Документы, выполненные на пишущих автомобилях, часто употребляются при совершении хищений. По назначению пишушие автомобили делятся на канцелярские, портативные, дорожные и особого назначения (к примеру, при печатании нот). По методу действия — на механические и электрические. Пишущие автомобили делятся на совокупности, в совокупности — на модели, отличающиеся друг от друга какими-либо техническими данными — типом шрифта, алфавитом, клавиатурой, величиной каретки и т. п. К примеру, автомобили совокупности Москва делятся на канцелярские и портативные.
Любая пишущая машина характеризуется определенными показателями — неспециализированными и частными, отображающимися в напечатанном тексте. Совокупность этих показателей лична и неповторима. К неспециализированным показателям относятся: ход главного механизма, промежуток между строчками, набор знаков, марка шрифта.
Ход главного механизма — расстояние, на которое перемещается каретка при нажиме на клавишу (время от времени данный параметр именуют шагом письма). Определяется ход следующим образом. Измеряется расстояние (посредством штангенциркуля с точностью до 0,1 мм) между одноименными буквами, между которыми помещается 25—30 знаков, включая промежутки между словами. После этого величину измеренного отрезка дробят на количество знаков с учетом промежутков и числа шагов между словами; классификация пишущих автомобилей строится в большинстве случаев по схеме (исходя из знаков, размещающихся на одном дюйме пространства — 2,54 см): 8 знаков на дюйм — большой ход; 9 знаков — средний; 10 знаков — небольшой. Ход главного механизма — показатель очень устойчивый, не изменяющийся в ходе эксплуатации (он бывает поменян только при капитальном ремонте).
Величина строчных промежутков. В напечатанном тексте данный показатель проявляется как расстояние между строчками по вертикали. Для определения величины промежутка в строчках нужно отыскать две одноименные буквы по вертикали и посредством штангенциркуля измерить расстояние между их нижними окончаниями. Это расстояние дробят на количество промежутков, которое определяют следующим образом (для точности необходимо осуществить пара замеров и выяснить среднюю величину): в случае если расстояние между строчками машинописного текста меньше высоты строчной буквы — текст напечатан через один промежуток;
в случае если равняется высоте одной буквы — через 1,5 промежутка; в случае если равняется высоте двух букв — через 2 промежутка и т. п.
Набор знаков на клавиатуре. Разные совокупности пишущих автомобилей имеют неодинаковое количество клавишей и, следовательно, количество знаков. В соответствии с ГОСТ 6912-69 в канцелярских автомобилях должно быть 46 клавиш, в портативных — 45, в дорожных — 44. Количество письменных знаков, которыми снабжена пишущая машина, может
быть выяснено по тексту при наличии в нем достаточного буквенного и цифрового материала.
Черта шрифта. Шрифты различаются по размерам (высоте больших и строчных букв, ширине двух и трех штриховых знаков), и по рисунку.
По высоте шрифты делятся на большие, средние, небольшие и самые небольшие. направляться учитывать, что наборы шрифтов вольно продаются в магазинах, имеются в ремонтных мастерских и при необходимости на протяжении ремонта смогут быть заменены. Исходя из этого при направлении материалов на экспертизу следователь обязан сказать специалисту, подвергалась ли машина ремонту и были ли заменены шрифты.
Частными показателями характеризуются свойственные пишущей машине изюминки ее шрифта и механизма.
К частным показателям, отражающим особенностимеханизма, относятся:
смещение отдельных знаков текста по горизонтали и вертикали;
неполнота оттисков по вертикали;
неравномерная интенсивность окраски оттисков;
несовпадение линий оснований больших и строчных букв;
непараллельность строчков.
Частные показатели шрифта появляются как в ходе изготовления литер, так и при эксплуатации машинки. К ним относятся:
искривление подробностей рисунка;
непропорциональное соотношение отдельных частей букв;
отсутствие засечек, точечные выбоины;
образование слепых участков.
Критерием оценки частных показателей есть их повторяемость в тексте.
Главными вопросами данного вида экспертиз являются:
1) какова совокупность пишущей машинки, на которой выполнен текст;
2) на одной либо различных пишущих автомобилях напечатаны тексты (фрагменты текстов);
3) не производилось ли допечатывание текста и на какой пишущей машине (рис. 1);
4) до либо по окончании ремонта автомобили был напечатан текст представленного на изучение документа;
5) кем из лиц, выполнивших свободные и экспериментальные образцы машинописных текстов, напечатан исследуемый документ;
6) одним и тем же либо различными лицами напечатан документ;
7) в то время, когда (в какое время) был напечатан документ (допечатан фрагмент документа).
В том случае, если на изучение представлена копировальная бумага с оттисками машинописного текста, экспертизой возможно решен вопрос идентификации этого текста по примерам, выполненным на указанной машине.
К показателям текста, выполненного с применением копировальной бумаги, возможно отнести следующие: отсутствие блеска в штрихах, нечеткость краев штрихов в отпечатках, ореол около штрихов.
Рис. 1. Допечатка машинописного текста. Линия строчка допечатанного текста не сходится по направлению с линией строчка главного текста.
Криминалистика. Урок 8. Технико-криминалистическое изучение документов