Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности

Мостом, соединяющим теоретические представления с педагогической практикой, помогают правила обучения.

Понятие «принцип» происходит от латинского «principium» – начало, база. По собственному происхождению правила обучения (дидактические правила) являются теоретическим обобщением педагогической практики, появляются из опыта практической деятельности и, следовательно, объективен .

Правила обучения постоянно отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, каковые стоят в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных закономерностей и законов, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, разрешающей применять их в качестве регулятивных норм педагогической практики.

В современной дидактике правила обучения рассматриваются как советы, направляющие учебный процесс и педагогическую деятельность в целом, как методы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.

Принцип – это совокупность исходных теоретических положений, основных требований и руководящих идей к проектированию целостного образовательного процесса,вытекающих из установленных психолого-педагогической наукой закономерностей и изучаемых в целях, содержании, педагогических разработках, деятельности студентов и деятельности преподавателей.

Любой из правил реализуется на практике через совокупность правил. Охарактеризуем кое-какие правила обучения через совокупность характерных им правил:

  • Принцип научности:

Правила:

— излагать лишь точную данные, явления и факты в верном освещении;

— снабжать ведущую роль теории в обучении;

— применять язык науки, которая преподается; знакомить с историей открытий.

  • Принцип связи теории с практикой:

Правила:

— опираться на имеющийся у студентов опыт;

— показывать пути применения знаний на практике;

— учить извлекать из практической деятельности теоретические знания.

Правила:

— излагать знания в определенной совокупности;

— опираться на внутрипредметные, межпредметные, межнаучные связи;

— предъявлять последовательные требования,

— получать преемственности в усвоении студентами знаний и формирование навыков и умений.

  • Принцип прочности усвоения знаний

Правила:

— не перегружать материал частностями, выделять основное;

— обучать приемам умственной работы;

— излагать материал эмоционально;

— систематически организовывать повторение учебного материала;

— менять виды деятельности студентов.

  • активности и Принцип сознательности

Правила:

— обеспечить познание изучаемого материала, применять проблемный способ обучения;

— стимулировать познавательную их самостоятельность и активность;

— снабжать условия для устойчивого внимания и хорошей работоспособности студентов;

— комментировать высказывания и ответы студентов.

  • Принцип доступности и посильности

Правила:

— учитывать подготовленности и реальный уровень развития;

— детально разбирать самые трудные места;

— оптимизировать работу студента (количество);

— комментировать домашнее задание.

  • Принцип наглядности

Правила:

— снабжать восприятие материала по мере возможности всеми органами эмоций;

— перед применением четко выяснить и сформулировать цель наблюдения;

— применять совместно с другими средствами обучения;

— снабжать безопасность применения;

— применять наглядность умеренно, в необходимое время, необходимый момент.

  • Принцип опытной направленности

Правила:

— устанавливать межпредметные связи для лучшей ориентации студента в профессии;

— вырабатывать опытные знач. качества;

применять разнообразные содержания, средства, способы, приемы, технологии обучения для придания особенностей опытной направленности.

К общепедагогическим правилам обучения кроме этого возможно отнести следующие правила:

  • Переход от обучения к самообразованию.
  • Сообщение обучения с практикой и жизнью профессиональной деятельности.
  • развитие результатов и Прочность обучения познавательных свойств обучающихся.
  • Хороший эмоциональный фон обучения.
  • учёт и Коллективный характер обучения индивидуальных свойств студентов.
  • гуманитаризация и Гуманизация обучения.
  • Компьютеризация обучения.
  • Интегративность обучения, учет межпредметных связей.
  • Инновативность обучения

Сейчас высказываются идеи о выделении группы правил обучения в высшей школе, каковые синтезировали бы все существующие правила:

2. Правила обучения


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: