Лирика а.к. толстого

А.К. Тостого именуют приверженцем теории »чистого исскуства». Но лирика АК Толстого не укладывается в прокрустово ложе этого литературного течения, поскольку она многопланова и не замыкается на тех темах, к каким традиционно обращались поэты,исповедующие художественные правила эстетического направления в литературе. АК Толстой быстро откликался на злободневные события эры, в его лирике предсавлена гражданственная тема весьма ярко. Собственную позицию в литературной и политической полемике он выразил в стихотворении «Двух станов не боец, но лишь гость случайный..»1858, в нем речь заходит о споре между славянофилами и западниками(направлено изначально Аксакову) Но суть стихотворения шире: Толстой высказывает собственную основную этическую установку-он в том месте, где истина, действительно, для него неприемлимо следование какой или идее лишь потому,что она исповедуется кругом друзей. Поэзия АК ТОЛСТОГО в тех спорах, которыми была ознаменована эра 1850-1860х годов, именно пребывает в распоряжении совершенств хороша,веры,любви, в утрверждении высоких духовных начал,каковые внезапно потеряли собственную очвидность, и стали восприниматься как обветшалые. Програмным в этом отношении стало позднее стих «Против течения» 1867 г оно диологично и обращено к тем, кто как и сам поэт привержен вечным сокровищам для кого значимы мечта вдохновение и вымысел, кто способен воспринять божеств красоту мира. Настоящее для него мрачно, поэт чувствует натиск нового времени. Он говорит о недолговчности новейших убеждений. Духовгные базы остаются прошлыми. Историческая аналогия показывает что правда не за большинством, а за той немногочисленной группой, которая идет «против течения» .

О верности своим убеждениям ,об обреченности на внутреннее одиночество мыслящего человека идет обращение в послании И.А. «Гончарову»м.1870 «Для собственной живи только мысли».

В сихотворении «туман и Темнота застилают мне путь» 1870 появляется образ царь-женщины, которая для него воплащение гармонии,красоты- идеал ,поиск которого имеется жизнь. Образ дороги- семантика жизненного пути, обретения собственнной духовной стези.

Толстой принимает современность не только как «шум толков, хлопот и сплетен», но и как смену эр, закат ветхой дворянской культуры. «Ты не забываешь ли, Мария…», «Шумит на дворе непогода», «Безлюдный дом» появляется образ опустевшего кинутого дома – стал знаком оскуднения рода, распада связи времен, забвения домашних преданий.

В стихотворении «По гребле неровной и тряской..» 1840 образ времени приобретает неожиданный лермонтовский разворот. В сознании лирического храбреца одномоментны два восприятия времени: с одной стороны он существует в настоящем потоке времени, но наряду с этим потеря переживаемой еденичной ситуаыции.

Предметный замысел стихотворений несложен — последовательность бытовых и пейзажных картин, по которым скаользит взор поэта. Чувство отчизны в лирике Толстого дает о себе знать а различных формах: и в особенном интересе к исторической теме,и в применении народно-поэтических ритмов.

Историческая тема для него любимая, разрабатывается всесторонне, в различных жанрах: баллады, былины, сатирич.стихотворения, элегии, роман, трагедии. Особенно его завлекала эра Ивана Грозного.,как переломный момент русс.истории. Сейчас согласно точки зрения Толстого происходит уничтожение исконн русс характера.духа и правдолюбия свободы.

Выделял два периода –Русь Киевская и русь татарская. Первая – историческое прошлое в котором толстой обнаружил публичный идеал. Страна была открыта для внешнего мира и деятельно сотрудничала с др государствами. В Балладах песня о ярославне и гаральде, три побоища, песня о походе владимира на корсунь, боривой- он именно формирует цельный темперамент храбреца-солдата, показывает благородство и прямоту взаимоотношений. Русь времет и сурового для него другая. В балладе «поток богатырь» показывает сущность случившихся изменений.прием сравнения двух эр глазами богатыря.

В ранней лирике уже имеется историческая тема , традиции исторической элегии в «Колокольчики мои» ,но поэт видоизменяет жанр. Лирический монолог на обращение к колокольчикам.

Ближе к классической исторической элегии «ты знаешь край, где все обильем дышит» лирическая медитация как воспоминание об совершенном мире ,а жанр структура элегии формирует воздух интимности.

Историческая тема разрабатывается в жанрах былины и баллады. Баллады обращены к домонгольскому периоду.Как психологичские портреты. В ранних(василий шуйский, князь михайло репин, старицкий воевода толстой обращается к ужасным моментам русской истории. Поздние – Канут, Боривой, Змей Тугарин, Гапон Слепой. – более разнообразны.имеется и праздничные и патетические. Стержень- противостояние двух ветвей хрисианства.

В былинах копировал фолк образы. Имитировал былинный негромок. Отсутствует развитое воздействие , в Садко – имеется лишь картина, пара аккордов без рассказа. Так же в Илье муромце.

Народная песня.

Толстой Алексей Константинович

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector