Функционально-стилистическая характеристика лексико-грамматических разрядов имени существительного.

В художественной речи имена существительные делают не только информативную, но и эстетическую функцию. Вещественные, собирательные, отвлечённые, конкретные существительные, употреблённые в любом из функциональных стилей, применяются и в художественной речи. Наряду с этим стилистически нейтральные существительные вовлекаются в совокупность ясных средств языка и обретают соответствующую экспрессивную окраску.

Особенный стилистический интерес воображает применение писателями отвлечённых существительных для усиления действенности речи. В научном стиле около существительных не появляется экспрессивного ореола, поскольку они делают всего лишь информативную функцию. Принципиальное отличие стилистического применения отвлечённых существительных в художественной речи пребывает в активизации их ясных возможностей. Отвлечённые существительные смогут стать источником сильной речевой экспрессии. О.с. вовлекались в совокупность экспрессивных средств поэтами – для отражения духовного мира лирического храбреца: …Но я не создан для блаженства (Пушкин). У Некрасова довольно часто употребляются слова: свобода, вера, святыня – с громадной буквы, дабы усилить их экспрессию. В наследии каждого громадного русского писателя возможно указать характерные для его стиля отвлечённые существительные: у Гончарова – обломовщина, у Чернышевского –эмансипация. В наши дни отвлечённые существительные по большей части воспринимаются как стилистически нейтральные, но часто они однако сохраняют экспрессивные оттенки. В речи они довольно часто приобретают конкретное значение: «Первые эйфории».

Противопоставленные отвлечённым существительным имена существительные конкретные кроме этого владеют громадными потенциальными возможностями создания экспрессии. Писателям, публицистам характерно наглядное мышление в противовес отвлечённому, что фактически находит отражение в широком применении конкретных существительных. Искусное введение их в текст создаёт зримые картины. Конкретные существительные составляют базу образного описания у современных авторов. Паустовский отмечал, что в исходниках начинающих авторов часто словесные обобщения вытесняют подробность. А ведь ничто так не оживляет повествование, как подробности. Для их художественного изображения и необходимы конкретные существительные, каковые всегда приводят к о настоящем предмете либо явлении.

Громадный простор для стилистических наблюдений открывает изучение экспрессивной функции имён существительных собственных.

  1. фамилии и Имена. Такие существительные занимают одно из известный мест, потому, что выделяются громадным разнообразием словообразовательных вариантов. Отличительная изюминка русской совокупности наименования лиц – противопоставление официального обращения по фамилии разговорным вариантам: товарищ Иванов – Иван Иванович, Ваня, Ванюша, Ванька. Выбор вариантов имени отражает и возрастные черты собеседников, и распределение между ними социальных ролей. Отступление от условностей этикета может служить в художественной речи источником экспрессии. Редкостные, «необычные» имена придают речи юмористическую окраску – Варух, Хивря. броская экспрессия создаётся в следствии столкновения неупотребительного имени с распространённой фамилией (Васисуалий Лоханкин), и использование «известной» фамилии к обыкновенному персонажу (жестянщик Шиллер). Имеется фамилии, окружённые экспрессией сочувствия (князь Мышкин), насмешливо-иронические (Красоткин), остросатирические (преподаватель Вральман). Особенные возможности для фамилий и стилистического использования имён в художественной и публицистической речи открывает их образное переосмысление. В этом случае писатели прибегают к антономасии – тропу, заключающемуся в потреблении имён собственных в значении имён нарицательных: Молчалины, Хлестаковы.
  2. Географические наименования. В годы ВОВ особенное политическое значение купили географические заглавия: Сталинград, Волга, Брест. Последовательность географических названий связывается с патриотической темой – Москва, Бородино; другие наименования ассоциируются с традициями русского мастерства: Гжель. В публицистическом стиле заглавия столиц довольно часто употребляются вместо названий стран. Ироническую окраску придаёт приравнивание известных географических названий к неизвестным:Москва-Васюки. В художественной речи заметную стилистическую роль играются окказиональные географические наименования с ясной этимологией: город Глупов.

Русский язык. 7 класс. Междометия. Тяжёлые случаи морфологии

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector