Какую данные приобретают люди в ходе невербальной коммуникации?
Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о:
2) его эмоциональном состоянии в данной обстановке;
3) его «Я»-самооценке и образе;
4) его качествах и личностных свойствах;
5) его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него);
6) его социальном статусе;
7) его принадлежности к определенной группе либо субкультуре.
Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к другу. Она включает сведения о:
1) желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость либо отдаленность);
2) характере, либо типе, взаимоотношений (доминирование–зависимость, размещение–нерасположение);
3) динамике взаимоотношений (рвение поддерживать общение, прекратить его, «узнать отношения» и т. д.).
В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, разрешающая им регулировать сотрудничество. Она включает сведения о включенности в данную обстановку (комфортность, самообладание, интерес) либо рвении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т. д.).
Невербальная и вербальная коммуникация, сопутствуя друг другу, находятся в сложном сотрудничестве.
Выделяют пара функций, каковые невербальные сообщения делают при сотрудничестве с вербальными. Это функции:
- дополнения (включая усиление и дублирование) вербальных сообщений;
- опровержения вербальных сообщений;
- замещения вербальных сообщений;
- регулирования беседы.
Дополнение свидетельствует, что невербальные сообщения делают обращение более ясной, уточняют и проясняют ее содержание. Если вы обнимаете приятеля в тот момент, в то время, когда рассказываете ему, что весьма рады его видеть, объятие является дополнением к вашему речевому сообщению. Обращение возможно правильнее осознать и лучше запомнить, если она дублируется жестами. К примеру, в театральной кассе человек сопровождает просьбу о двух билетах жестом (показывает два пальца). Невербальные символы смогут употребляться для усиления самые важных моментов речи. Так, привлечь интерес слушателя возможно, повышая громкость голоса, делая перед словами паузы либо жестикулируя в некотором роде (к примеру, поднятый вверх указательный палец – символ «это принципиально важно»).
Опровержение свидетельствует, что невербальное сообщение противоречит вербальному. В случае если на вопрос «Вам весьма интересно?» собеседник демонстрирует замешательство, отводит глаза в сторону, виновато радуется и наряду с этим говорит: «В неспециализированном-то, да», то направляться усомниться в правдивости его ответа. Как раз вследствие того что невербальное поведение в значительной мере спонтанно, меньше контролируется сознанием, оно может опровергать сообщённое. Кроме того в случае если собственную первую реакцию человек осуществляет контроль, настоящее состояние обнаружится спустя приблизительно 4-5 секунд. Ухмылка либо выражение удивления, каковые продолжаются продолжительнее этого времени, смогут говорить о обмане. Вот из-за чего полезно следить за соответствием между речевыми и неречевыми посланиями.
Замещение свидетельствует применение невербального сообщения вместо вербального. К примеру, в шумной аудитории вы жестами информируете находящемуся далеко от вас другу, что необходимо выйти поболтать. На протяжении дискуссии ведущий может без слов, посредством взгляда и тела и поворота головы, предложить кому-то из участников выступить.
Регулирование свидетельствует применение невербальных знаков для координации сотрудничества между людьми. Наряду с этим довольно часто употребляются обрисованные выше символы, замещающие слова, – поворот головы в сторону того, кто обязан выступать; тон голоса, информирующий о завершении фразы; прикосновение к кому-то, высказывающее желание о чем-то задать вопрос, одобрительные либо неодобрительные возгласы в адрес выступающего. Эти и многие другие символы регулируют течение коммуникации.
Так, невербальные сообщения – нужная составляющая межличностной коммуникации. Они являются индикаторами эмоциональных состояний и показателями многообразных взаимоотношений человека к окружающему миру. В любой, кроме того сугубо официальной и рабочий ситуации присутствует и деятельно ее формирует невербально выраженное отношение субъекта общения к самой ситуации, к партнеру и к себе самому.
Невербальное общение. Сигналы тела | Громадной скачок