Мостом, соединяющим теоретические представления с педагогической практикой, помогают правила обучения.
Понятие «принцип» происходит от латинского «principium» – начало, база. По собственному происхождению правила обучения (дидактические правила) являются теоретическим обобщением педагогической практики, появляются из опыта практической деятельности и, следовательно, объективен .
Правила обучения постоянно отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, каковые стоят в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных закономерностей и законов, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, разрешающей применять их в качестве регулятивных норм педагогической практики.
В современной дидактике правила обучения рассматриваются как советы, направляющие учебный процесс и педагогическую деятельность в целом, как методы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.
Принцип – это совокупность исходных теоретических положений, основных требований и руководящих идей к проектированию целостного образовательного процесса,вытекающих из установленных психолого-педагогической наукой закономерностей и изучаемых в целях, содержании, педагогических разработках, деятельности студентов и деятельности преподавателей.
Любой из правил реализуется на практике через совокупность правил. Охарактеризуем кое-какие правила обучения через совокупность характерных им правил:
- Принцип научности:
Правила:
— излагать лишь точную данные, явления и факты в верном освещении;
— снабжать ведущую роль теории в обучении;
— применять язык науки, которая преподается; знакомить с историей открытий.
- Принцип связи теории с практикой:
Правила:
— опираться на имеющийся у студентов опыт;
— показывать пути применения знаний на практике;
— учить извлекать из практической деятельности теоретические знания.
- последовательности и Принцип систематичности
Правила:
— излагать знания в определенной совокупности;
— опираться на внутрипредметные, межпредметные, межнаучные связи;
— предъявлять последовательные требования,
— получать преемственности в усвоении студентами знаний и формирование навыков и умений.
- Принцип прочности усвоения знаний
Правила:
— не перегружать материал частностями, выделять основное;
— обучать приемам умственной работы;
— излагать материал эмоционально;
— систематически организовывать повторение учебного материала;
— менять виды деятельности студентов.
- активности и Принцип сознательности
Правила:
— обеспечить познание изучаемого материала, применять проблемный способ обучения;
— стимулировать познавательную их самостоятельность и активность;
— снабжать условия для устойчивого внимания и хорошей работоспособности студентов;
— комментировать высказывания и ответы студентов.
- Принцип доступности и посильности
Правила:
— учитывать подготовленности и реальный уровень развития;
— детально разбирать самые трудные места;
— оптимизировать работу студента (количество);
— комментировать домашнее задание.
- Принцип наглядности
Правила:
— снабжать восприятие материала по мере возможности всеми органами эмоций;
— перед применением четко выяснить и сформулировать цель наблюдения;
— применять совместно с другими средствами обучения;
— снабжать безопасность применения;
— применять наглядность умеренно, в необходимое время, необходимый момент.
- Принцип опытной направленности
Правила:
— устанавливать межпредметные связи для лучшей ориентации студента в профессии;
— вырабатывать опытные знач. качества;
— применять разнообразные содержания, средства, способы, приемы, технологии обучения для придания особенностей опытной направленности.
К общепедагогическим правилам обучения кроме этого возможно отнести следующие правила:
- Переход от обучения к самообразованию.
- Сообщение обучения с практикой и жизнью профессиональной деятельности.
- развитие результатов и Прочность обучения познавательных свойств обучающихся.
- Хороший эмоциональный фон обучения.
- учёт и Коллективный характер обучения индивидуальных свойств студентов.
- гуманитаризация и Гуманизация обучения.
- Компьютеризация обучения.
- Интегративность обучения, учет межпредметных связей.
- Инновативность обучения
Сейчас высказываются идеи о выделении группы правил обучения в высшей школе, каковые синтезировали бы все существующие правила:
- ориентированность высшего образования на развитие личности будущего эксперта;
- соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (разработок);
- оптимальное сочетание неспециализированных, групповых и личных форм организации учебного процесса в институте;
- рациональное использование современных средств и методов обучения на разных стадиях подготовки экспертов;
- соответствие результатов подготовки экспертов требованиям, каковые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности; обеспечение их конкурентоспособности.
2. Правила обучения