Лирика и ее жанры.

Произведения художественной словесности принято объединять в три многочисленные группы, названные литературных родов, — эпос, лирика и драма.

Понятие литературного рода появилось в древней эстетике, в произведениях Аристотеля и Платона. В третьей главе аристотелевской «Поэтики» говорится о существовании в поэзии (т.е. мастерстве слова) трех «способов подражания»: «Подражать в одном и том же и одному и тому же возможно, говоря о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, либо же так, что подражающий остается самим собой, не изменяя собственного лица, либо воображая всех изображаемых лиц как действующих и деятельных». Эти «методы подражания» потом и нарекли литературными родами.

Теория происхождения Веселовского: литературные роды появились из обрядового хора первобытных народов. Возгласы хора – лирика, выступления корифеев – лиро-эпические песни (кантилены), из них – эпопеи (смелые поэмы). Обмен репликами участников – драма.

Теория книжки: мифологические сказания, из которых потом сложились сказки и (прозаические легенды саги), показались вне обрядового хора. Их говорили друг другу представители племени. Лирика также имела возможность появляться вне обряда. Лирическое самовыражение имело место в производственных и бытовых отношениях первобытных народов.

Слово «лирика» образовано от древнегреческого заглавия музыкального инструмента лиры, под сопровождение которой исполнялись (пелись) словесные произведения. Лирика отличается от драмы и эпоса в первую очередь предметом изображения. Развернутое и детализированное воспроизведение событий, поступков, взаимоотношений людей в ней отсутствует. Лирика художественно осваивает в основном внутренний мир человека как такой: его мысли, эмоции, впечатления. В ней максимально воплощается субъективное начало людской судьбе. Но чувство полной, «безотносительной» субъективности лирики, появляющееся иногда при ее чтении, есть иллюзорным: лирическое творчество содержит глубокие познавательные обобщения.

Обращение в лирике выступает в первую очередь в ее ясной (экспрессивной) функции, она конкретно и деятельно воплощает эмоциональное отношение к судьбе высказывающегося (носителя речи) – так именуемого лирического храбреца. Исходя из этого речевой строй лирического произведения – его наиболее значимое формальное начало: построения фраз и нюансы словоупотребления, и ритмическая упорядоченность текста тут особенно значительны.

По Белинскому: лирика понималась как сфера субъективности поэта. «Лирическая поэзия имеется по преимуществу поэзия субъективная, внутренняя, выражение самого поэта».

Основное в лирике — это эмоционально окрашенные описания и размышления. Основной объект художественного познания в лирике — это темперамент самого носителя речи, его внутренний мир, эмоциональное отношение к судьбе. Лирика — род литературы, в котором серьёзен не объект, а его процесс и состояние речевого общения. В случае если для эпоса характерна сюжетность и наполненность событиями, то лирика характеризуется впечатлениями, ассоциациями — экспрессивность. В древнегреческой литературе в эпосе — созерцание, в лирике человек отдается внутренним переживаниям, в драме вступает в конфликт. Потом — взаимопроникновение. В романе смогут вольно сочетаться различные роды литературы. Для европейской лирики характерно соединение субъекта и объекта в одном лице. Центральный персонаж лирического произведения — сам его переживания и автор. Поднимаются вечные темы любви, смерти, красоты, смысла жизни. Изображение внешнего мира храбреца, в то время, когда отсутствует прямо выраженное я автора. Лирические сказания имеют разные формы: — автопсихологическая лирика — предметом есть внутренний мир храбреца, лирический храбрец сходится с автором.

Обращение ведется от первого лица — монолог

8) ролевая лирика — лирический храбрец не сходится с автором, обращение ведется от лица выраженного в тексте персонажа.

9) медитативная лирика — эмоционально насыщенное раздумье о чем-либо (лирика эмоции, лирика мысли, лирика повествования и лирика описания).

10) Кроме этого лирическое сказание возможно в форме диалога храбрецов, обращения к неизвестному лицу, эмоции через сюжет (баллада).

Лирика классифицируется по темам и жанрам. Жанр — исторически сложившаяся тема. По жанрам лирика делится на:

11) принадлежащую к различным родам литературы ( эпическая, драматическая, лирическая)

12) в рамках родов по эстетическому качеству (амурная, сатирическая, лирическая); (медитативная лирика)

13) жанровая разновидность, родственная философской лирике, но с ней не сливается, стихотворения — созерцание, направленное на достижение закономерности бытия. В Российской Федерации появляется в н. 19в. Моду вытесняют элегии (медитативная лирика). Развитие медитативной лирики — отказ от созерцательности к философским размышлениям.

Тематическая классификация лирики носит условный темперамент, отражает не эстетический суть произведения, а помогает только примером, отправной точкой для анализа:

36) в народном творчестве — по функции — напевы (свадьба, похороны)

37) в древней литературе — по характеру выполнения — хоровая и личная (дифирамб, элегия)

38) в литературе классицизма и ренесанса — по социальной предназначенности

39) литература 19 в. — оды.

Верх развития лирики — древняя поэзия (Сапфо, ко мне же возможно добавить Алкея и Анакреонта, также древнегреческие лирики – прим. печатающего J).

К 18-н.19в.- осмысление, которое связано с расцветом романтизма. На первом замысле субъективное познание мира.

В к.19-н.20в. лирика прекратила отождествляться с поэзией. Этому содействовало появление гибридов — лироэпической поэмы, лирической прозы. Лироэпический жанр — сюжетное представление о событиях в сочетании с медитативными рассуждениями (Мертвые души), довольно часто прямое участие автора в сюжете (Анна Снегина).

Лирическая проза – от эпоса определенная большое число и выраженность фабулы перипетий, от лирики — выразительность и субъект подробностей, лейтмотив. Лирике характерна музыкальность и напевность. Опирается на ассоциации, смысловые оттенки и дополнительные интонации. Способна передавать сложные душевные состояния. На первом замысле — нечеткие мерцающие образы, зыбкие речевые конструкции. Подключает к образному мышлению. По большей части — стихотворные произведения. Довольно часто интонации перемещаются в звуковую сферу, значения слов размываются. Лирические высказывания тяготеют к афористичности. В лирике в силу субъективности не имеет значения где, что и в то время, когда случилось, а ответствен отпечаток в душе автора. время и Пространство не имеют значения. Лирический храбрец: образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Это необычный художественный «двойник» автора-поэта.

Идейность лирики в том, что в ней на пенрвый замысел выдвигается мир и душевное состояние лирического храбреца, его переживания. Базой жанрового деления лирики есть темперамент переживания.

1.Ода -стихотворение, высказывающее восторженные эмоции, каковые возбуждает в поэте какой-то большой предмет иль историч. событие. Жанровая проблематика — нравоописательная (в оде Ломоносова, посвященной императрице Елизаветте) иль национально-исторической (Ломоносов Ода на взятие Хотиона, Пушкин Вольность).

С упалдком авторитета классицизма начинается разрушение оды как жанра.

2. Сатира- стих, высказывающее негодование негативными сторонами судьбы общества. По жанровой проблематике нравоописательна, поэт в ней — защитник и рупор общества (Кантемир в соих сатирах выступает как защитник преобразованиуй Петра, клеймя поклонников жить по — ветхому)

3. Элегия- стих грустное от неудовлетворенности прою и жизнью бедами.

По жанровой проблематике не редкость:

А) Нравоописательной — высказывать скорбь о гражданском состоянии общества (Лермонтов Дума, Элегия Некрасова).

Б) Романическая — грусть поэта: индивидуальные мотивы — одиночество, страдания от любви и .т.д

Элегия случилась от древнегреческой похоронной песни.

Настоящий расцвет элегии приходит на протяжении эры романтизма.

4. Эпиграмма- шутливое описание какого-либо лица иль предмета. Эпитафия — надпись на надгробии.

лаконичность и Оригинальность выражения мысли — вот основная сокровище эпиграмм. Блестящими эпиграммистами были Лермонтов и Пушкин.

5. Мадригал- краткое полушутливое комплиментарное обращение к даме. Был популярен в русской альбомной поэзии финиша 18 начала 19 века.

03 Жанры литературы

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector