Характеристика познавательной сферы дошкольника.

В современной психологии познавательная сфера отдельного человека рассматривается как упорядоченная совокупность тех внутренних «категорий», при помощи которых он реально принимает и оценивает окружающий мир.

Познавательная сфера дошкольников – это сложное психологическое образование, которое снабжает обычное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире. В познавательной сфере возможно выделить три компонента — отношение и информация к информации, психологические (познавательные) процессы.

К первому компоненту познания относится:

-что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для собственного познания.

-как приобретает ребенок данные, другими словами речь заходит о средствах познания и способах познания.

-как перерабатывает ребенок данные: что с ней делает на различных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и без того потом. [8, с.124].

Информация рассматривается как средство, благодаря которому нужно развить ребенка нужные для познавательного развития процессы, навыки, умения, методы познания.

Познавательные процессы – психологические процессы, благодаря которым человек познает окружающий мир, себя и других людей. Для полноценного развития принципиально важно не только своевременное формирование познавательных процессов, но и их произвольность – умение сосредотачивать внимание на объекте познания, не отвлекаться, своевременно припоминать, не пасовать перед трудностями, в случае если сходу не удаётся верно решить практическую либо умственную задачу. К познавательным процессам ребенка дошкольника относится: восприятие, память, мышление, обращение, воображение.

В дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира как следует отличается от восприятия взрослого. Ребенок, в отличие от взрослого, как правило разглядывает предметы такими, какими их дает конкретно восприятие, он не видит вещи в их внутренних отношениях. Собственный мгновенное восприятие ребенок вычисляет единственно вероятным и полностью подлинным. При восприятии окружающей действительности старший дошкольник ориентируется на всё более развивающиеся особенности восприятия – предметность восприятия, целостность, структурность. Его восприятие делается всё более осмысленным,у него начинает срабатывать связь между содержания и восприятия психологической судьбе ребенка, от изюминок его личности; сложные формы восприятия ( восприятие пространства, времени, перемещения и т.д.) развиваются и всё чаще ребенок применяет их в качестве ориентира в тех либо иных жизненных обстановках.

Особенное место в познавательной сфере занимает память. Л.С. Выготский[6] думал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играться память,с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной обстановки и наглядно-образное мышление. В старшем дошкольном возрасте память преобладает непроизвольная образная, формируется и начинается

свойство к долгому запоминанию — долгосрочная память, существенно расширяется количество памяти, происходит формирование и развитие свойства к стремительному и качественному запоминанию материала.

Впечатления, каковые человек приобретает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы именуются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Отечественное прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»[25].

На этапе дошкольного детства особенное значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира восприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление покупают опосредствованный, знаковый темперамент, становятся высшими психологическими функциями. Дети проявляют большой уровень познавательной потребности,задают много вопросов, в которых отражается их рвение по-своему классифицировать явления и предметы, отыскать неспециализированные и разные показатели живого и неживого, современности и прошлого, добра и зла.

Как раз к этому возрасту относятся вопросы о происхождении разных явлений и предметов. Эти вопросы носят воистину принципиальный темперамент (откуда взялся мир, откуда берутся дети). К возрасту 5-7 лет ребенок пробует осмыслить такие явления, как смерть, жизнь. Это первая исходная форма теоретического мышления ребенка. Согласно данным Ж. Пиаже, период от 2 до 7 лет является переходом от сенсомоторного интеллекта (приспособления к условиям обстановки при помощи практических действий) к начальным формам логического мышления. Главное интеллектуальное достижение дошкольного возраста — ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем замысле. Интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника существенно выше,чем это ранее предполагалось. В условиях целенаправленного обучения дети смогут достигнуть более большого уровня мышления. В следствии намерено организованной разносторонней и развернутой ориентировочной деятельности у детей формируются верные, правильные, богатые образы, содержательные представления о предметах, каковые становятся базой для развития мышления. Модельная, либо схематическая, форма мышления рассматривается как промежуточная между образным и логическим мышлением, она предполагает умение ребенка выделить значительные параметры обстановки с опорой на модели и схемы, представленные во внешнем замысле. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование словесно — логического мышления.

Мышление конкретно связано с речью.

Обращение – это совокупность условных знаков, благодаря которым передаются сочетания звуков, имеющих тот же суть да и то же значение, что и соответствующая им совокупность письменных знаков.

Исходя из определения, возможно утверждать, что обращение возможно устная и письменная.

Основная функция речи пребывает в том, что она есть инструментом мышления.

Серьёзное значение в интеллектуальном развитии ребенка придается кроме этого моменту саморазвития, активности и самостоятельности познания самого ребенка. Данный тип мышления назван детским экспериментированием и появляется как метод, помогающий осознать отношения и скрытые связи, использовать имеющие знания, пробовать собственные силы.Постановка вопросов, гипотезы и догадки ребенка содействуют динамичности и развитию гибкости детского мышления.

в течении дошкольного возраста деятельно начинается воображение как свойство видеть целое раньше частей. В.В. Давыдов утверждал, что воображение образовывает «психотерапевтическую базу творчества, делающего субъекта способным к созданию нового в разных сферах деятельности». Воображение наиболее значимое психологическое новообразование дошкольного детства,и его становление образует главной вектор психологического развития ребенка. Взрослые весьма рано включают ребенка в мнимый контекст детских потешек, начинают стимулировать изображающие действия ребенка: «Продемонстрируй, как птичка летает, воины ходят». Действия «понарошку», «как словно бы» рассматриваются как начальная форма воображения у двух — трехлетнего ребенка. Воображение опирается на настоящий опыт ребенка, на действия и реальные предметы, оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов символическое значение действий, мнимая обстановка» образ роли. По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение оказывает помощь создать целостный образ события либо явления, достроить схему либо картину. Аффективное воображение делает функцию защиты Я методом проигрывания негативных переживаний либо создания мнимых компенсаторных обстановок (представления себя гигантом, победителем).

В познавательной сфере главным достижением есть освоение способов и средств познавательной деятельности.

Так, на этапе дошкольного детства особенное значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира восприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление покупают опосредствованный, знаковый темперамент, становятся высшими психологическими функциями.

Мякишева Н М Изюминки познавательной сферы дошкольника 29 февраля 2016г

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector