Философия платона

Платон (427-347 гг. до н.э.), выходец из знатной, аристократической семьи делается первоначально учеником Кратила — последователя Гераклита, e 3.2.1. наряду с этим очень абсолютизировавшего его учение: в одну и ту же реку нельзя войти и одно раза. Запрещено назвать никакую вещь ее именем — имея одно да и то же, поскольку вещь неизменно и непрерывно изменяется. Выход в том, дабы не именовать вещи, а показывать на них пальцами. После этого Платон входит в круг почитателей Сократа. В год казни Сократа Платон должен был бежать из Афин. Некое время провел в Сиракузах при дворе

Философия платона

тамошних тиранов Дионисия I и Дионисия II, сохраняя надежду на помощь в реализации собственного проекта — утопии совершенного страны. Появлявшись в клубке политических интриг, с угрозой для жизни покидает Сиракузы. В 387 г. до н.э., по окончании двенадцатилетних странствий, в гимнасии, пребывавшем недалеко от рощи мифологического храбреца Академа, основывает собственную школу, взявшую в последствии наименование Академии. Академия Платона просуществовала около тысячи лет. Жанр философских произведений Платона — диалог (от греч. dialogos — разговор между двумя либо несколькими лицами). Сохранилось около 25 настоящих диалогов, в которых Платон излагал собственную совокупность. Сократ — непременный участник платоновских диалогов.

Главный вопрос философии Платона, как он ставится от имени Сократа (диалог «Теэтет»): «Что такое знание само по себе?». Источником знания не смогут быть ощущения, поскольку они изменчивы, текучи, неустойчивы. Настоящее же знание — это что-то постоянное, устойчивое, общее. Чувственное знание не имеет критерия, не считая него самого. Мерой его выступает сам человек. Но из-за чего не свинья? Помимо этого, знание предполагает познание: мы, к примеру, слышим, чувствуем обращение на малоизвестном нам языке, но не понимаем ее. Знание относится к области умопостигаемого.

Знание соотносимо с вещами, предметами и некоторым образом определяет их. В действительности, стол как вещь определяется не физическими его особенностями, химическим составом и т.п., а его назначением, которое зафиксировано в знании, в понятии «стол», определяющем его, допустим, в качестве предмета мебели. В этом смысле понятие стола «первично» по отношению к вещи, именуемой «стол», в частности, определяет как раз тот комплект физических особенностей (ровная поверхность столешницы, наличие ножек и т.п.) каковые должны быть свойственны столу. Честное, говорит Сократ, таково в силу справедливости; благое — в силу блага, красивое — в силу красивого. Но красивое «само по себе» — это не отдельные вещи либо живые существа: красивое не есть ни красивая женщина, ни красивая кобылица, ни красивая лира, ни красивый горшок. Категории, подобные перечисленным, так, являются особенные сущности, в определенном смысле более настоящие, чем вещи (красивый горшок может разбиться, красивое как таковое, разумеется, нет). Для их обозначения Платон применяет понятие «эйдос», либо «мысль»).

Идеи имеют объективную и вместе с тем не чувственную природу. Для аллегорического обоснования теории идей Платон применяет ставший известным образ «Пещеры» [9], где чувственный мир представлен как мир видимости, как мир теней, одновременно с этим — мир идей как настоящий, подлинный мир.

Философия платона

Учение об идеях есть центральным, сплавляющим элементом всей философии Платона. Понятие эйдоса многоаспектно, его содержание возможно выразить при посредстве категорий формы, сущности, вида, неспециализированного, примера, идеала. Платон говорит о соподчинении и подчинении идей. Мир идей -—иерархичен. На вершине данной иерархии — мысль Блага. Идеал блага есть источником соразмерности, красоты и гармонии, он придает вещам истинность, а человека делает способным к знанию.

Открытие Платона было в том, что он в первый раз нашёл и охарактеризовал особенный статус элементов бытия культуры, ее механизмов, соответственно и социальности по большому счету. Не просто так платоновская неприятность стала актуальной в области научного социального знания в момент конституирования социологии. Один из создателей социологии как науки Эмиль Дюркгейм, обсуждая ее гносеологические основания, ставил вопрос следующим образом: «Что такое социальный факт?» Ответ звучал парадоксально: социальные факты необходимо разглядывать как вещи. Это, но, не означало, «что социальные факты — это материальные вещи; это вещи того же ранга, что и материальные вещи, — разъяснил Дюркгейм, — не смотря на то, что и на собственный лад» [6].

Не будучи вещами («телами») социальные факты не тождественны и проявлениям личного сознания, по отношению к ним социальные факты даны некоторым внешним образом и владеют «принудительной силой». «Они не только не являются продуктами отечественной воли, но и сами определяют ее извне. Они являются как бы формы, в каковые мы вынуждены отливать отечественные действия» [6].

Нетрудно заметить, что все те характеристики, каковые Дюркгейм наделяет социальные факты, находились уже в платоновских эйдосах.

Философия платона

Платон допускает существование материи как чего-то бесформенного, талантливого принимать каждые формы, принимать пределы и любые ограничения. Всевышний, демиург (букв. от греч. — изготавливающий вещи для народа, из этого — ремесленник, мастер) трактуется Платоном как «отец и творец данной Вселенной». Из материи в физическом смысле, воплощающей в себе идеи огня, воздуха, земли и воды, Всевышний — демиург по определенному примеру формирует и устраивает космос.

Душа бессмертна. Если бы смерть не переходила в судьбу, как переходят приятель в приятеля противоположности, то все бы погибло и везде воцарилась смерть. Раз этого нет, направляться допустить, что по окончании смерти душа не уничтожается, а переходит в второе состояние. Так, логическую возможность Платон смешивает с действительностью.

Философия платона

Всевышний образует души по числу неподвижных звезд. По окончании смерти тела душа возвращается на соименную звезду и ведет в том месте божественное существование. В данном вопросе Платон стоит на позициях метемпсихоза, т.е. переселения душ. С эти связаны главные изюминки гносеологии Платона. Настоящее знание — это рациональное знание: оно постигается разумом, предметом его являются идеи, настоящее бытие; это знание доопытное. Чувственное знание — знание, выстроенное по «законам правдоподобия»; оно что-то текучее, изменчивое, неустойчивое; его предметом являются вещи. Душа конкретно созерцает понятия, идеи, общее как таковое, она содержит знания в самой себе, но в жизни эти знания забываются. Исходя из этого знание Платон трактует как припоминание (анамнезис), припоминание душой того, что она видела до рождения. Душа воспроизводит априорное неспециализированное знание, обнаруживает его отпечаток, его контуры в чувственных вещах, потому, что чувственно эти вещи напоминают об идеях по сходству либо по контрасту. Иллюстрацией может служить диалог «Менон», где Сократ предлагает мальчику, заведомо не изучавшему геометрию, вычислить сторону удвоенного квадрата. Посредством наводящих вопросов Сократа мальчик приходит к верному ответу задачи. А потому, что мальчика никто не учил геометрии, делается вывод, что геометрические истины и по большому счету все настоящее знание мальчик имел до рождения [8].

Из бессмертия души Платон делает этические выводы. Если бы со смертью тела погибала бы душа, то нехорошим людям не о чем было бы тревожиться. Потому, что же душа бессмертна, в жизни необходимо быть как возможно лучше и разумнее. Главное средство очищения души от скверны — философия. Занятия философией и дает настоящее очищение — катарсис, освобождение души от страстей, пороков и зла. Но окончательное освобождение дает лишь смерть. Исходя из этого философия есть подготовкой к смертной казни, учит умению умирать.

Высшей сокровищем судьбы, ее идеалом, соответственно и смыслом выступает у Платона мысль Блага — счастья и единства добродетели, красивого и нужного. Рвение к Благу, к абсолюту Патоном понимается как особенное бытийное начало — Эрос, т.е. любовь.

Платон различает четыре вида добродетелей. Три первых соответствуют трем частям души: разумной — мудрость, волевой и страстной — мужество, хотящей — благоразумие, сдержанность, умеренность. Неспециализированная же добродетель души, гармония всех видов добродетелей — справедливость. Разум обдумывает и повелевает, воля осуществляет повеление, жажды подчиняются воле.

В философию Платона уходит собственными корнями и социально-политическая идея Запада. Действительно, он еще не различает более либо менее строго государства и понятия общества. Как раз последнее представляется Платону собственного рода квинтэссенцией публичной судьбе. Ему посвящены два самых громадных и обстоятельных диалога философа: «Законы» и «Государство». Фундамент, базу страны Платон видел в разделении труда, намечая, так, функциональный подход в интерпретации его строения. Вместе с тем это и исследовательско-познавательный подход, предполагающий объяснения и описание настоящего феномена — страны. Так, Платон проводит классификацию существующих типов страны, различая тимократию, олигархию, тиранию и демократию. Ее основание — ее мотивация и источник власти (к примеру, олигархия власть немногих, мотивированная богатством и своекорыстием). Это извращенные формы национального устройства, обреченные на гниение, вырождение и распад. Таков основной космический закон, в силу которого все созданные либо порожденные вещи текут и ожидают собственного распада. Политическое вырождение обусловлено моральным вырождением. Вместе с тем Платон верил в возможность остановить политический развал методом задержки всех политических трансформаций. Таким должно быть государство, свободное от все пороков вторых стран, некое совершенное, идеальное государство [10].

Тем самым в философии Платона намечается значительно другой подход к интерпретации страны, что возможно обозначить как социально-инженерный, либо социотехнологический, проективный. Он отыскал выражение в платоновском проекте совершенного, совершенного страны. Принцип его устройства — в полнейшей функциональной «пригнанности» элементов, составляющих социальную совокупность. Любой обязан делать лишь то, что ему «надлежит». Справедливость в том, дабы заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие. Таковы главные сословия (классы) платоновского страны, соответствующие его учению о структуре души. Как в душе человека должны сочетаться разумная, волевая и хотящая способности, основанные на них добродетели, так в совершенном стране должны соотноситься классы людей. Их три: сословие правителей-философов (соответствует разумной части души); сословие солдат-стражей (соответствует волевой части души); сословие ремесленников и земледельцев (соответствует желающей части души). Для каждого из сословий предусматривается особенный образ судьбы (для солдат-стражей, к примеру, отмена личной и личной собственности, упразднение семьи, национальное регулирование половых взаимоотношений, публичное воспитание детей), подготовки и система отбора к выполнению их функций. Изгоняется либо упраздняется все, что мешает «надлежащему»: лирическая музыка, поэзия и т.п., в совокупность воспитания вводится особенный миф, призванный оправдать статусное различие сословий. В целом модель платоновского страны дает основания чтобы заметить в ней черты тоталитарного общества [10].

!Задание 3.4.Объясните, какое место в философии Платона занимает его теория идей?

Философия Платона коротко

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector