Проективная функция философствования в его новейших жанрах

Проективная функция является обычной для философии и не о ней как таковой пойдет у нас речь. Заботой о будущем пронизана жизнь людей на всех уровнях его бытия, и отношение к будущему в той или иной мере является темой и проблемой для любой науки. Озабоченность будущим характерна для религиозного, художественного и политического знания. И в этом гносеологически характерном плане ничем не отличается и философское отношение к будущему.

Предметом нашего рассмотрения являются те новейшие жанры словесности, в которых иногда в самых причудливых сочетаниях, а иногда в виде, казалось 6ы, самого трезвого расчета переплелись фантастика и реальность, научное исследование и художественное воображение, мистическое переживание будущего и социально детерминированная тревога за судьбы наличной цивилизации. В жанры такого рода почти столь же незаметно вплетается нить философствования, органически связанная с темой человеческого отношения к будущему, для которого ситуация изначально и спонтанно разводится по двум полюсам, один из этих полюсов затрагивает судьбы человеческого рода, а другой – судьбу индивида.

Характерное для философствования отношение универсального и индивидуального представлено здесь весьма необычно – через проективную связь «виртуально – родового», с одной стороны, и «героико – мистического», с другой. К новейшим жанрам этого рода можно отнести фэнтези и прогностику. Первая включает мистические элементы, особо подчеркивая магию отдельного героя, вторая, наоборот, абстрагируясь от героя или утрируя его, акцентирует внимание на тех закономерностях реального бытия, которые не могут быть реализованы современным обществом без радикальной перестройки целей, смыслов и самой целостной картины цивилизации как таковой.

Таким образом, прогностика и фэнтези становятся средствами проектирования такого рода, которое, оставаясь весьма серьезной для жизни всех людей проблемой, вместе с тем становится доступным, привлекательным и облегченным для массового восприятия. Философский прогноз приобретает либо художественную форму, либо форму математического моделирования, ориентированного на массовую культуру. Тем самым философия получает возможность избирательно реализовать свою проективную функцию. Художественность и академичность не только маскируют философское содержание, но и модифицируют форму прогноза стен, чтобы смысловая сторона вышла на первый план и стала доступной для читателя. Три стороны прогностики как жанра дают пример того, каким образом философия предстает в «художественной» форме, каковы формальные, содержательные и смысловые инварианты новейших форм прогнозирования. Прогноз вырастает из новых идей и технологий, с которыми связывается надежда на изменение картины мира и образа жизни в будущем.

Создание новых технологий – специфическая черта современного постиндустриального общества. Такая динамика меняет место прогноза в культуре, выдвигает прогностику как жанр на особое место в рефлексивном механизме человеческой культуры. Ключевыми элементами в понимании жанра прогностики выступают саля прогноз (в его отличие от плана), а также его отношение к утопии и фантастике.

Наиболее ярким примером жанровой трансформации философии в ее прогностической функции выступают так называемые доклады Римскому клубу, созданному А. Печчеи в 80-е годы нашего века, а из докладов – самый популярный – Алана Тоффлера «Футурошок». Прогностика расцвела в последние десятилетия ХХ века, соединив в себе многообразные черты бестселлера массовой культуры, жанра литературной фантастики и зарождающейся утопии. Каковы тенденции и инварианты прогностики, насколько они характерны для современной стадии техногенной цивилизации и какое ядро идей заключено в их содержании?

Историю Римского клуба, автобиографически описанную в книге Аурелио Печчеи «Человеческие качества», характеризует мысль о будущем на некоем переломном этапе, настоятельно диктующем переходе цивилизации к динамике нулевого роста. Необходимость такого переходя выводится из существующих тенденций и приводит к выводу о неизбежности гибели земной цивилизации, если не будут остановлены наличные тенденции роста. Таким образом, главным побудительным фактором прогностики и, в частности, ее негативного содержания стали резкие изменения в постиндустриальном обществе, безболезненная экстраполяция которых в будущее считается невозможной. Иными словами, возникает осознание того факта, что общество современного типа не способно существовать на планете, не нарушая экологии и самой природы человека.

Отсюда следует шокирующий вывод докладов Форрестера («Мировая динамика») и Медоуза («Пределы роста») о неизбежности катастрофы в середине следующего столетия. Прогноз предлагает остановить рост производства и населения, угрожая катастрофой, которая буквально звучит так: если к 2020 году на планете будет 15 миллиардов человек, то из них к 2060 году останется половина, если 20 миллиардов – выживет треть, а если 40 миллиардов, то погибнут все люди. Это негативное, предупреждающее высказывание сродни жанру антиутопии. Только в отличие от романов, опиравшихся на образные и художественные средства, доклады Римского клуба опираются на математику и модели.

Все это относится к положению человека в мире, требуя смены целей и осознания смысла жизни людей в течение ближайшего поколения. Человек выходит на уровень ноосферной деятельности. Как известно, ожидаемое будущее действует на человека ничуть не слабее, чем реально пережитое прошлое. Парадокс прогностики и состоит в том, что образованный человек не верит более в многочисленные интерпретации прошлого, но верит в тенденции, выявленные в настоящем, в их угрожающей экстраполяции на будущее. В этом проявляется новое отношение человека к процессу развития и ко времени жизни культуры.

Тенденции прогностики как жанра можно разделить на два аспекта: формальный, на пересечении с утопией и фантастикой, и содержательный, связанный с символическим отчуждением и дигласией как признаком вызревания в наличной культуре ее новых форм.

Виды и функции денег | Деньги и денежные средства | Макроэкономика

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector