Обучение осознанным сновидениям

Предположим, вы в состоянии вспоминать личные сны так довольно часто, что имеете возможность представить себе, как редко они бывают осознанными. Случайные осознанные сны чем-то напоминают моменты, в то время, когда внезапно находишь на улице деньги — редкое, но вместе с тем нужное событие. Продолжая эту аналогию, возможно заявить, что развитие свойства к осознанным снам равносильно совершенствованию опытных навыков, помогающих получать деньги. Первоначально может потребоваться определенная дисциплина, но с приходом опыта приходит и легкость, и скоро вам фактически не требуется прилагать упрочнений.

Вспомните, на что похоже обучение речи. Сначала казалось неосуществимым сказать что-нибудь, отличающееся от лепета. Но сутки ото дня, с каждым годом вы совершенствовали собственный мастерство, и по сей день способны сказать, кроме того не вспоминая над этим.

Возможно, вам не удалось еще сказать собственного первого слова в осознанных снах, либо, быть может, вы застряли на первом предложении. Грезите ли вы в один раз стать опытным сновидцем? Поверьте, все зависит от вас самих

Вас может поразить тот факт, что осознанным снам возможно обучиться, только приложив волю. Но мой персональный опыт подтверждает правильность этих слов. Срок в два с половиной года, потребовавшийся мне для этого, оправдывается тем, что меня никто не учил. Сначала у меня не было кроме того четкого представления о том, чем я занимаюсь. Большое количество времени я израсходовал впустую. Способ вхождения, что я в итоге создал, в состоянии оказать помощь каждому человеку, владеющему жёстким намерением обучиться видеть осознанные сны за более маленький срок. Но перед тем как начать обрисовывать данный способ, разрешите мне кратко подытожить все, что уже было написано об осознанных снах.

Религиозные и психотерапевтические труды Востока содержат множество намеков и предлагают множество способов осознанного сновидения. Как мне известно, первое упоминание о возможности обучения осознанным снам видится в тибетском манускрипте «Йога состояния сна» (The Yoga of the Dream State), датированном VIII веком. В этом манускрипте обрисовано пара способов вхождения в осознанное сновидение. Но до тех пор пока вы не станете умелым йогом, многие способы покажутся вам ненужными. В это же время эта книга может претендовать на роль учебного пособия для тех, кто занимается осознанным сновидением под управлением умелого мастера.

Лишь самое самоё простой и первое упражнение из этого манускрипта возможно приемлемым для западного человека. Техника, именуемая «постижением через силу намерения»1, складывается из двух упражнений. В соответствии с первому из них, новичок в течение дня обязан непрерывно повторять, что «все около складывается из субстанции сна». Это упражнение окажет помощь в бодрствующем состоянии настроить себя на соответствующее восприятие сна в последующие ночи. Частенько мы склонны видеть во сне то, что увлекало нас днем. Помимо этого, это упражнение оказывает помощь устранить один из самые внушительных барьеров осознанности. В случае если на протяжении бодрствования мы ни при каких обстоятельствах не сомневаемся в природе отечественного переживания, то что может вынудить нас усомниться в ней на протяжении сна? Отношение к бодрствованию как ко сну отучит нас от привычного взора на судьбу. Умственная гибкость, купленная в бодрствовании, облегчит достижение осознанности во сне.

Второе упражнение — «жёсткое намерение постичь состояние сна» — столь же незатейливо. Ночью, перед тем как уснуть, ученик обязан заручиться помощью гуру и «твердо решить» постичь состояние сна, другими словами осознать, что сон — это не действительность. Осознанные сны редко появляются без отечественного намерения, исходя из этого для них нужен особенный настрой ума. Такое намерение будет частью любых упрочнений, направленных на индуцирование осознанных снов. Кроме того в случае если начальные попытки не увенчались успехом, манускрипт призывает будущих сновидцев, желающих «постичь природу состояния сна», повторять эти упражнения каждое утро в течение двадцати одного дня.

Имеется одно «но», которое очень сильно ограничивает применимость данной тибетской техники на Западе. Я имею в виду «обращение к гуру». В полной мере быть может, что доверие, которое тибетские ученики испытывают к своим гуру, ведет к тому, что ожидание успеха преобразовывается в исполняемое пророчество. Западные люди, которым постоянно недоставало ни гуру, ни всевышних, лишены уверенности в собственных силах, нужной для успеха.

Необходимо заявить, что большинство современных восточных способов осознанного сновидения не меньше сложна. Бхагаван Шри Раджниш — духовный гуру и обладатель шестидесяти двух роллс-ройсов — обрисовывает три разные техники, главными преимуществами которых есть непостижимость и невыполнимость. Первое из них гласит: «Посредством неосязаемого дыхания через центр лба, достигающего сердца в момент засыпания, вы должны руководить собственными снами», а вдруг вам этого не хватает, то «самой смертью»2.

Второй способ пребывает в том, дабы «в любой ситуации не забывать: „Я имеется“».3 Это, по крайней мере, ясно и придумано, быть может, чтобы упрочить самоосознание и стать на позицию наблюдателя. Повторяя «Я имеется», мы входим в состояние сознания, именуемое в эзотерической психологии «памятью о себе» (self-remembering). «Память о себе, — пишет эзотерический психолог и биохимик Роберт С. де Ропп, — это необычное отделение сознания от того, что человек делает, ощущает, думает. Такая двойственность человеческого самоосознания символизируется двунаправленной стрелой. Человек — в один момент зритель и актёр, для него характерно чувство выхода за границы собственного тела. Это необычное чувство обособленности, неидентификации. память и Идентификация о себе не смогут существовать бок о бок, подобно тому как помещение не может быть освещенной и чёрной в одно да и то же время. Одно исключает второе»4. Все это возможно сообщить и в отношении осознанных сновидений. Человек, практикующий память о себе в бодрствующей судьбе, провоцирует появление осознанности на протяжении сна.

Третий способ Раджниша покажется легким тому, кто владеет одержимой натурой. Раджниш рекомендует будущим сновидцам «в течении 20 дней всегда помнить, что все происходящее с ними, — только сон»5. Мне думается, что человек, талантливый всегда помнить о чем-нибудь, может сделать фактически все. Для таких гениальных людей осознанные сны не смогут воображать никакой трудности.

Сравнительно не так давно германский психолог Пауль Толи, опираясь на десятилетний "стаж работы" более чем с двумястами испытуемыми, обрисовал разнообразные способы вхождения в осознанное сновидение6. С его точки зрения, наилучшим способом достижения осознанности есть развитие «свойства к критическому восприятию». Толи настаивает на том, что в состоянии бодрствования нужно обучиться задавать себе вопрос: «Дремлю я либо нет?» и повторять его как возможно чаще, по крайней мере пять— десять ежедневно, в любой ситуации, напоминающей сон. не меньше нужным может оказаться данный вопрос и в кровати, перед засыпанием. Толи обещает, что большая часть людей, практикуя эту технику, смогут пережить первое осознанное сновидение уже через месяц, а кое-какие, очень удачливые, в первую же ночь.

Как уже говорилось в пятой главе, Оливер Фоке вычислял критический настрой сознания ключом к осознанным снам. Учитывая это, легко понять, из-за чего вопрос «Дремлю я либо нет?» так нужен для происхождения осознанности. Частенько сны обусловлены отечественной деятельностью в состоянии бодрствования. В случае если на протяжении бодрствования мы не задаемся вопросом о действительности происходящего, то откуда при таких условиях он может появиться на протяжении сна? Чем чаще мы критически подходим к бодрствующему сознанию, тем легче нам будет применять такой же подход во сне.

Существует пара современных способов, разрешающих удержать осознанность при переходе от бодрствования ко сну, к примеру способы Успенского и Раппорта. Раппорт обрисовывал собственную технику следующим образом: «Лежа в кровати, перед засыпанием, старайтесь через каждые пара мин. отвлекаться от своих мыслей и пробуйте отыскать в памяти все, о чем только что думали. Со временем такое интроспективное вхождение в сон войдет в привычку и вызовет возникновение осознанных сновидений, обычно сопровождающихся „восхищением удовольствия“».

У техники удержания осознанности при засыпании множество вариаций. К примеру, один человек, обучавшийся тибетскому буддизму, говорил, что ему рекомендовали воображать восьмилепестковую розу с белым светом в центре, распускающуюся в горле. Эта техника направлена на фокусирование внимания, высокая интенсивность которого разрешает удерживать осознанность при переходе в состояние сна. Тартанг Тулку, тибетский лама, преподающий в Беркли, обрисовывает похожее упражнение: «По окончании того как перед самым засыпанием вы всецело расслабитесь, нужно представить себе красивый, ласковый цветок лотоса в вашем горле. Светло-розовые лепестки легко загнуты вовнутрь, а его центр освещен красно-оранжевым пламенем — ярким по краям и чёрным в. Смотрите на него весьма мягко, концентрируясь на вершине пламени, и старайтесь удержать цветок в воображении столько времени, сколько сможете»7.

Тулку растолковывает, что пламя символизирует осознание. Добавлю от себя, что, в соответствии с буддийской иконографии, лотос — пробужденное сознание Самости. Продолжая визуализацию, вы сможете проследить как рождаются ваши мысли, как они взаимодействуют с образом лотоса и как они связаны с прошлым, настоящим и будущим. Постоянно концентрироваться на лотосе, вы «только замечаете», как образы появляются в вашем сознании. В случае если «нить визуализации останется целой, то она перенесется в сновидение». Тартанг Тулку предостерегает практикующих данный способ от «попыток трактовать либо „обдумывать“ появляющийся образ». Такие попытки прервут нить, и осознанность будет утеряна. «Будьте осмотрительны, не принуждайте собственный воображение, образу лотоса появиться и удерживайте на нем внимание». Иными словами, «разрешите образу отражаться в вашем сознании, пока сознание и образ не станут едины». Первоначально, поясняет Тулку, человек склонен, попадая в состояние сна, забывать о том, что спит. Но тренируя сознание, «мы вправду сможем осознать, что все около — сон. В случае если пристально присмотреться, то возможно проследить все создание и эволюцию сновидения».

Пауль Толи8 обрисовал три похожие техники вхождения в сновидение из состояния бодрствования. Все они выстроены на главном приеме засыпания с сохранением внутренней внимательности и различаются лишь объектами сосредоточения внимания. «Образная техника» предлагает фокусироваться на гипнагогических образах, это рекомендовали Успенский, Раппорт и другие. Толи рекомендует разрешить пассивно втянуть себя в воздействие сна, не прилагая никаких упрочнений, талантливых его уничтожить.

Второй его способ — «техника тела» — основан на ритуале, вызывающем ВТП, либо «астральный выход» (см. главу 9). Засыпая, вы должны представить себе, словно бы ваше тело не лежит в кровати, а находится где-то в другом месте. Когда вам это удастся, вы получите осознанность, если не забудете, что все происходящее — сон. Третий способ, предлагаемый Толи, именуется «техникой перемещения эго». В соответствии с этому способу, перед засыпанием вы концентрируетесь на мысли о том, что скоро ваше тело прекратит вас ограничивать. Перейдя в состояние сна, вы сможете вольно парить, переместив собственный сознание в «пространство, напоминающее помещение, в которой вы уснули».

Пять лет назад мне удалось создать несложную технику, разрешающую сохранять осознанность при переходе от бодрствования ко сну. Засыпая, необходимо вычислять про себя («раз, я дремлю, два, я дремлю» и т. д.), пробуя сосредоточиться на этом ходе. В полной мере возможно, что, сказав «сорок пять, я дремлю», вы вправду осознаете, что спите! Фраза «я дремлю» только оказывает помощь не забывать о том, что вы собираетесь сделать. При жажде ее в полной мере возможно заменить какой-нибудь второй. Простое фокусирование внимания на счете разрешает сохранить определенную бдительность и выявить сновидение, когда оно покажется. Эта техника оптимальнее трудится для тех, кто склонен скоро засыпать и довольно часто переживает сновидения в начале состояния сна (гипнагогические видения).

Громадную данные об данной технике я собрал, трудясь с одним из отечественных онейронавтов, Лори С. Она систематично волновалась броские видения в начале сна. Кое-какие из ее видений были похожи на «выстрелы», что весьма типично для гипнагогических образов. Другие напоминали полнометражные фильмы, обычно полные захватывающих сцен, в которых она ярко чувствовала собственное присутствие и активно учавствовала.

Принимая к сведенью, что Успенскому получалось достигать осознанности в гипнагогическом состоянии, я внес предложение Лори попытаться добиться того же. Я помогал ей сочетать наблюдение за процессом засыпания с попытками сохранить сознание. Через пятнадцать-тридцать секунд по окончании засыпания у нее наблюдалось начало стремительного перемещения глаз и подергивание тела. Сейчас я будил ее вопросом «Что произошло?». Частенько она вспоминала броскую сцену из сновидения, но весьма редко осознавала, что спит. Я осознал, что она испытывает недостаток в напоминании и внес предложение ей негромко повторять фразу «я дремлю», сопровождая ее счетом. И это сработало! Она повторяла: «раз, я дремлю, два, я дремлю… сорок четыре, я дремлю», пока не поняла, что спит в конечном итоге.

Спустя семь дней Лори смогла отказаться от фразы «я дремлю» и обходилась несложным счетом. За страно маленький временной отрезок она стала способна упрочнением воли приводить к осознанным сновидениям практически в любое время.

На протяжении каждого из наших опытов она всецело расслаблялась, но сохраняла внимание и считала про себя («один, два, три…»), пока не начинала видеть сон. В большинстве случаев она просыпалась через пять-десять секунд и надиктовывала на магнитофон описание собственного переживания. Лори информировала, что осознавала себя в двадцати пяти из сорока двух снов. Визуальное изучение записей полиграфа продемонстрировало, что все эти «дремотные состояния» (я именую их так вследствие того что ни одно из них не длилось больше нескольких секунд) появлялись, независимо от наличия осознанности, на протяжении первой стадии не-БДГ-сна, отмечавшейся медленным перемещением глаз. Вот один из таких снов: «Я пребывала в бакалейной лавке, перемещаясь между последовательностями; я стояла на тележке, которая двигалась весьма скоро. Проезжая мимо бутылок с кокой и пепси, я осознала, что дремлю. Я отыскала в памяти, что необходимо посмотреть на руки, но не имела возможности поднять их на уровень глаз».

Неспособность Лори посмотреть на руки показывает на серьёзное отличие осознанных «дремотных состояний» в начале сна от полноценных осознанных сновидении в БДГ-фазе. На протяжении БДГ-сновидений сновидец всецело способен руководить своим телом. Меня интересовала возможность добиться того же в начальной стадии сна, и я попросил Лори поднести собственные руки к глазам, в то время, когда она осознает, что видит сновидение. Но такая довольно несложная задача была невыполнимой, по крайней мере в одном случае. Для предстоящего изучения этого феномена нужны дополнительные упрочнения.

Серьёзным причиной, воздействующим на вид результатов, достигаемых посредством обрисованных ранее техник, есть время. Вместо того дабы пробовать войти в осознанное сновидение в начале цикла сна, лучше сделать это позднее ночью, ближе к утру, а значительно лучше — по окончании пробуждения. Это происходит вследствие того что в начале ночи осознанные сны происходят в первой стадии и исходя из этого продолжаются не больше нескольких секунд. И, наоборот, в то время, когда эти способы используются на исходе ночи, по окончании пробуждения человека из БДГ-сна, они обычно разрешают возвратиться в него и пережить полноценное сновидение. Однако оптимальным временем для вхождения в осознанные БДГ-сновидения из состояния бодрствования может стать дневной период. Такое предположение я основываю на том, что, в соответствии с личным наблюдениям, пропорция между числом осознанных сновидении, инициированных из бодрствования и из сна в дневное время, была в шесть раз выше той же пропорции на протяжении ночного сна.

Все методики вхождения в осознанное сновидение из состояния бодрствования, обрисованные выше, основываются на одном и том же основном принципе: лежа в кровати и всецело расслабившись, вы повторяете последовательность умственных операций, на которых сосредоточиваете внимание. Исполнение таких упражнений разрешает вам сосредоточиваться в момент засыпания и удерживать бодрствующее внутреннее сознание, в то время как спящее внешнее неспешно затуманивается, а после этого всецело исчезает. Другими словами, вы разрешаете уснуть телу, но оставляете бодрствовать ум.

Но имеется еще один — и для большинства людей более несложный — метод привести к осознанному сновидению. Для его выполнения достаточно познакомиться с собственными снами, определить, на что они похожи, а после этого легко намериться выявить их появление. Доказано, что простое намерение поймать момент наступления сновидения намного увеличивает частоту появления осознанных снов.

Самые ранние свидетельства обучения осознанному сновидению на Западе принадлежат Маркусу д’Эрви де Сен-Дени, обучавшему самого себя. Приведем предложенный им способ. В возрасте тринадцати лет Сен-Дени был поражен собственными снами и посвятил большое количество времени их анализу и записям. Вот что он говорит:

Изучение сновидений, их анализ и описание стало тем видом бодрствующей активности, которая оказывала громадное влияние на мои сны. в один раз ночью мне приснилось, словно бы я записываю личные сны, причем кое-какие из них смотрелись достаточно необычно. Проснувшись, я пожалел о том, что не могу сохранять осознанность на протяжении сна. Как много я теряю, подумалось мне. Так как возможно было бы записать столько занимательных подробностей. Пара дней я был одержим данной идеей. Я думал об этом целыми днями, и скоро мне приснился тот же сон. Но сейчас он отличался одной изюминкой. Сюжет сна сопровождался идеальным осознанием того, что я дремлю. Я стал способен концентрироваться на любой подробности сна, интересовавшей меня, и по окончании пробуждения имел возможность светло ее отыскать в памяти.9

Маркус информирует, что через год одержимой увлеченности собственными снами он стал способен волноваться осознанные сны практически каждую ночь.

Р. Т. Броун, один из составителей второго тома «Вопросов сновидения» Нараяны, обрисовывает схожий способ. Он говорит, что «в определенных условиях сновидец способен на протяжении сна сохранять осознанность… этого возможно добиться, в случае если в так именуемом подсознании удерживать ясную хорошую идея о том, что при определенных событиях осознание состояния сна придет само по себе».

В начале семидесятых годов данный способ был проверен д-ром Патрицией Гарфилд. Перед засыпанием она просто говорила себе: «Сейчас я замечу осознанное сновидение». Гарфилд информировала, что посредством этого способа ею была достигнута «хорошая кривая обучения с возрастанием частоты появления продолжительных осознанных сновидений от нуля в начале до трех в неделю и выше»10. Она применяла данный способ пять либо шесть лет, и в течение всего этого времени волновалась четыре-пять осознанных сновидений в месяц. Возможно сделать вывод: добиться намеренной индукции осознанного сновидения возможно, легко уверив себя в том, что вы способны пережить его.

Перед тем как приступить к изучению этого феномена, я иногда переживал спонтанные осознанные сны в течении многих лет, в особенности в раннем детстве. В возрасте приблизительно пяти лет у меня был целый комплект сновидений, каковые имели возможность интенсивно повторяться. Особенно ярко я не забываю сцену из одного сна, обрисованного в четвертой главе, в котором мгновенная тревога по поводу долгого нахождения под водой провалилась сквозь землю сразу после того, как я отыскал в памяти, что дремлю, и осознал, что могу дышать. Я не помню, как продолжительно длились мои тогдашние упражнения, но следующее осознанное сновидение, которое я могу отыскать в памяти, случилось практически двадцать лет спустя. Пара лет я переживал случайные осознанные сны (приблизительно раз в тридцать дней). Они очень заинтриговали меня и убедили в необходимости тщательного изучения этого феномена.

Первые полтора года собственных изучений я применял технику вхождения в осознанное сновидение методом самовнушения. Полученные результаты были подобны итогам Патриции Гарфилд.

По окончании первой фазы изучений я увидел два фактора, воздействующие на происхождение осознанных сновидений. Первым и достаточно очевидным причиной была мотивация. В течение всего этого периода были два месяца, отличавшиеся двух— либо трехкратным повышением среднего числа осознанных сновидений. В первоначальный месяц, в сентябре 1977 года, я готовил заявку на диссертацию , в которой утверждал, что смогу обучиться приводить к осознанным сновидениям упрочнением воли. В январе 1978 года я пробовал, причем удачно, пережить осознанное сновидение в лаборатории. На протяжении обоих этих периодов мои действия были очень сильно мотивированы, я ощущал, что обязан показать всем целесообразность изучения снов в лаборатории. Но я увидел, что в то время, когда напряженное время проходило, частота появления осознанных сновидений уменьшалась, что говорит о неосуществимости продолжительного поддержания нужного уровня мотивации.

Предстоящие самоисследования стали причиной открытию еще одного психотерапевтического фактора — намерения не забывать о необходимости понять себя во сне. Подобное прояснение намерения стало причиной немедленному росту ежемесячной частоты осознанных сновидений. Так я открыл, что память — ключ к осознанным снам. оттачивание методики и Дальнейшая работа разрешили мне через год достигнуть цели — создать надежную технику вхождения в осознанное сновидение.

Самый несложный метод попасть в Осознанный сон.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector