Общее представление о программе

Программы фундаментальных отвлечённых изучений смогут воображать собой итог особых изысканий, они издаются в виде отдельных брошюр и книг. Наоборот, программы своевременных изучений умещаются в 5—7 страниц машинописного текста. Но главные элементы их структуры сохраняются неизменными, потому, что любой из них осуществляет собственную Функцию: нормативную, методическую, организационную, информационную либо контрольную.

Эмпирическое изучение предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, опыта, описание замечаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом, для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. «Социологическое исследование как измерение в широком смысле — это сбор новых фак-148

тов и их интерпретация в терминах выбранной либо выстроенной в соответствии с поставленной задачей теоретической модели с помо-щью способов, адекватных операциональным определениям особенностей конструктов, лежащих в основании данной модели»1.

Социология не существует, не добывая эмпиричес-кую данные самого различного замысла — о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, домашнем бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Работа социолога начинается с формулировки темы (неприятности), задач и целей ис-следования, уточнения и определения главных понятий — те-еретических концептов, установления связей между ними и oп-ределения содержания этих связей (логических, семантических функциональных и т.п.). Это интеллектуальная, творческая ра бота, требующая достаточно широкой эрудиции и хорошего зна-ния теоретических оснований социологии. В первую очередь иссле-дователь применяет официальную статистику, публикуемую в изданиях, бюллетенях, докладах. Другую данные он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъектив ные мнения людей (в анкетировании их именуют респондента ми). Ответы математически усредняются, обобщенные эти представляются в виде статистических таблиц, выводятся и разъясняются закономерности — замечательным средством технологи-ческой помощи на данном этапе сейчас делается глобальная компьютерная сеть Интернет. Конечный результат —по строение научной теории, которая разрешает предвещать бу-дущие явления и разрабатывать практические советы.

Так, социологическое изучение начинается вов-се не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки неприятности, гипотез и выдвижения целей, построения теоретичес-кой модели. Только после этого социолог переходит к разработке инст-рументария (значительно чаще это вправду анкета), после этого к сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии — спо-ва теоретический анализ, потому что эти нужно верно, т.е. в соот-ветствии с выдвинутой теорией, трактовать и растолковать. Лишь затем следуют практические советы.

Сейчас под эмпирическим изучением понимается сбор пер-вичных данных, совершённый по определенной программе и с ис-пользованием правил научного вывода, предоставляющий в распо-ряжение ученого репрезентативную данные. Разработка (ме-

тодика и способы) сбора данных отвечает на вопрос «как взяты эти», а сами эти воображают итог исследовательского поиска и отвечают на вопрос «что получено в изучении». Стратегия эмпирического изучения задается программой исследования, куда входят теоретическая модель предмета изучения, эмпирическая схема объекта изучения, методика и методы получения данных, интерпретация и анализ данных, но не входит научный отчет, в котором обрисованы итоги. Разглядим главные элементы эмпирического изучения.

Роль программы изучения в развитии социологии велика, но ее не нужно преувеличивать. Она делает вспомогательную функцию. Наука прирастает новыми знаниями, каковые поставляет не эмпирическое изучение, а только научная теория. Социологическая теория — это завершающая стадия всего предприятия, сборочный цех, куда по конвейеру стекаются с различных участков множество заготовок и деталей. Роль таковой сборочной линии делает программа изучения. Это рабочий механизм социологического поиска, но отнюдь не самоцель социологии. Собранные факты — это всего лишь сырье, в лучшем случае полуфабрикаты, над которыми обязан потрудиться мастер-теоретик: обработать, трактовать, доказать, отбросить лишнее, включить в корпус теоретического знания и перевоплотить их из эмпирических фактов в научные. Фактура, как любой драгоценный камень, что-то значит лишь а) по окончании тщательной аналитической огранки, б) в красивом обрамлении научной теории.

Все стадии работы социолога отражены в его главном документе — программе социологического изучения.

Программа относится к типу стратегических документов научного изучения, цель которых — представить неспециализированную схему либо замысел будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических методических приёмов и подходов изучения конкретного явления либо процесса.

Она есть базой социологического изучения, его квинтэссенцией. В ней заключена вся мудрость ученого, выражено все то, на что он способен — его квалификация в выборе проблемы, объекта и предмета изучения, построении инструментария и выборки, организации полевого этапа, анализа и интерпретации собранных данных. Запрещено совершенно верно сообщить: с программы изучение начинается либо им заканчивается. Программа— это и начало одного и завершение другого этапа работы. Она постоянно Пополняется, уточняется, дорабатывается.

150

Она — ноу-хау каждого конкретного ученого. И чем лучше, уникальнее она составлена, чем надежнее в работе, тем боль-шие деньги она приносит собственному творцу, по причине того, что хорошие программы в социологии — на вес золота.

Программа социологического изучения включает подроб-ное, четкое и завершенное изложение следующих узловых момен-тов: теоретико-методологическая часть — формулировку и обо-снование неприятности, указание цели, определение объекта и пред-мета изучения, логический анализ главных понятий, формулировку задач и гипотез изучения; методическая часть — определение обследуемой совокупности, чёрта применяемых способов сбора первичной социологической инфор-мации, логическую структуру инструментария для сбора данной ин-формации, логические схемы ее обработки на ЭВМ, организаци-онный замысел.

В литературе в большинстве случаев именуют следующие главные этапы составления программы изучения:

¦ формулировка неприятности;

¦ определение задач и цели изучения;

¦ логический анализ главных понятий;

¦ выдвижение догадок и операционализация понятий;

¦ определение выборочной совокупности;

¦ составление инструментария и выбор методов;

¦ полевое обследование;

¦ интерпретация и обработка взятых данных;

¦ подготовка и выводы научного отчета.

Мы внесем в эту схему незначительные трансформации (рис. З.1) связанные с собственным понятием о логике и методоло-гии фундаментального эмпирического изучения в социологии Мы вычисляем нужным добавить еще две новые позиции, в частности: построение теоретической модели эмпирической схемы и предмета исследования объекта изучения. В итоге окончатель-ная схема главных этапов составления программы изучения примет таковой вид:

¦ формулировка неприятности;

¦ определение задач и цели изучения;

¦ логический анализ главных понятий;

¦ построение теоретической модели предмета исследовани;

¦ выдвижение догадок и операционализация понятий;

¦ разработка эмпирической схемы объекта изучения;

¦ определение выборочной совокупности;

¦ составление инструментария и выбор методов;

¦ полевое обследование;

¦ интерпретация и обработка взятых данных;

¦ подготовка и выводы научного отчета.

Общее представление о программе

Платформа ATAS | Урок 1. Неспециализированное представление о платформе

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector