Планирование- это определение задач и целей предприятия на определенный период, опирается на прогнозирование и выявление потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся перспектив и ресурсов развития компании.
Планирование в рамках организации в зависимости от длительности планового периода классифицируют:
- долговременное – на 10лет;
- среднесрочное – на 3-10 лет;
- кратковременное – на 1-3 года;
- текущее – на 1 год;
- своевременное – до 1 года.
Замыслы предприятия включают следующие главные разделы:
маркетинговая программа: замыслы маркетинга для главных видов продукции (одолжений) и в целом по всей продукции;
производственная программа: задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении (в показателях валовой, товарной и реализуемой продукции) с учетом увеличения качества;
техники развития мероприятия и план: науки по освоению и созданию новых изделий, внедрению новой технологии и техники;
замысел по кадрам и труду: рост производительности труда, численность персонала по категориям, фонд зарплаты , средняя зарплата работников, балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и источников и служащих ее обеспечения;
замысел капитального строительства: количества капитальных вложений, строительных и работ по строительству, технического перевооружения предприятия, ввод в воздействие главных производственных мощностей и фондов;
замысел материально-технического обеспечения: определение потребности производства в материально-технических ресурсах и источников их удовлетворения с расчетами по понижению удельных затрат сырья, материалов, топлива, энергии;
замысел по издержкам производства, рентабельности и прибыли: себестоимость главных видов продукции, валовой товарной и реализованной продукции; смета затрат на производство; рентабельность и прибыль по видам деятельности и в целом по предприятию;
денежный замысел: потребность в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; баланс расходов и доходов; взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения;
замысел социального развития коллектива: мероприятия по улучшению условий труда, быта и отдыха работников предприятия;
замысел мероприятий по рациональному использованию и охране природы природных ресурсов включает такие направления: рациональное использование и охрана водных ресурсов; охрана воздушного бассейна; рациональное использование и охрана минеральных ресурсов.
Показатели, используемые в планировании, подразделяются:
— по экономическому содержанию — на натуральные, трудовые и стоимостные;
— по экономическому назначению — на количественные и качественные (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость);
— по методу чёрта предмета — полные (прибыль) и относительные (рентабельность).
В планировании употребляются следующие главные способы:
нормативный — на базе прогрессивных норм применения ресурсов;
балансовый — целенаправленное согласование направлений применения ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей совокупности взаимосвязанных материальных, денежных и трудовых балансов;
экстраполяции — распознанные в прошлом тенденции предприятия распространяются на будущий период;
интерполяции — предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;
факторный — на базе расчетов влияния наиболее значимых факторов на трансформацию плановых показателей;
матричный — методом построения моделей связей между показателями и производственными подразделениями;
экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие.
Ключевые принципы планирования:
1) Принцип задач предприятия и обоснованности целей. Наряду с этим выделяют цели:
хозяйственно-экономические, снабжающие эффективность производства;
производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия;
научные, снабжающие научно-технический прогресс;
• социальные, снабжающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия;
экологические, снабжающие изготовление экологически чистой продукции без негативного действия на внешнюю среду.
Он свидетельствует, что планирование воображает целую совокупность замыслов и охватывает все сферы деятельности предприятия;
3) Принцип научности.
Требует учета возможностей научного прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм применения всех видов ресурсов;
4) Принцип непрерывности. Свидетельствует параллельное сочетание текущего и перспективного планирования;
5) Принцип сбалансированности замысла.
Показывает на количественное соответствие между показателями плана и взаимосвязанными разделами, между потребностями в ресурсах и их наличием;
6) Принцип директивности. В соответствии с ним замысел получает силу закона для всех подразделений предприятия по окончании утверждения его начальником предприятия.
Наиболее значимыми целями, каковые преследуются в планировании на предприятии, в большинстве случаев, являются: количество продаж товарной массы, доля и прибыль на рынке.
виды и Содержание планирования. Урок 63