — это миф позднейшей эпохи, когда

рок-субкультура переросла в контркультуру и начался период героиче-

ских восьмидесятых (точнее, конца восьмидесятых). Пока рок-н-ролл

был субкультурой, его никто не поддерживал, но никто и не преследовал.

Поскольку субкультура была домашней игрой, то название, которое дал

ей режим, впервые столкнувшись с ней, — неформальное объединение мо-

лодежи — было сущностно верным. Рок-культура приравнивалась к объе-

динению людей, собравшихся поиграть в покер или сходить на прогулку в

парк. Режим забеспокоился позже, к середине 80-х гг., когда субкультура

выросла, распространилась, когда расширился круг ее адептов и когда

она стала превращаться в контркультуру.

Идея двоемирия, существования одновременно в обыденной дейст-

вительности и в волшебном мире аквариума (пользуясь предложенной

выше метафорой), полугрезы-полуяви — частый мотив ранних стихов Гре-

бенщикова. Например, Блюз НТР показывает нам расколотое я героя.

С одной стороны, он функционирует как социальная единица — советский

инженер, которому утром идти на работу; с другой стороны, он — единица

субкультуры, живущий в ее мифической реальности.

Доступ в этот таинственный мир открыт только посвященным. Это

универсум, в основе которого — своя мифология, эстетика, свой быт, ук-

лад и язык. Мир субкультуры складывался из разных кирпичиков, это,

по существу, постмодернистское образование, эклектичное по своей при-

роде.

Субкультура как форма бытования отечественной рок-культуры включает

в себя два уровня: нижний — практика субкультуры и верхний — ее мифология.

Соответственно и круг тем, составляющих содержание рок-субкультуры, отчет-

ливо распадается на два этажа:

Сложные отношения с детьми. Программа

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector