Л. Толстой. Детство. Отрочество. Юность.
М. Горький. Детство. В людях. Мои университеты.
С. Т. Аксаков. Детские годы Багрова-внука
А.К Толстой. Детство Никиты
Жития: как в событиях биографической жизни просматривается Вечность (божий промысел, явление Божьей Матери)
И. Тургенев «Мои деревья»
О. Мандельштам «Дано мне тело — что мне делать с ним…»
Цветаева «Моим стихам…»
Г.Р. Державин «Река времен»
А.С. Пушкин
Л.Н. Толстой «Война и мир» (Андрей Болконский под небом Аустерлица)
М.А Булгаков «Мастер и Маргарита»
К.Г. Паустовский «Телеграмма» (томительно-долго тянется время у Катерины Петровны)
Вадим Шефнер «Миг»
И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: «Лишь очень немногие живут сегодняшним днем, большинство готовится жить позднее» (Д. Свифт).
Почти вся литература пропитана чувством времени, почти в каждом произведении (и в поэтическом, и в прозаическом, и в драматическом) мы обнаруживаем знаки времени.
Какие знаки времени есть в произведении? Обращаем внимание на образы, соответствующую лексику, соединение различных глагольных форм.
Все временные эпохи человеческого бытия в литературе текучи, разомкнуты одна в другую: прошлое соединяется с настоящим и будущим.
Во многих текстах тема движущегося времени становится определяющей. Время всегда связано с раздумьем человека о жизни, о смерти, о судьбе.
Задание: Проанализируйте данные произведения по предложенным вопросам.
А. Пушкин «Элегия»
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино,— печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Что такое элегия?
Подчеркните знаки времени (см. выше) в стихотворении. Подчеркните словосочетания по теме «время».
Разделите первые шесть строк на двустишия. Какой временной пласт соответствует каждому двустишию?
Какие эпитеты сопровождают образы времени? С какими чувствами лирический герой говорит о прошлом и настоящем?
Какой метафорой охарактеризовано будущее? Какие чувства вызывает будущее? Что для поэта значит «мыслить и страдать»?
8 сентября 1830 года А Пушкин пишет гениальное произведение под названием «Элегия» (Безумных лет угасшее веселье…). В стихотворении сосредоточены основные мотивы, связанные с мыслями о прошлом, раздумьями о настоящем, размышлениями о своем жизненном пути, о цели и смысле существования.
Стихотворение состоит из двух строф. Первая – условно поделена на три двустишия, в которых поэт представляет как бы три этапа человеческой жизни. Первое двустишие означает подведение итогов прошлой жизни:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Второе двустишие отделено от первого противительным союзом НО, при помощи которого поэт указывает на временный переход от прошлого к настоящему. Таким образом, второе двустишие передает ощущение сегодняшнего дня:
Но, как вино – печаль минувших дней
В моей душе чем старее, тем сильней.
Третье двустишие вводит тему будущего, которое рисуется пока фатально и однозначно:
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
По мнению Л.Н. Степанова, метафора «волнуемое море» передает трагичность ожидания будущего [45, с.172]. И поэтому вторая часть «Элегии» открывается восклицанием, исполненным неистребимой жажды бытия, вспыхивающей при мысли о смерти: «Но не хочу, о други, умирать…».
В стихотворении 1828 года «Дар напрасный, дар случайный…» без ответа остался вопрос: «Жизнь, зачем ты мне дана?». В «Элегии» автор ответил на этот вопрос: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». «Мыслить» для Пушкина не значит бесстрастно, равнодушно созерцать, а выражать свое отношение к жизни, глубоко и взволнованно переживая ее проявления. Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если его сердце все еще будет биться. Следующая строка открывается вводной конструкцией «и ведаю». О.В.Зырянов пишет: «Семантика глагола указывает не на рациональный характер познания, а на целостное постижение бытия, мудрое ведание самой жизни. Поэт с упованием устремляет свой взгляд в будущее, вера помогает ему обнаружить еще не раскрытые грани бытия, его богатые, поистине неисчерпаемые потенциалы смысла» [18].
В стихотворении каждое слово несет в себе повышенную смысловую роль. Поэт точен и отчетливо ясен в раскрытии таких чувств, как сожаление о прошлом, раздумья и тревожные сомнения по поводу будущего. Образность передачи этих переживаний особенно наглядна и выразительна, каждое слово несет большую смысловую нагрузку.
А. Пушкин Пора, мой друг, пора!
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег…
Назовите знаки времени в стихотворении.
В каких образах выражен объективный ход времени? (Как Пушкин изобразил объективный ход времени?)
Какие слова в первой части стихотворения имеют звуковые совпадения? Как они связаны по смыслу?
С каким чувством говорит поэт о грядущей смерти и почему?
В данном стихотворении Пушкин бесстрашно и зримо изобразил Пушкин объективный ход времени, даже в звуковом отношении соединив беспощадный «час» с уносимой им «частичкой» бытия. В самой этой ласкательности: «частичка» — проявился художник, бесконечно дорожащий любой мелочью этого мира. Однако слова о возможности близкой уже смерти говорятся совершенно спокойно, даже с какой-то печальной усмешкой: «предполагаем жить, и глядь – как раз умрем». Это спокойствие зиждется на той же мысли, которая лежит в основе пушкинского «Памятника»: «Нет, весь я не умру…» Человеческая жизнь не проходит бесследно, если она наполнена творчеством. В этом смысле «обитель дальнаятрудов и чистых нег» противопоставлена смерти как бессмертие, причем бессмертие не только в будущем, но и в настоящем – как гордое чувство «преодоленного» времени.
А. Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
Рефлексия, философским лейтмотивом стихотворения: бренное человеческое время противопоставляется вечности. Осмысливая бытие природы и человека, поэт решает для себя проблему времени, постигает самые глубинные сущности мира – его конечность и бесконечность, бытие и небытие.
Лучшие биографические фильмы