Коммунистическая и социалистическая идеология

Идеисоциализма известны в мире с старейших времен, но теоретическое обоснование и идеологическое оформление они взяли только в XIX столетии. Громадное значение для их концептуализации имели эгалитаристские идеи Ж.Ж. Руссо и воззрения его соотечественника Ф. Бабёфа о необходимости и классовой принадлежности граждан насильственной борьбы за публичное переустройство.

Первые попытки очертить идеал этого публичного устройства предпринимались мыслителями Нового времени Т. Мором и Т. Кампанеллой, а в конце XVIII – начале XIX столетия – утопическими социалистами Сен-Симоном, Фурье и Оуэном. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, трактуя его как определенную фазу исторического становления более отдаленного этапа развития общества – коммунизма, представлявшего, согласно их точке зрения, настоящую цель развития человечества. Обосновывая неизбежность становления «социально честного общества», германские ученые очень противоречиво истолковали методы достижения, этого социального идеала, сохранив возможность разного понимания места социализма в данном ходе, возможность применения как эволюционных, так и революционных дорог его утверждения в обществе. В будущем внутренняя противоречивость марксистского учения обусловила разные варианты его политико-идеологической эволюции.

Так, В. И. Ленин, развивая революционную традицию марксизма, забрав в этом учении его самые агрессивные черты, создал учение об этапах социалистической революции, о сломе «буржуазной национальной автомобили», «диктатуре пролетариата», партии «нового типа», ведущей общество к «высотам коммунизма». Впоследствии ленинский фундаментализм послужил базой для возникновения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, создали идейную базу для обеспечения публичных преобразований (обобществления производства, индустриализации народного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами геноцида и террора гражданского населения.

Попытка реализовать эти идеи социализма в послевоенном Китае породила еще одну прикладную разновидность социализма – маоизм (по имени генсека КПК Мао Цзедуна). Отрицая священные для марксистов «неспециализированные закономерности» строительства, Мао забрал за базу сталинскую идею о необходимости борьбы с внешними и внутренними неприятелями, раскрасив ее теорией «партизанской борьбы», сделавшей маоизм очень популярным в ряде государств Индокитая, Латинской Америки и Африки. Наряду с этим основной исторической силой перемещения к социализму стало крестьянство, прикликанное «перевоспитывать» интеллигенцию и другие слои населения в революционном духе. Ясно, что эти пути продвижения к «светлому будущему» были оплачены массовыми жертвами китайского населения, в особенности во времена «культурной революции».

Вторая, эволюционистская (либо в терминологии русских большевиков – ревизионистская) линия марксизма связана с деятельностью германских теоретиков К. Каутского, А. Бебеля, Э. Бернштейна, которые, наоборот, позитивно трактовали роль страны (демократической республики) в становлении социально честного общества, утверждали приоритет мирных средств успехи целей, классового примирения. Таковой темперамент интерпретации буржуазного строя больше соответствовал главным тенденциям его эволюции, пониманию социализма как определенной формы политики индустриального общества, используемой на поздних стадиях его развития.

Эти подходы и основные идеи реализовались со временем не только в политическом движении социал-демократии, но и в политике последовательности стран, например, в бывшей Югославии, стремившейся укрепить социалистический строй без присутствия зарубежных армий (как это было в Восточной Европе), ориентировавшейся на мирное сосуществование с капиталистическими странами, признание внутренних противоречий и конфликтов социалистического строительства, на необходимость ведения борьбы с главным внутренним неприятелем – бюрократией, на установление рыночных взаимоотношений и ограничение роли компартии.

В целом историяXX в. наровне с общегуманистическим содержанием лозунгов социалистов распознала и органические пороки данной идеологии, воспрепятствовавшие в конечном итоге ее воплощению Сейчас. Так, для индустриального этапа развития общества неприемлемым выяснилось негативное отношение социалистов к экономическому неравенству индивидов, к принципам и конкуренции неодинакового вознаграждения за труд, обусловленных различиями в свойствах, других характеристиках и образовании индивидов. Хотя исправить «несправедливость» общества, социалисты пробовали заменить их механизмами нетрудового распределения доходов, политическим регулированием экономических процессов, признавали нужным сознательное установление страной норм и принципов социального равенства. Исходя из этого в идеологии социализма государство постоянно возвышалось над индивидом, сознательное управление – над эволюционным ходом развития общества, политика – над экономикой.

В то же времяXX век показал не только непрекращающиеся попытки практического воплощения ортодоксальных предположений социализма, но и рвение многих мыслителей модернизировать теоретическую базу социалистической идеологии. Так, австро-марксисты М. Адлер и О. Бауэр пробовали создать «интегративную» концепцию социализма, объединяющую идеи коммунизма и социал-демократии; А. Шафф и Г. Петрович обосновывали теорию «гуманистического» марксизма. Помимо этого, разрабатывались теории «экологического» и «христианского» социализма и т.д. Но при всей привлекательности идеи социальной справедливости расхождение предписаний теории социализма с настоящими тенденциями мирового развития в XX в., а самое основное, явная склонность к силовым средствам управления, неразрывная сообщение с имиджем тоталитарных режимов Сталина, Кастро, Чаушеску существенно ослабили политическое влияние данной идеологии Сейчас.

ДВЕ КОРОВЫ Растолковывают ВСЁ

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector