Не обращая внимания на создание моделей, обрисовывающих сотрудничество оператора
с машиной, неприятности, обусловленные антропогенным причиной, еще далеки
от ответа. Их актуальность стала причиной происхождению новой отрасли знания
— культуры безопасности. Данный термин был введен в 1986 г. специалистами
Интернациональной консультативной группы по ядерной безопасности МАГАТЭ
в итоговом документе по рассмотрению последствий и причин аварии в Чернобыле.
В последующем документе консультативной группы — «Главные
правила безопасности АЭС» (1990 г.) — культура безопасности
была названа основным управленческим принципом.
В соответствии с принятому МАГАТЭ определению культура безопасности — это таковой
комплект особенностей и характеристик деятельности организаций и отдельных
лиц, что устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объекта,
как владеющим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое
их значимостью. Это определение распространяется на каждые возможно
технологии и опасные объекты. По одному из определений, культура
безопасности — это больше, чем легко несколько личностей, выполняющих
комплект правил по надёжному ведению работ; это несколько таких людей, каковые
в собственном поведении руководствуются неспециализированной уверенностью в важности
видов деятельности и Опасности территорий
обеспечения безопасности и знают необходимость того, дабы любой
член коллектива сам с готовностью поддерживал нормы коллективной безопасности
и помогал вторым участникам коллектива стремиться к данной неспециализированной цели.
Организации, в большинстве случаев, проходят через последовательность этапов в укреплении и развитии
культуры безопасности. Отчет № 11 по безопасности (МАГАТЕ, Вена,
1998 г.) определяет три таких этапа:
1. Безопасность имеется производное соблюдения требований и в основном
основывается на регламентах и правилах. На этом этапе безопасность рассматривается
как технический вопрос, тогда как соблюдение налагаемых
извне регламентов и правил считается адекватным для обеспечения безопасности.
2. Хорошие показатели безопасности становятся целью организации и достигаются
по большей части за счет целей безопасности и постановки задач.
3. Безопасность рассматривается как постоянный процесс совершенствования,
в который любой может внести собственный вклад.
На начальной стадии улучшения часто достигаются в основном методом
совершенствования технических средств обеспечения безопасности АЭС в соответствии,
к примеру, с правилами, изложенными в документе ИНСАГ-12,
и при помощи внедрения главных процедур и систем контроля за источниками
опасности. Эти усовершенствования часто диктуются необходимостью
соблюдения нормативных требований и в большинстве случаев достигаются при помощи
руководящих указаний с применением компетентных экспертов
по безопасности для внедрения усовершенствований. Персонал склонен полагать,
что за безопасность отвечает ее обеспечение и руководство в большой
мере навязано ему вторыми лицами.
Второй этап предусматривает применение структуры, подобной той,
которая представлена в документе ИНСАГ-13. Организация обязана создать
некое связанное с безопасностью заявление с изложением собственного понимания
и четким указанием его целей и обязана установить ясные процессы
и процедуры успехи этих целей. На этом этапе отдельные сотрудники
смогут подметить, что работа лучше планируется с предварительным учетом рисков,
включая документально оформленные процедуры и правила, каковые
определяют, что возможно делать и чего запрещено.
Третий этап представляет собой тот идеал, к которому нужно стремиться
(рис. 4.13). Достижение этого идеала — процесс долгий. Он требует
формирования для того чтобы ее целей и понимания безопасности, каковые будут разделяться
всеми. Большая часть работников в организации должна быть
уверенный в том, что они лично и деятельно вовлечены в процесс увеличения
безопасности.
Культура отчетности. Неудачи и «практически оплошности» рассматриваются в
организациях с хорошей культурой безопасности как уроки, которыми возможно
воспользоваться чтобы не было более важных событий. Так, имеется
хороший стимул к тому, дабы информировать и расследовать все события,
каковые могут быть поучительными, в целях установления коренных
обстоятельств и обеспечить своевременную обратную сообщение по выводам и корректирующим
мерам как для конкретно заинтересованных групп работников,
так и для других экспертов в организации либо в отрасли, каковые смогут
«Культура безопасности — что это?»