Художественное время

Понятие пространственно-временного континуума значительно значимо для филологического анализа художественного текста, поскольку и время, и пространство являются конструктивными правилами организации литературного произведения. Художественное время — форма бытия эстетической действительности, особенный метод познания мира.

Особенности моделирования времени в литературе определяются спецификой данного вида мастерства: литература традиционно рассматривается как мастерство временное;в отличие от живописи, она воссоздает конкретность течения времени[176]. Эта особенность литературного произведения определяется особенностями языковых средств, формирующих его образный строй: «грамматика определяет для каждого языка порядок, что распределяет… пространность во времени»[177], преобразует пространственные характеристики во временные.

Неприятность художественного времени в далеком прошлом занимала теоретиков литературы, искусствоведов, лингвистов. Так, А.А. Потебня, подчеркивая, что мастерство слова динамично, продемонстрировал бесконечные возможности организации художественного времени в тексте. Текст рассматривался им как диалектическое единство двух композиционно-речевых форм: описания («изображение линия, одновременносуществующих в пространстве») и повествования («Повествование превращает последовательность одновременных показателей в ряд последовательных восприятий, в изображение перемещения взгляда и мысли от предмета к предмету»[178]). А.А. Потебня разграничил время настоящее и время художественное; разглядев соотношение этих категорий в произведениях фольклора, он отметил историческую изменчивость художественного времени. Идеи А.А. Потебни взяли предстоящее развитие в работах филологов финиша XIX — нача-[121]-ла XX в. Но интерес к проблемам художественного времени особенно оживился в последние десятилетия XX в., что было связано с бурным развитием науки, эволюцией взоров на время и пространство, с убыстрением темпов социальной жизни, с обострившимся вследствие этого вниманием к проблемам памяти, истоков, традиции, с одной стороны; и будущему, иначе; наконец, с происхождением новых форм в мастерстве.

«Произведение, — увидел П.А. Флоренский — эстетически принудительно начинается… в определенной последовательности»[179]. Время в художественном произведении — продолжительность, соотнесенность и последовательность его событий, основанные на их причинно-следственной, линейной либо ассоциативной связи.

Время в тексте имеет четко определенные либо достаточно размытые границы (события, к примеру, смогут охватить десятки лет, год, пара дней, сутки, час и т.п.), каковые смогут обозначаться либо, наоборот, не обозначаться в произведении по отношению к историческому времени либо времени, устанавливаемому автором условно[180] (см., к примеру, роман Е. Замятина «Мы»).

Художественное время носит системныйхарактер. Это метод организации эстетической действительности произведения, его внутреннего мира и в один момент образ, который связан с воплощением авторской концепции, с отражением как раз его картины мира (отыщем в памяти, к примеру, роман М. Булгакова «Белая гвардия»). От времени как имманентного свойства произведения целесообразно отличать время протекания текста, которое возможно разглядывать как время читателя; так, разглядывая художественный текст, мы имеем дело с антиномией «время произведения — время читателя». Эта антиномия в ходе восприятия произведения может разрешаться различными методами. Наряду с этим и время произведения неоднородно: так, в следствии временных, смещений, «пропусков», выделения крупным планом центральных событий изображаемое время сжимается, уменьшается, при соположении же и описании одновременных событий оно, наоборот, растягивается.

Сопоставление настоящего времени и времени художественного обнаруживает их различия. Топологическими особенностями настоящего времени в макромире являются одномерность, непрерывность, необратимость, упорядоченность. В художественном времени все эти особенности преобразуются. Оно возможно многомерным.Это связано с самой природой литературного произведения, [122]имеющего, во-первых, автора и предполагающего наличие читателя, во-вторых, границы: конец и начало. В тексте появляются две временные оси — «ось и» ось «рассказывания обрисовываемых событий»: «ось рассказывания одномерна, в то время как ось обрисовываемых событий многомерна»[181]. Их соотношение порбждает многомерность художественного времени, делает вероятными временные смещения, обусловливает множественность временных точек зрения в структуре текста. Так, в прозаическом произведении в большинстве случаев устанавливается условное настоящее время повествователя, которое соотносится с повествованием о прошлом либо будущем персонажей, с чёртом обстановок в разных временных измерениях. В различных временных плоскостях может разворачиваться воздействие произведения («Двойник» А. Погорельского, «Русские ночи» В.Ф. Одоевского, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова и др.).

Не характерна для художественного времени и необратимость (однонаправленность): в тексте довольно часто нарушается настоящая последовательность событий. По закону необратимости движется только фольклорное время. В литературе же Нового времени громадную роль играются временные смещения, нарушение временной последовательности, переключение темпоральных регистров. Ретроспекция как проявление обратимости художественного времени — принцип организации последовательности тематических жанров (мемуарные и автобиографические произведения, детективный роман). Ретроспектива в художественном тексте может выступать и как средство раскрытия его имплицитного содержания — подтекста.

Разнонаправленность, обратимость художественного времени особенно ярко проявляется в литературе XX в. В случае если Стерн, согласно точки зрения Э.М.Форстера, «перевернул часы вверх дном», то «Марсель Пруст, еще более изобретательный, поменял местами стрелки… Гертруда Стайн, постаравшаяся изгнать время из романа, разбила собственные часы вдребезги и разметала их осколки по свету…»[182]. Как раз в XX в. появляется роман «потока сознания», роман «одного дня», последовательный временной последовательность, в котором разрушается, а время выступает только как компонент психотерапевтического бытия человека.

Художественное время характеризуется как непрерывностью,так и дискретностью.«Оставаясь по существу постоянным в последовательной смене временных и пространственных фактов, континуум в текстовом воспроизведении в один момент разбивается на отдельные эпизоды»[183]. Отбор этих эпизодов определяется эстетическими намерениями автора, из этого возможность временных лакун, «сжатия» либо, наоборот, расширения сюжетного време-[123]-ни, см., к примеру, замечание Т. Манна: «На красивом празднике воспроизведения и повествования пропуски играются серьёзную, и непременную роль».

Возможности расширения либо сжатия времени активно применяются писателями. Так, к примеру, в повести И.С. Тургенева «Вешние воды» крупным планом выделяется история любви Санина к Джемме — самоё яркое событие в жизни храбреца, ее эмоциональная вершина; художественное время наряду с этим замедляется, «растягивается», течение же последующей жизни храбреца передается обобщенно, суммарно: А в том месте — житье в Париже и все унижения, все противные муки раба… Позже — возвращение на родину, отравленная, опустошенная судьба, небольшая возня, небольшие хлопоты…

Художественное время в тексте выступает как диалектическое единство конечногои нескончаемого.В нескончаемом потоке времени выделяется одно событие либо их цепь, конец и начало их в большинстве случаев фиксируются. Финал же произведения — сигнал того, что временной отрезок, представленный читателю, завершился, но время продолжается и за его пределами. Преобразуется в художественном тексте и такое свойство произведений настоящего времени, как упорядоченность. Это возможно связано с субъективным определением точки отсчета либо меры времени: так, к примеру, в автобиографической повести С. Боброва «Мальчик» мерой времени для храбреца помогает праздник:

Словесность 57. Художественное пространство в тексте — Академия занимательных наук

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector