Феномены человеческого бытия.

В философии существуют понятия-экзистенциалы, характеризующие бытие человека в мире: жизнь, смерть, бессмертие, ужас, одиночество, отчаяние, счастье, надеждаи другие. Разглядим для примера следующие понятия.

Любовь. Это метод бытия человека, пребывающий в направленности чувства и воли на другую личность, выражающийся в потребности «дать себя» предмету любви и в один момент сделать его «своим», «слиться» с ним.

Любовь как состояние характеризуется рядом линия:

  • нет конкретных обстоятельств, обожают не за что-то, а без оснований, появляется вольно, непредсказуемо, ее запрещено принудительно позвать и преодолеть;
  • идеализация предмета любви: любящие раскрывают друг в друге качества, скрытые для окружающих, но все это весьма субъективно и иррационально;
  • владеет огромной творческой энергией, человек может измениться сам и поменять другого (спорная возможность, но любящим постоянно допускается);
  • свойство обожать определяется во многом развитостью определенных душевных качеств (по Л.Фейербаху, препятствием для любви есть эгоизм);
  • довольно часто требует самоотречения, готовности к поступку, сопровождается борьбой с событиями, что не есть счастье в повседневном смысле слова;
  • одновременно с этим вырывает человека из привычной повторяемости обыденной жизни, раскрывает его сущность, формирует как личность;
  • предполагает рвение к постоянству, что выражается в требовании физической и духовной верности друг другу;
  • это не просто устремленность к лицу противоположного пола, но к второй личности с ее уникальностью, выступающей как полная сокровище;
  • любящие, дополняя друг друга, образуют целое, в то время, когда один оценивает собственные поступки в соотношении с тем, как на это взглянул бы любимый человек;
  • разлюбившему его прошлое состояние думается непостижимым.

Тема любви была одной из ведущих в русской религиозной философии XIX-XX столетий. В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, В.В.Розанов полагали, что сложность феномена любви в том, что в нем пересекаются биологическое и духовное, личностное и социальное, интимное и общезначимое. Любовь они разглядывали как наиболее значимый компонент духа человека, глубинную форму самосознания личности, проявление богоподобия человека, метод преодоления эгоизма. По В.С.Соловьеву, любовь универсальна: женщины и мужчины, детей и родителей, человека к Всевышнему, Отчизне, самому себе, жизни в целом.

Смысл жизни. Данный вопрос относится к разряду «вечных» философских вопросов, на что однозначного ответа быть не имеет возможности. Все трактовки этого вопроса возможно свести к нескольким наиболее значимым подходам.

Во-первых,существует безотносительный для всех людей смысл жизни:

  • религиозный вариант: смысл жизни – в реализации божественного начала в человеке, выражающегося в любви к ближнему;
  • светский вариант: мысль переустройства общества в интересах счастья всех людей, прогресс поменяет жизнь людей к лучшему.

Во-вторых,нет безотносительного смысла, любой определяет его сам:

  • эвдемонизм – достижение счастья;
  • аскетизм – телесное и материальное самоограничение в пользу духа;
  • гедонизм – получение разных наслаждений;
  • утилитаризм – извлечение пользы;
  • альтруизм – благородное служение людям.

В-третьих,в жизни по большому счету ненужно(А.кожный покров и А.Камю).

Против этого взора выступил Виктор Франкл: отсутствие смысла либо невозможность его реализации порождает «экзистенциальный вакуум», лежащий в базе безразличия, депрессии, потери интереса к судьбе. Он создал способ логотерапии, направленный на обнаружение смысла тремя дорогами: совершая дело (подвиги), переживая ценности (в любви), либо в страдании. Цель логотерапии – оказать помощь заметить спектр вероятных смыслов, из которых необходимо выбрать подлинный для себя. Осуществляя суть, человек осуществляет себя.

Вера. Состояние духа, пребывающее в глубокой убежденности в чем-либо.

Религиозная вера пребывает в решимости и принятии догматов придерживаться их вопреки сомнениям, трактуемым как «искушения». Имеет личное доверие и место к Всевышнему как устроителю судьбы верующего, его начальнику во всех помыслах и делах, спасителю и помощнику в разных обстановках, отправляющему страдания для блага самого верующего. Личная верность Всевышнему выражается в «служении», которому верующий отдает всего себя. Эта вера иррациональна.

Научная вера– это принятие знания без прямых обоснований на базе очевидности аксиомы и интуитивной (ясности в геометрии, постулаты в физике). Научное познание нереально без доверия к опыту вторых людей, веры в идеал достижимости истины. Ученый верит в истинность выдвигаемой им догадки. По Т.Куну, ответ отстаивать парадигму либо принять новую возможно основано лишь на вере в ее истинность. В отличие от религиозной веры, научная вера допускает сомнение, критику, коррекцию опытом, обоснование разумом.

Философская вера. Древние мыслители допускали положения, не нуждающиеся в обосновании (наличие первоначала, которое в то время не могло быть подтверждено эмпирически). И.Кант утверждал дуализм мира «видимого», замечательного, дешёвого познанию, и мира «невидимого», ноуменального, лежащего за пределами опыта. Все учения о последнем рационально не обоснованы, их выбор – акт веры. Наровне с рациональной аргументацией любой философ верит в истинность собственного учения. Эта вера ближе научной, рациональной.

Игра. Это широкий спектр человека и активности животных, противоположный нужному действию и характеризующийся переживанием наслаждения от самого процесса деятельности безотносительно к его результату. Основатели неспециализированной теории игры – Ф.Шиллер и Г.Спенсер. По Ф.Шиллеру, игра имеет эстетическую природу и характеризует сущность человека, по Г.Спенсеру, – имеет эволюционный нюанс и делает упражняющую функцию.

Феномен игры возможно рассмотрен с трех основных сторон.

Во-первых, в этологии – науки о поведении животных. До 30-х годов XX века игра трактовалась как форма упражнения, развития и укрепления наследственных форм поведения. Эта теория была критикована : инстинктивные формы поведения не нуждаются в упражнении, игра – это воздействие с предметом, владеющим для животного новизной (до сих пор нет единой точки зрения).

Во-вторых, в психологии разрабатывался вопрос о значении игры в психологическом развитии. Л.Выготский особенное внимание уделял ролевой игре как средству моделирования социальных взаимоотношений, социализации личности, были отмечены тренирующая, познавательная и социализирующая функции игры.

В-третьих, анализ игры как универсального феномена бытия. Йохан Хейзинга полагал, что игра старше культуры, игра имеется и у животных, но сущность игры не биологическая. Игра имеется высшее проявление и основа культуры, вся жизнь общества сосредоточена в игре и около нее. Деятельность людей сводится к игре (понятие «homo ludens» – «человек играющий»): словесные приемы софистов – игра, образная игра слов в поэзии, игровое начало правосудия (защиты сторон и состязательность обвинения), игровые формы мастерства. Льюис Мэмфорд полагал, что не труд, а игра была формирующим причиной культуры и человека.

?? Антропогенный фактор 1 серия — Мелодрама | сериалы и Фильмы — Русские мелодрамы

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector