Исцеляющее сновидение

Изучая эмоционально-оздоровительный эффект сновидений, Гёте писал: «Бывали случаи, когда я засыпал в слезах, но очаровательные формы, каковые получали мои сновидения, заставляли меня радоваться, и я просыпался свежим и полным эйфории»3.

Целительное действие сна было известно в древности. Больные должны были дремать в храмах здоровья, дабы видеть сны, талантливые если не излечить заболевание, то, по крайней мере, поставить диагноз и предложить нужные лекарства. Я говорю об этом, дабы продемонстрировать, что мысль лечения снами частично нова, а частично весьма ветха. Для продолжения беседы нужно определиться, что же означают понятия «здоровье» и «оздоровление».

В соответствии с распространенному точке зрения, главными функциями сна являются восстановление и отдых сил. Так произошло, что научные изучения подтверждают концепцию сна, предложенную в «Макбете»: «шеф-повар на празднике судьбы». К примеру, у большинства видов отмечается хорошая корреляция между потребностью и продолжительностью сна в восстановлении. Исходя из этого физические упражнения приводят к повышению времени сна человека, в особенности его дельта-фазы, что, со своей стороны, прекращает предстоящее выделение гормонов. Иначе, духовные упражнения ведут к повышению длительности БДГ-сна и появлению сновидений. На протяжении сна человек довольно огражден от влияния внешних раздражителей и исходя из этого может неспешно возвращать себе оптимальное самочувствие и восстанавливать свойство к адаптивному реагированию. Оздоровительный процесс во сне носит целостный темперамент и происходит в один момент на всех уровнях людской организма. На наибольших — психотерапевтических — уровнях эта функция самый полно в большинстве случаев раскрывается на протяжении БДГ-сна. Я говорю «в большинстве случаев», по причине того, что благодаря слабо адаптирующимся привычкам и склонностям ума сновидения не всегда могут делать собственные функции, что прекрасно видно на примере ночных кошмаров, о которых мы поболтаем позднее.

Человеческое существо — это очень сложная, многоуровневая жизненная совокупность. Однако крайне полезно упростить его, выделив три главных уровня, каковые и составляют то, чем мы являемся. Говоря об изучениях Гринов, я уже упоминал эти уровни: биологический, психотерапевтический и социальный. Они отражают три роли, отведенные нам: тело, член и сознание общества. Все эти уровни в большей либо меньшей степени воздействуют друг на друга. К примеру, количество сахара в крови человека (биологический уровень) определяет то, как аппетитным ему думается блюдо, стоящее на столе (психотерапевтический уровень), а также то, силен ли его голод так, дабы вынудить его похитить это блюдо (уровень социальный). Иначе, его отношение к публичным правилам, выяснит чувство вины за предполагаемую кражу. Так, аппетитность блюда (психотерапевтический уровень) во многом зависит как от того, как человек голоден (биологический уровень), так и от того, имеется ли кто-нибудь поблизости (социальный уровень). Как раз из-за таковой трехуровневой организации мы и именуем человека «биопсихосоциальной совокупностью». Мы узнали, что внешние раздражители (подобные обрисованным выше) влияют на все уровни биопсихосоциального организма. Исходя из этого имеет суть сказать о комплексных реакциях индивида, а оздоровления и концепцию здоровья направляться разглядывать как целостную.

Здоровье возможно выяснить как «состояние оптимального функционирования организма, свободного от аномалий и болезней». Среда, в которой происходит это функционирование, именуется судьбой, со всеми свойственными ей сложностями. Исходя из этого более неспециализированным определением здоровья можно считать адаптивное реагирование на требования судьбы. Чтобы реагирование было «адаптивным» оно должно помогать человеку благоприятным образом решать появившиеся неприятности, не нарушая целостности личности. Адаптивное реагирование должно смягчать сотрудничества человека с окружающей средой. Наровне с разными степенями адаптивности существует оптимум, что и именуется здоровьем.

По этому определению, быть здоровым свидетельствует что-то большее, чем статус кво. Наоборот, в то время, когда привычное поведение оказывается не талантливым адекватно решить проблему, здоровое реагирование должно содействовать выработке новой, более подходящей, тактики. Обучаясь новому, мы растем и становимся лучше подготовленными к новым вызовам, каковые нам бросает жизнь.

Осознанные сны имеют большое количество родственного с мечтательностью, гипнагогическим состоянием, психоделическим, наркотическим опьянением, другими типами и гипнотическими галлюцинациями ментальных образов. Многие члены данной дружной семьи нашли себе пристанище в терапевтических кругах. Исходя из этого возможно высказать предположение, что та же участь ожидает и осознанные сны.

Согласно точки зрения врачей Денниса Джаффа и Дэвида Бреслера, «ментальные образы мобилизуют латентные, внутренние силы, громадный потенциал которых возможно с успехом применять для поддержания и излечения здоровья»4. Уже на данный момент образы употребляются во многих психотерапевтических целях — от психоанализа до коррекции поведения.

Эффективность образов сильно зависит от их правдоподобности. В данной связи применение осознанных сновидений в качестве оздоровительного средства может оказаться весьма действенным. Это разъясняется тем, что из всех дешёвых человеку форм образов, осознанные сны — форма самая броская. Все, что происходит в осознанных снах, оказывает на человека сильное моральное и физическое действие.

Обморок как способ терапевтического действия образами самый близок к осознанным снам. Люди, испытывавшие глубочайший гипнотический транс, находят, что он во многом схоже осознанным сновидением. В состоянии обморока люди практически в любое время сохраняют осознанность, а в особенно глубоких состояниях переживают события такие реальные, как настоящей возможно сама жизнь. Очень сильно загипнотизированные испытуемые способны при помощи воли руководить многими физиологическими функциями: предотвращать аллергические реакции, останавливать кровотечения, создавать обезболивание. К сожалению, такими свойствами смогут владеть только пять— десять процентов населения (это люди, прекрасно поддающиеся обмороку). Помимо этого, подверженность обмороку не поддается тренировке. Осознанное сновидение, наоборот, прекрасно тренируемая свойство, владеющая тем же потенциалом саморегуляции, что и глубокое гипнотическое состояние. Исходя из этого как раз осознанные сны смогут быть применимы для подавляющего большинства людей.

Одно из самые интригующих применений ментальных образов открылось в следствии работы Карла Саймонтона с онкологическими больными. Д-р Саймонтон и его сотрудники информируют, что длительность судьбы больных с раковыми болезнями, в лечении которых классические средства (химиотерапия и облучение) сочетались способами образной терапии, возрастала в два раза по сравнению со средней длительностью судьбы таких больных по стране в целом. И не смотря на то, что, разбирая эти результаты, нужно выполнять осторожность, нереально не подметить раскрывающихся возможностей. Учитывая прямую связь между умом и телом, распознанную в отечественных опытах с осознанными снами, представляется в полной мере закономерным, что надежды, возлагаемые на их оздоровительный эффект, всецело обоснованы.

Отечественные лабораторные изучения раскрыли яркую связь между поведением во сне и физиологическими реакциями организма. Все это дает редкую возможность развития физиологического самоконтроля, а потом и самооздоровления. На протяжении осознанных сновидений человек может делать упражнения, намерено созданные для улучшения тех либо иных физиологических функций.

Разнообразные техники, в большинстве случаев применяемые так называемыми «паранормальными целителями» основаны на том, что больного вводят в состояние, в то время, когда он чувствует себя совсем здоровым. В случае если на протяжении сновидения нам удается создать образ собственного тела, то из-за чего бы нам не постараться инициировать процесс самооздоровления, сознательно представив, что отечественное тело совсем здорово? И потом, в случае если отечественное тело во сне окажется не совсем здоровым, мы имели возможность бы постараться символически вылечить его не просыпаясь. Отечественные изучения в Стэнфорде продемонстрировали, что все это вероятно. А сейчас вопрос, ответ на что предстоит отыскать будущим исследователям: «В какой степени лечение тела сновидения воздействует на оздоровление физического тела?»

Существует еще одна обстоятельство, увеличивающая притягательность волевого самоконтроля над физиологическими процессами в осознанных снах. В принципе, человек способен обучиться руководить некоторыми физиологическими параметрами (частотой пульса, волнами мозга, кровяным давлением и т. д.) и в обычном состоянии сознания. Но пределы этого управления ограничиваются рамками бодрствующего состояния. К примеру, на протяжении бодрствования мы можем вольно изменять интенсивность и частоту волн мозга в пределах его обычной активности. Мы можем уменьшать либо увеличивать количество альфа-волн, каковые ассоциируются с бодрствованием, но выясняемся совсем не в состоянии руководить дельта-волнами, подвластными нам лишь на протяжении глубокого сна.

Из всех состояний сознания, дешёвых человеку, лишь БДГ-сон владеет самый широким диапазоном трансформации физиологических параметров. Из-за того что осознанные сны происходят на протяжении БДГ-сна, данный широкий диапазон параметров делается дешёвым волевому контролю. В состоянии осознанного БДГ-сновидения человек может, к примеру, с легкостью понизить чрезмерное кровяное давление. Вопрос о том, как это практично, и какова длительность оказываемого влияния, остается открытым. Но в полной мере быть может, что понижение давления во сне может привести к понижению давления в последующий период бодрствования.

Мы высказали догадку о том, что хорошие образы во сне способны улучшить здоровье. Напрашивается вопрос: не смогут ли отрицательные образы, напротив, стать суть болезни? Харольд Левитан из Университета Макгилла изучал сновидения больных с психосоматическими расстройствами. Их сны обычно были связаны с разными увечьями, что разрешило д-ру Левитану высказать предположение, что «повторяющееся переживание получения травмы ведет к ослаблению обычного функционирования физиологических совокупностей и, как следствие, к разным болезням». Все это думается достаточно правдоподобным. В случае если мы согласны допустить возможность лечения во сне, то нельзя оставлять без внимания и возможность того, что сны способны кроме этого наносить вред.

Здоровье свидетельствует возрастающую целостность, а психотерапевтический рост довольно часто требует реинтеграции закинутых либо отвергнутых качеств личности. Этого возможно сознательно и намеренно добиться посредством символических способов, предлагаемых осознанными снами. Содержание оздоровительных снов частенько принимает форму интеграции, либо объединения, разных образов. Образ человека (либо эго) довольно часто объединяется с элементами, каковые Юнг именовал «тенями». Давайте для простоты поделим отечественную личность на две части. К одной из них отнесем качества, каковые кажутся нам приемлемыми и «хорошими», (совокупность этих качеств и есть отечественным представителем, либо эго). Другую — составим из «нехороших» качеств, не удовлетворяющих нас, от которых мы сознательно и подсознательно стремимся избавиться. Мы отделяем их от себя, и во всех отечественных видениях эти качества играют роль «вторых», либо «теней». Увидьте, образ собственного эго не закончен, не целостен: он отбрасывает тень. В соответствии с учению Юнга, эго только тогда сможет получить целостность и здоровое психотерапевтическое функционирование, в то время, когда обучится намеренно принимать все нюансы собственной тени.

Свойство функционировать добровольно, руководствуясь совершенствами, а не привычками, может разрешить осознанно сновидящим сознательно принять и интегрировать подавленные ранее нюансы личности. Те камни, каковые были отброшены строителем эго, составляют фундамент нового Я.

Важность принятия ответственности за любой «теневой» элемент собственного сна, возможно наглядно проиллюстрировать теми мучениями, каковые сопровождали сновидения Фредерика ван Эдена. «В одном из собственных осознанных сновидений, — пишет ван Эден, — я парил над поразительно просторным ландшафтом. Ясное светло синий небо было залито солнечным светом, я ощущал благодарность и глубокое блаженство и стремился выразить это проникновенными словами признательности»6. Но ван Эден понял, что такие красивые сны довольно часто сменялись «демоническими видениями», в которых он довольно часто появился атакованным, осмеянным и измученным чем-то таким, что сам он именовал «разумными существами низкой морали»7.

Вероятнее, Юнг назвал бы демонические сны ван Эдена примерами компенсации, нужной для устранения умственного дисбаланса, позванного ошибочным ощущением собственной праведности и мнимой божественности. Ницше выразился бы более афористично: «В случае если крона дерева упирается в Небеса, то его корни достигают Ада». Возможность существования таких демонических пережитков приводила к беспокойству людей еще в средние века, исходя из этого можно понять озабоченность ван Эдена. Как умелый исследователь внутреннего пространства, он должен был принимать во внимание с присутствием данной нечисти в собственных снах. В этом стыдно было согласиться, но они существовали. Но ван Эден никак не имел возможности поверить, что именно его разум отвечает за «все ошибки и ужасы судьбы во сне». Исходя из этого он и придерживался догадки о демонах, которых считал виновниками собственных мучений. Таковой подход мешал освободиться от демонических видений, и все его упрочнения встречали стойкое сопротивление.

Ван Эден — не единственный сновидец, имевший неприятности с демонами. Сен-Дени в собственных снах кроме этого виделся с «ужасными монстрами». Но, в отличие от ван Эдена, он показал к ним отношение, хорошее подражания. Одно время его мучил страшный навязчивый кошмар:

Я не осознавал, что дремлю, и казалось, меня преследуют ужасные монстры. Я бежал по нескончаемой анфиладе. Двери, разделявшие их, раскрывались с большим трудом. Не успев закрыть их за собой, я слышал, как они опять раскрываются, пропуская страшную процессию. Чудовища издавали леденящие душу звуки и пробовали схватить меня. Я знал, что они охотятся на меня. Я проснулся, не легко дыша и обливаясь холодным позже.

Подобный кошмар со всеми свойственными ему кошмарами повторялся четыре раза в течение 40 дней. О четвертом случае кошмара Сен-Дени пишет:

В тот момент, в то время, когда чудовища уже готовься начать охоту, я неожиданно понял обстановку, в которой нахожусь. Желание противостоять иллюзорному кошмару дало мне силы перебороть ужас. Я не стал убегать. Упрочнением воли я вынудил себя повернуться спиной к стенке и посмотреть монстрам в лицо. На протяжении прошлых кошмаров мне получалось только мельком посмотреть на них, сейчас же я намеренно изучал чудовищ.

Не обращая внимания на осознанность, в первое мгновение Сен-Дени испытал настоящее эмоциональное потрясение. Это показывает, что «появление во сне чего-то неприятного взору» заметно воздействует на людскую сознание кроме того тогда, в то время, когда оно к этому готово. Однако неустрашимый сновидец продолжает:

Я уставился на собственного главного соперника. Он был чем-то похож на тех ощетинившихся и гримасничающих демонов, скульптуры которых возможно встретить на портиках соборов. Любопытство взяло верх над остальными чувствами. В нескольких шагах от меня шипел и прыгал фантастический монстр. Я всецело обладал собою, и его действия казались мне не больше чем пародией. На его руках, вернее, лапах я увидел когти. Лап было семь, и все они были прекрасно видны. По большому счету все подробности вида чудовищ были четкими и реалистичными: волосы, брови, раны на плечах и множество вторых подробностей. Из всех образов, виденных мною в снах, данный, пожалуй, по качеству возможно поставить на первое место. Возможно, его прототипом стал какой-нибудь готический барельеф, запечатлевшийся в моей памяти. Так это или иначе, но мое воображение несло полную ответственность за перемещения и окрас монстра. Когда я сконцентрировал на нем внимание, все его ассистенты провалились сквозь землю как по волшебству. Скоро и сам предводитель начал замедлять перемещения, терять четкость и таять. В итоге он стал быть похожим колышущуюся шкуру, полинявший костюм, какие конкретно в большинстве случаев украшают входы магазинов, торгующих карнавальной одеждой. Последовало пара малых сцен, и я проснулся.8

На этом кошмары Сен-Дени закончились.

Из всех моих осознанных сновидений, «бунт в классе», пожалуй, самый близок к «демоническим снам». Цитируя данный сон в первой главе, я поведал о том, как мне удалось принять и интегрировать одного из моих демонов — ужасного великана. По нескольким параметрам возможно заявить, что это был исцеляющий сон. Во-первых, начальный конфликт — нездоровая предпосылка стресса — был разрешен позитивно. Помимо этого, «эго сна» выяснилось способно принять разрушителя как часть себя и сделало еще один ход к интеграции. И самое основное, в то время, когда я проснулся, я четко ощущал улучшение самочувствия.

Но существует альтернатива ассимиляции и подобному методу принятия. Второй мой сон предлагает еще один пример исцеляющего осознанного сна, в котором употреблялась символическая изменение: «Я только что возвратился из путешествия и нес по улице узел с одеждой. Остановившееся такси перегородило мне дорогу. Я ощущал, что два человека, сидящие в нем, и один, стоящий на улице, враждебно настроены по отношению ко мне и желают меня ограбить. Каким-то образом я осознал, что дремлю и в тот же час же нападал собственных соперников. Я свалил их в кучу и поджег, а пепел применял, дабы удобрить цветущие растения. Проснувшись, я ощущал себя наполненным энергией».

В случае если в прошлом сне я пользовался стратегией чувствительности, то сейчас смог показать активность, применяв очищающий знак огня, дабы перевоплотить отрицательный образ грабителей в хороший образ цветов. Учтя мое самочувствие по окончании пробуждения, возможно заключить, что и данный сон был исцеляющим. А как же преступники? Мне думается, им весьма нравится быть цветами.

Два процитированных осознанных сны иллюстрируют один ответственный психотерапевтический принцип: для разрешения личностных распрей не всегда необходимо трактовать сновидения. Во многих случаях эти конфликты возможно символически дать добро на протяжении самого сна. Само собой разумеется, и разрушитель, и преступники смогут быть знаками скрытых качеств и наклонностей, от которых мне хотелось бы избавить собственный эго. Но мне удалось дать добро все конфликты, кроме того не сознавая этого по-настоящему. Так, мое принятие либо преобразование персонажей сна символизирует принятие либо преобразование неидентифицированных чувств, поведение либо роли, отведенной им. Интерпретация может стать увлекательной с исследовательской точки зрения, но в приведенных примерах она думается избыточной.

Эти же два сна смогут стать иллюстрацией к еще одной психотерапевтической возможности, предлагаемой осознанными снами. И в том и другом случае я оценивал целительный эффект по собственному самочувствию по окончании пробуждения. Умелым методом я открыл, что эмоции, овладевающие мною по окончании осознанного сновидения, являются своеобразным вознаграждением за поведение во сне. Прошу вас, осознайте меня верно, я не пробую заявить, что «в случае если это думается хорошим, то это прекрасно». Я говорю: «В случае если это думается хорошим сейчас, то это было хорошим тогда». Это тот компас, по которому я сверяю курс личных изучений мира осознанных сновидений. В случае если в осознанном сновидении я делаю что-то такое, о чем не приходится жалеть потом, значит, я могу сделать то же и в будущем. В случае если же я сделал то, что мне не пришлось по нраву, то в последующих снах я стремлюсь этого избежать. Следование таковой политике ведет к улучшению моего восприятия осознанных сновидений. Вместо того дабы в беседах с учениками настаивать на какой-то стратегии поведения, я рекомендую им придерживаться этого же пути: «Это ваш сон. Пробуйте что желаете, но смотрите за тем, что ощущаете по окончании. Если вы станете слушать собственный сознание, то вам будут не необходимы никакие правила».

Обморок для сна. омоложение и Оздоровление во сне.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector