К первой группе закономерностей относятся закономерности, действующие на макро- и
микросоциальном уровнях. Это неспециализированные, значительные и устойчиво повторяющиеся связи между потребностями, возможностями общества, народа, страны, региона, отдельных групп людей, семьи и педагогическим процессом. Таковой закономерностью, к примеру, есть зависимость педагогического процесса от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. В противном случае говоря, цель, темперамент, содержание, средства, способы, формы педагогического процесса определяются объективными потребностями общества, заинтересованностями страны, социокультурными и традициями и этническими нормами.
Помимо этого, на обучения и процессы воспитания воздействуют факторы: региональные (условия конкретной местности), факторы микросреды (улица, семья, ближайшее бытовое окружение…), природные факторы, условия конкретной класса и школы, особенности педагогического коллектива (личные качества и мастерство воспитателей и учителей), внутреннее состояние самого ребенка и др.
Ко второй группе закономерностей относятся закономерности, действующие на межличностном и личностном уровне. Это:
- взаимосвязь и единство развития личности и педагогического процесса. С одной стороны, уровень развития личности определяет темперамент, результативность и содержание педагогического процесса. Иначе, педагогический процесс нацелен на развитие личности методом присвоения ею социального опыта, духовных ценностей и культуры общества. Эта закономерность разрешает сформулировать правила развивающего педагогического процесса (обучения). По Л.В. Выготскому, «обучение ведет за собой развитие»;
- объективные, значительные, устойчиво повторяющиеся связи между составными частями педагогического процесса:
— между деятельностью педагога, содержанием и деятельностью ученика педагогического процесса (между действием педагога, принятием и восприятием этого действия учеником и появляющимся наряду с этим процессом самообразования);
— между целями, содержанием, способами, средствами, формами, условиями, с одной стороны, и результатами педагогического сотрудничества, с другой. Эта закономерность проявляется в том, что все компоненты педагогического процесса соподчинены друг другу, попадают приятель в приятеля в самых разных комбинациях. Любой прошлый определяет последующие и в также время зависит от них. В частности, результаты педагогического процесса закономерно зависят от тех условий, в которых он протекает (от материальных, социально-психотерапевтических, гигиенических и др.). Содержание педагогического процесса обусловлено поставленными задачами и целями. средства и Методы педагогического процесса обусловлены содержанием и задачами конкретной педагогической обстановке. Формы педагогического процесса определяются его содержанием и т.на данный момент.;
— между воспитанием и обучением как составляющими педагогического процесса. Эти связи проявляются в том, что воспитание нереально без обучения, и напротив;
- объективные, значительные, устойчиво повторяющиеся связи между характером деятельности развивающейся личности, изюминками её сотрудничества с окружающим результатами и миром ее развития. Так, результаты обучения прямо пропорциональны умению обучающихся обучаться, их интересу к учебной деятельности, отношению к учебному труду, своим учебным обязанностям. Эффективность воспитания кроме этого зависит от степени собственной активности личности, от способов и содержания организации ее деятельности, мотивов данной деятельности, от характера педагогического управления деятельностью данной личности;
- закономерные связи между уровнем возрастного, личного развития личности, другими словами ее возможностями, и предлагаемыми содержанием, способами, формами педагогического процесса. Хорошее внутреннее состояние ученика (радость, счастье, хорошее настроение, чувство защищенности и т.п.) обусловлено в первую очередь учетом его возрастных и личных потребностей, заинтересованностей, возможностей.
Охарактеризованные выше закономерности можно считать установленными, многократно проверенными, подтвержденными и растолкованными. Исходя из этого они должны учитываться педагогом в его деятельности. А так как в область педагогического процесса попадают социальные, экономические, культурологические, психотерапевтические, духовные, физиологические и иные явления, то с развитием антропологических и в целом гуманитарных наук будут установлены и другие, более глубокие закономерности педагогического процесса.
Нина Савельева: Теория воспитания | Вилла Папирусов