Модель идеального общества и государства

Главные понятия философии Платона

Социальная философия Платона выстроена по принципу аксиоматико-дедуктивной совокупности. Главными понятиями философии Платона являются:

  • Единое-Многое (диалектика)
  • Идея-иерархия идей (идеология, т.е «учение об идеях»)
  • Бытие-Материя_небытие (космология)
  • Душа-трие е начала (разумное, аффективное, желающее)
  • Знание-Мнение-Незнание (гносеология)[1]

Платона занимал вопрос, каким должно быть совершенное государство и как его добиться. На эту тему Платон написал два собственных самые известных трактата: «Закон» и «Государство».

Платоновская этика ориентирована не на формирование идеальной личности, а скорее на формирование совершенного людской рода, совершенного общества. Она имеет не личную направленность, как, к примеру, у стоиков либо эпикурейцев, а социальную[2].

Модель государства и идеального общества

Платон пробует строить модель совершенного страны. Можно считать его первым утопистом. Он считает, что в базе мира заложена мысль (из этого – идеальное государство и идеализм). Государство должно придерживаться неких идей. Схема образования страны, по Платону, — обмен и разделение труда.

Он выделял 4 типа несовершенного страны:

  • Народовластие (власть толпы, улучшается расслоение общества, ведет к самоотрицанию)
  • Тирания (власть тирана, ведет к тимократии, ведет к ожесточённому рабству)
  • Тимократия (близка к армейскому стране, власть честолюбцев)
  • Олигархия (власть богатых)

Платон выделяет две «верные» формы правления – аристократия и монархия. Все другие формы, по Платону, несовершенны. Он говорит, что появление частной собственности ведет к появлению тимократии, или олигархии, каковые основываются на рвении к достатку; в этом случае народ будет протестовать и, так, учредится народовластие (либо анархия), в следствии чего придет один фаворит и подавит восстания, следовательно ,покажется тирания, что угрожает преследованиями и убийствами.

Что касается закона, Платон говорит, что существует пара публичных классов. Он допускает создание денег и частную собственность. Уверен в том, что публичные отношения должны регулироваться – исходя из этого видит необходимость создания совокупности правосудия.

Совершенное государство, согласно точки зрения Платона, — это некая божественная сущность, познав которую, люди смогут достигнуть совершенного состояния, это идея, «спущенная» более чем. Платон сам конструирует эту модель – до него такие темы никто не поднимал. Основная сокровище, считает Платон, — справедливость. Она постоянно стоит в центре построения страны. Он проводит аналогию со честным человеком. Состояния души делятся на три начала: разумное, мужественное (волевое), чувственное (рассудительное, деловое, желающее). Эти начала заложены Всевышним. В противном случае, что дано Всевышним, — мысль, которую нужно воплощать. Каждому началу – свои сословия и своя деятельность.

Так Платон дробит людей на три различных типа в зависимости от того, какая из частей души выясняется в них преобладающей: разумная, аффективная (эмоциональная) либо желающая (чувственная). В случае если преобладает разумная, то это люди, каковые стремятся созерцать порядок и красоту идей, устремлены к высшему благу. Они привержены правде, умеренности и справедливости во всем касающемся чувственных удовольствий. Их Платон кличет мудрецами либо философами, и отводит им роль правителей в совершенном стране. При преобладании аффективной части души человек отличается добропорядочными страстями — храбростью, мужеством, умением подчинять желание долгу. Это качества, нужные для солдат, либо стражей, каковые заботятся о безопасности страны. Наконец, люди желающего типа должны заниматься физическим трудом, потому что они сначала принадлежат к телесно-физическому миру: это — сословие ремесленников и крестьян, снабжающих материальную сторону судьбы государства[3]. Эти три сословия составляют три начала:

  • совещательное (философы)
  • защитное (стражи)
  • деловое (трудящиеся)

Так, Платон «вводит» принцип разделения труда – каждое сословие делает определенную функцию и не в праве претендовать на более высокую. Но в отношении сословия трудящихся, которое интересует Платона меньше всего, он делает послабление: сапожник в праве стать ковачем, основное, дабы он не стремился на более высокую должность[4].

Равно как и в олигархии, совершенным страной руководят немногие, но, в отличие от олигархии, правителями смогут стать только те, у кого для этого имеется способности. Кроме этого и стражами, и трудящимися смогут стать лишь предопределенные к этому занятию собственными свойствами. В этом принципе содержится своеобразное равенство и справедливость совершенного страны – любой делает то, что может и в этом все равны. Справедливость содержится в том, что любой «знает собственный место» и что у каждого имеется собственная посильная ему работа. По этому же принципу все граждане свободны, поскольку они «поняли необходимость собственного положения».[5] У Платона было некое «предупреждение» — в то время, когда все «знают собственный место», все сбалансировано: у страны нет чрезмерной власти, а у граждан – чрезмерной свободы. Необходимо, дабы государство трудилось на граждан, а граждане – на страну. В этом Платон и видел справедливость.

В совершенном стране правители избираются посредством 3 туров выборов. В течение месяца гражданин в праве поменять собственный выбор – переизбрать.

У ремесленников сословия и третьего земледельцев должна быть собственность, поскольку без этого они не смогут – в этом их сущность. А так как 1-ое сословие – это государство, от которого все зависит, то второе и первое соловие не должны иметь имущества: о них позаботится общество. Исходя из этого у них все общее. В учении Платона о стране имеется постулат детей и общности жён, что играется очень ключевую роль. Для Платона осуществление этого постулата свидетельствует достижение высшей формы единства в стране. Общность детей и жён, в классе хранителей страны завершает то, что было начато общностью имуществ, и потому имеется для страны обстоятельство его высочайшего блага.

Когда дамы рожают детей, младенцев отбирают у матерей и передают на усмотрение правителей, каковые лучших из новорожденных направляют к кормилицам, а нехороших, дефективных обрекают на смерть в скрытом месте. По прошествии некоего времени юные матери допускаются к кормлению младенцев, но сейчас они уже не знают, какие конкретно дети рождены ими, а какие конкретно – вторыми дамами.

Постулат общности имущества, отсутствие личной собственности и невозможность ее происхождения разъясняется тем, что это делает неосуществимым происхождение судебных имущественных взаимных обвинений и тяжб, в то время как в существующем греческом обществе все раздоры порождаются спорами из-за имущества, из-за детей и из-за родственников.

Неоднозначно отношение Платона к рабовладению. Полное отрицание личной собственности для стражей и правителей исключает возможность владения рабами. Но и в «Стране» кое-где говорится о праве обращения побежденных на войне в рабов.

Так как единственный, в соответствии с «Стране», источник рабовладения — обращение в рабов пленных, то численность кадров рабов, разумеется, обязана зависеть от частоты и интенсивности’ войн, каковые ведет государство. Но, по Платону, война — зло, которого в прекрасно устроенном стране должно избегать. «Все войны, — утверждает Платон в «Федоне», — возгораются для приобретения имущества» Лишь обществу, желающему жить в роскоши, делается скоро тесно на собственной почва, и оно вынуждено стремиться к насильственному захвату почвы у соседей. И лишь для ограждения страны от агрессии людей, обуреваемых страстью к материальным приобретениям, ему приходится держать бессчётное и обученное армейскому делу войско[6].

Заключение

Напоследок хотелось бы подчернуть, что в утопии Платона имеется последовательность линия, каковые, на первый взгляд, кажутся очень современными. Это отрицание личной собственности для некоторых классов, организация их питания и снабжения, резкая критика страсти к стяжанию денег, золота и по большому счету сокровищ, критика торговых спекуляций и торговли, идея о необходимости полного единства единомыслия и нерушимого общества всех его участников, идея о необходимости воспитания в гражданах нравственных качеств, талантливых привести их к этому единомыслию и единству. Так, возможно утверждать, что кроме того мысли эры Античности не теряют актуальности …

Задача совершенного страны

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector