БИБЛИОТЕКА ОШО
ПРИТЧИ ПУТНИКА
Санкт-Петербург
Вектор
ББК82.3
УДК 82.191 Б59
Защиту интеллектуальной собственности
и прав ООО «Издательство „Вектор»
осуществляет юридическая компания
«Усков и Партнеры»
Б59 БиблиотекаОшо: притчи путника. — СПб.: Вектор, 2006. — 158 с, ил. — (Тайные силы разума).
ISBN 5-9684-0258-х
Традиция передачи духовных знаний в притчах существует в фольклоре и литературе всех времен и i юродов. История, облеченная в форму притчи, соединяет4 в себе мудрость и простоту, учит человека думать, находить решение проблем, развивает мышление, интуицию и воображение.
Для того чтобы отыскать истину, не нужно отправляться в кругосветное путешествие, достаточно оглядеться вокруг себя — любое явление нашей жизни, каждый ее сюжет несет в себе завуалированный смысл, подводя нас к осмыслению нашего существования.
ББК82.3
УДК 82.191
Вес права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена it какой бы то пи было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-9684-0258-х © «Вектор», 2006
Содержание
Предисловие………………………..8
Индийская птичка……………………15
Лодка ……………………………16
Чудовище…………………………18
Совершенный мастер…………………20
Жулик и дервиш…………………….21
Три совета…………………………22
Секрет счастья………………………24
Святой и змея………………………26
Небезупречный горшок ……………….28
Значение………………………….30
Тщеславие…………………………31
Черепаха и скорпион …………………32
Муравей, бабочка и змея……………….34
Я жду тебя…………………………36
Три дервиша……………………….37
Точка отсчета………………………38
Монах и проститутка………………….40
Четыре изречения……………………42
Кто более велик……………………..43
Я выбираю блаженство………………..44
Пощечина…………………………46
Мудрость мастера……………………47
Алмаз Кохинор……………………..48
Запачканный……………………….50
Бутылка вина……………………….52
Содержание -*¦«———————————————————————————-
Корова …………………………..54
Справедливая цена…………………..56
Ум да разум………………………..57
О разнице между городскими воротами и устами 58
Небольшая разница…………………..59
Золотая муха……………………….60
Рыба и Океан……………………….62
Сказка о Хирати …………………….64
Привязанность, называемая привлекательностью 67
Миримы …………………………68
Комар Намус и Слон………………….70
Самонадеянность суфия……………….72
Не все за один раз……………………73
Наберись смелости — сделай попытку………74
Усталый путник……………………..76
Губка несчастий …………………….78
Как и было сказано…………………….80
Долг…………………………….82
Святыня ………………………….84
Цель…………………………….86
Жизнь цветов………………………88
Поиск……………………………90
Святой и грешник……………………92
Махмуд и дервиш ……………………95
Скряга и ангел смерти…………………96
Высокомерный и щедрый………………98
Заветная сказка песков ……………….100
Доказательство лисы…………………102
Слоистый песок…………………….104
О нашей жизни…………………….106
Содержание ——————————————————————*++.
Спасение самого себя………………..108
Все это пища………………………110
Нахождение ошибки…………………111
Ахрар и богатая супружеская пара………..112
Третья причина…………………….114
Кое-что, чему можно научиться у Мири…….116
Сорочка счастливого человека ………….118
Стрелок из лука…………………….120
Наглядный пример………………….121
Первая ступенька к Богу ………………122
Две стороны………………………124
Святой и император …………………126
Заключенный в Самарканде…………….128
Глоток воздуха……………………..130
Хромой и слепой……………………132
Здоровые и нездоровые……………….133
Пища и перья ……………………..134
Секрет запертой комнаты……………..136
Неизлечимая болезнь………………..138
Надежда …………………………140
Ларец с драгоценностями……………..142
Большой мир………………………144
Небесный плод…………………….146
Клад ……………………………148
Молитва …………………………150
Чудо королевского дервиша ……………152
Думайте о вечном…………………..153
Мастер и чайная чашка……………….154
Идеальный верблюд …………………156
Глаза наши слепы,
а Красота ищет зеркала. Понимание наше ограничено, а высокое говорит
иносказаниями. Мирза Галиб (1797-1894)
Предисловие
Может ли откровение быть маленьким, а истина недостаточно полной? Истина порой нуждается всего в нескольких скупых словах, но при этом она заключает в себе способность охватить целый мир. Яблоко, упавшее с дерева в нужный момент, может способствовать открытию (откровению) одного из вселенских законов.
Для того чтобы отыскать истину, не нужно отправляться в кругосветное путешествие, достаточно оглядеться вокруг себя — любое явление нашей жизни, каждый ее сюжет несет в себе не только прямой, но и иносказательный смысл, подводя нас к осмыслению нашего существования.
Наши предки, склонные к образному мышлению, обладали ценнейшим врожденным качеством, которое нет-нет да и проявится на современном горизонте сверхбыстрой реальности. Они умели видеть, знали, как свое видение облечь
Предисловие ———————————————————————————————-¦¦-
в простые слова, проникающие в сердце и душу. Жанр притчи как текста, таящего в себе откровение, родился, пожалуй, в тот момент, когда человек осознал себя частицей Вселенной, частицей, одновременно являющейся отражением целого.
Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир — такой большой, а Зуси — такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город — такой большой, а Зуси — такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток
Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, — самого себя.
По определению притча — образный рассказ, иносказание, заключающее в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость). Притча не содержит прямого наставления, морали — недаром Христос заканчивал свои притчи восклицанием: «Имеющий уши слышать, да слышит!» Действительно, в притче органично соединены два плана — внешний и внутренний. Внешнее повествование доступно даже пониманию ребенка, но не каждый способен постичь тайный, внутренний смысл, скрытый от глаз и слуха. Для думающего взрослого притча представляет собой своего рода изящную загадку, которую требуется разгадать самостоятельно.
Предисловие -¦¦*————————————————————————
История, облеченная в форму притчи, соединяет в себе мудрость и простоту, учит человека думать, находить решения проблем, развивает мышление, интуицию и воображение. Недаром один из самых великих духовных учителей современности Ошо (Бхагаван Шри Раджниш) прибегал в своих проповедях и беседах к этому жанру.
Традиция передачи духовных знаний в притчах существует в фольклоре и литературе всех времен и народов. Часто такие истории кочуют из культуры в культуру, обрастая новыми подробностями и приобретая особый, ни с чем не сравнимый колорит. Впрочем, сама по себе мудрость не имеет национальности и не претендует на определенную конфессию, это — сокровищница мысли в самом средоточии мира людей.
Однажды вечером, после жаркого дня, шейх Фа-рид отправился на реку. К нему подошел молодой человек и спросил:
Фарид схватил его за шиворот и с силой окунул в воду с головой. Тот пытался вырваться, но Мастер держал его крепко. Когда наступил критический момент, молодой человек, отчаянно сопротивляясь, вырвался. Тяжело дыша, он закричал:
— Зачем вы это сделали?
— Когда ты захочешь найти Бога также сильно, как хотел дышать, — ответил Фарид, — только тогда ты сможешь найти Его.
*¦¦-
Один из учеников спросил Будду:
— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты должен сделать?
Ученик сказал:
— Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала сухая ветка.
Будда сказал:
— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил тебя. Это все равно, что на тебя упала ветка с дерева. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путем, будто ничего и не случилось.
Ситуация, описанная в притче, может быть совершенно анекдотичной, заставляя нас одновременно смеяться и задумываться над тем, какие мы есть. Таковы знаменитые истории о Ходже На-среддине.
Жена муллы Насреддина была больна, и ее прооперировали. Несколько дней назад она вернулась из больницы. Кто-то из соседей спросил у Насреддина:
И
Предисловие
~4*«———————————————————————————
— Ну как твоя жена? Она уже вернулась из больницы?
— Нет, она все еще говорит о ней, — ответил Ходжа.
Притча — зеркало души нашей, она напоминает нам об истинах хорошо знакомых, но, как правило, забываемых. Обернитесь к самому себе, встретьтесь взглядом с самим собой, вспомните то, что вы знали, но забыли.
Один любимый прихожанами раввин вспоминал, как в детстве играл с другими детьми. Все они взбирались вверх по лестнице. Все, кроме будущего раввина, боялись подниматься слишком высоко. Позднее дедушка спросил его:
— Почему ты не боялся залезть выше других?
— Потому что они, поднимаясь вверх, смотрели вниз, — объяснил мальчик — Они видели, как высоко забрались, и поэтому испугались. Я же поднимался и смотрел вверх. Мне казалось, что я нахожусь еще низко, и это побуждало меня продолжать восхождение.
Возьмите себя в незабываемое путешествие — восхождение к вершинам мудрости, отражение которой таится в вашей душе.
ПРИТЧИ ПУТНИКА
Мастер и чайная чашка