Исследование машинописных текстов

Документы, выполненные на пишущих автомобилях, часто употребляются при совершении хищений. По назначению пишушие автомобили делятся на канцелярские, портативные, дорожные и особого назначения (к примеру, при печатании нот). По методу действия — на механические и электрические. Пишущие автомобили делятся на совокупности, в совокупности — на модели, отличающиеся друг от друга какими-либо техническими данными — типом шрифта, алфавитом, клавиатурой, величиной каретки и т. п. К примеру, автомобили совокупности Москва делятся на канцелярские и портативные.

Любая пишущая машина характеризуется определенными показателями — неспециализированными и частными, отображающимися в напечатанном тексте. Совокупность этих показателей лична и неповторима. К неспециализированным показателям относятся: ход главного механизма, промежуток между строчками, набор знаков, марка шрифта.

Ход главного механизма — расстояние, на которое перемещается каретка при нажиме на клавишу (время от времени данный параметр именуют шагом письма). Определяется ход следующим образом. Измеряется расстояние (посредством штангенциркуля с точностью до 0,1 мм) между одноименными буквами, между которыми помещается 25—30 знаков, включая промежутки между словами. После этого величину измеренного отрезка дробят на количество знаков с учетом промежутков и числа шагов между словами; классификация пишущих автомобилей строится в большинстве случаев по схеме (исходя из знаков, размещающихся на одном дюйме пространства — 2,54 см): 8 знаков на дюйм — большой ход; 9 знаков — средний; 10 знаков — небольшой. Ход главного механизма — показатель очень устойчивый, не изменяющийся в ходе эксплуатации (он бывает поменян только при капитальном ремонте).

Величина строчных промежутков. В напечатанном тексте данный показатель проявляется как расстояние между строчками по вертикали. Для определения величины промежутка в строчках нужно отыскать две одноименные буквы по вертикали и посредством штангенциркуля измерить расстояние между их нижними окончаниями. Это расстояние дробят на количество промежутков, которое определяют следующим образом (для точности необходимо осуществить пара замеров и выяснить среднюю величину): в случае если расстояние между строчками машинописного текста меньше высоты строчной буквы — текст напечатан через один промежуток;

в случае если равняется высоте одной буквы — через 1,5 промежутка; в случае если равняется высоте двух букв — через 2 промежутка и т. п.

Набор знаков на клавиатуре. Разные совокупности пишущих автомобилей имеют неодинаковое количество клавишей и, следовательно, количество знаков. В соответствии с ГОСТ 6912-69 в канцелярских автомобилях должно быть 46 клавиш, в портативных — 45, в дорожных — 44. Количество письменных знаков, которыми снабжена пишущая машина, может

быть выяснено по тексту при наличии в нем достаточного буквенного и цифрового материала.

Черта шрифта. Шрифты различаются по размерам (высоте больших и строчных букв, ширине двух и трех штриховых знаков), и по рисунку.

По высоте шрифты делятся на большие, средние, небольшие и самые небольшие. направляться учитывать, что наборы шрифтов вольно продаются в магазинах, имеются в ремонтных мастерских и при необходимости на протяжении ремонта смогут быть заменены. Исходя из этого при направлении материалов на экспертизу следователь обязан сказать специалисту, подвергалась ли машина ремонту и были ли заменены шрифты.

Частными показателями характеризуются свойственные пишущей машине изюминки ее шрифта и механизма.

К частным показателям, отражающим особенностимеханизма, относятся:

смещение отдельных знаков текста по горизонтали и вертикали;

неполнота оттисков по вертикали;

неравномерная интенсивность окраски оттисков;

несовпадение линий оснований больших и строчных букв;

непараллельность строчков.

Частные показатели шрифта появляются как в ходе изготовления литер, так и при эксплуатации машинки. К ним относятся:

искривление подробностей рисунка;

непропорциональное соотношение отдельных частей букв;

отсутствие засечек, точечные выбоины;

образование слепых участков.

Критерием оценки частных показателей есть их повторяемость в тексте.

Главными вопросами данного вида экспертиз являются:

1) какова совокупность пишущей машинки, на которой выполнен текст;

2) на одной либо различных пишущих автомобилях напечатаны тексты (фрагменты текстов);

3) не производилось ли допечатывание текста и на какой пишущей машине (рис. 1);

4) до либо по окончании ремонта автомобили был напечатан текст представленного на изучение документа;

5) кем из лиц, выполнивших свободные и экспериментальные образцы машинописных текстов, напечатан исследуемый документ;

6) одним и тем же либо различными лицами напечатан документ;

7) в то время, когда (в какое время) был напечатан документ (допечатан фрагмент документа).

В том случае, если на изучение представлена копировальная бумага с оттисками машинописного текста, экспертизой возможно решен вопрос идентификации этого текста по примерам, выполненным на указанной машине.

К показателям текста, выполненного с применением копировальной бумаги, возможно отнести следующие: отсутствие блеска в штрихах, нечеткость краев штрихов в отпечатках, ореол около штрихов.

Исследование машинописных текстов

Рис. 1. Допечатка машинописного текста. Линия строчка допечатанного текста не сходится по направлению с линией строчка главного текста.

Криминалистика. Урок 8. Технико-криминалистическое изучение документов

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector