Коротко об исламе
Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель – Мухаммед (570-632 г.), провозгласивший себя пророком. Созданная им община стала базой сформировавшегося потом национального образования – Арабского халифата.
На данный момент практически добрая половина всех мусульман живёт в Северной Африке, около 30 % — в Пакистане и Бангладеш, более 10 % в Индии, первое место среди государств по численности мусульман в собственности Индонезии (см. карту). Большинство мусульман в Российской Федерации составляют башкиры и татары.
Мусульмане исповедуют, что «нет никакого божества, не считая Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха». Некорректно вычислять Аллаха тем же Единым Всевышним, что и в христианстве, т. к. представления мусульман о Всевышнем противоречат Божественному Откровению (см. Одному ли Всевышнему поклоняются христиане и мусульмане?). Кроме этого как, к примеру, некорректно вычислять настоящей звездой, сделанную людскими руками, звёздочку на рождественской ёлке, не смотря на то, что её и именуют звездой.
Слово ислам в переводе с арабского свидетельствует покорность. Ислам кроме этого именуют мусульманством (от арабского «муслим» – «тот, кто покоряется»).
В соответствии с вере мусульман, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран – что стал священным писанием для мусульман. Мусульмане противоречиво относятся к Библии, потому, что в ней содержится Откровение о Едином Всевышнем, но нет никаких упоминаний о Мухаммеде. Они вычисляют Библию частично искаженной (но в чём совершенно верно, они не знают), но не смогут отрицать содержащегося в ней монотеистического знания, заимствованного Кораном.
Коран складывается из 114 глав (сур). Наименование суры, в большинстве случаев, не отражает ее содержания, а связано с самой запоминающейся фразой либо темой. Кроме Корана, источником вероучения есть Сунна – рассказы о его высказывания и жизни Мухаммеда в виде хадисов (сказаний).
На данный момент ислам разделен на два главных течения. Большинство мусульман мира принадлежит к суннитам. В частности, к ним относятся около 90% мусульман Ближнего Востока. Второе большое течение ислама – шииты.
Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, правил поведения и религиозной практики мусульманина во всех жизненных обстановках, именуя данный свод сунной («обычай», «пример», «направление»). Шииты воображают партию (от слова «шиа» – партия), которая говорит, что власть в общине обязана принадлежать лишь потомкам Мухаммеда (другими словами детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не избирательным лицам, как это существует у суннитов. Они не принимают сунну полностью, дополняя ее собственными распоряжениями, включающими веру в особенных посредников между мусульманами имамов и – Аллахом.
Большое направление современного ислама представлено ваххабитами, выступающими под лозунгом «очищения» ислама, «возвращения» к порядкам времен Мухаммеда.
В исламе возможно выделить следующие главные предметы веры:
1. вера в Аллаха (ат-Таухид)
2. вера в ангелов Аллаха (маляикат)
3. вера в Писания Аллаха (китаб)
4. вера в Посланников и Пророков Аллаха (анбийа)
5. вера в предопределение Аллаха (къадр)
6. вера в будущую судьбу (ахъират)
Необходимы для мусульманина следующие пять «столпов ислама» (араб. хамсат уль-аркян аль-ислам) — главные предписания, необходимые для всех мусульман:
1. чтение шахады («нет никакого божества, не считая Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха»);
2. пять необходимых молитв в сутки («намаз»), делаемые на арабском языке с соблюдением строго определенного обряда;
3. соблюдение постов в течение месяца рамадан, в то время, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой питья и пищи от восхода до заката;
4. паломничество («хадж») в Мекку как минимум раз в жизни мусульманина;
5. пожертвования нуждающимся и на потребности общины (“закят”).
В отличие от христианского Откровения, ислам не учит о том, что Всевышний имеется Любовь, воплотившаяся для спасения людей, а воображает Аллаха только как судью, воздающего и наказывающего за дела, предопределяющего людскую судьбу. Аллах не обожает грешников – это 24 раза повторяется в Коране (2,190), Аллах обожает лишь опасающихся его (3,76). Мусульмане ни при каких обстоятельствах точно не знают, выяснил ли Аллах для них эдем либо же они отправятся в преисподняя.
Богочеловек Христос принимается как один из пророков для собственного народа и собственного времени, но Его реальность и Божественность Боговоплощения отрицается. Мусульмане уверены в том, что перед крестными страданиями Христос прекрасным образом заменил Себя вторым человеком, а Сам был взят на Небо живым.
По большому счету ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, национально-определённых форм и правовых установлений культуры. Исламу не характерно разделение сферы судьбы на светскую и религиозную части. Эта неразделенность стала причиной появлению Шариата – закона, что основан на интерпретации Сунны и положений Корана и содержит религиозные установления, правовые нормы, нравственные и бытовые предписания.
Строение для коллективных молитв мусульман именуется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. В соответствии с шариату, для мусульманской молитвы, среди них и коллективной, может употребляться любое помещение, не считая бань и уборных. И в случае если в православном храме совершаются особенные таинства, каковые мирянин самостоятельно воспроизвести в своей квартире не имеет возможности, то в мечети мусульмане совершают совершенно верно такой же ритуал намаза, как и дома. Ритуалы похорон и бракосочетания традиционно в исламе совершаются вне мечети, что предусмотрено и шариатом.
Управление религиозной судьбой мусульман в конкретном регионе (стране) осуществляется самые авторитетными фаворитами (в исламе нет священства как такового). Это – муфтий у суннитов либо шейх-уль-ислам у шиитов; надзор за соответствием шариату ведут шариатские судьи – кази. На данный момент муфтий утверждает имамов мечетей, в которых они являются полноправными начальниками.
жизнь и Ислам. Сущность веры в Аллаха