Барьеры и трансакционные издержки

Во всемирной практике создание административных барьеров есть необыкновенной мерой регулирования экономики и используется достаточно редко. Для сравнения — в ЕС необходимой сертификации подлежит 4 % товарной номенклатуры, в Российской Федерации — около 80 %.

В Российской Федерации административные преграды как метод регулирования хозяйственной деятельности появились в ответ на товарную интервенцию начала 1990-х гг. Массовое проникновение на рывок некачественных и страшных товаров, и лавинообразное развитие товарного рынка стали причиной тому, что меры, по сути собственной, необыкновенного характера, в первую очередь лицензирование и сертификация, стали применяться для контроля главной услуг и массы товаров

Казалось бы, что в условиях институционального вакуума, при острой нехватке формальных «правил игры» каждое новое распоряжение будет содействовать налаживанию рыночных взаимоотношений. Как это ни парадоксально, не все снова принятые распоряжения стимулировали предпринимательскую деятельность.

1.Изучение, совершённое группой экспертов экономического

Громадные масштабы входного контроля кроме этого имели возможность иметь лишь два вероятных последствия. Если бы контроль осуществлялся реально, то с высокой возможностью появились бы запретительно высокие издержки ведения хозяйственной деятельности, что, в крайнем случае, имело возможность привести к фактически полной установке товарооборота. Но на практике выяснилось невозможным создать настоящие механизмы услуг качества и контроля товаров как раз из-за очень широкого поля применения аналогичных механизмов. Настоящий контроль качества был подменен контролем за бумагами. Практически административные карьеры превратились в приобретение права заниматься той либо ивой деятельностью либо реализовывать тот либо другой товар. «Барьерные» платежи купили темперамент бюрократической ренты, которая во многих случаях присваивалась конкретными государственный служащими.

По собственной экономической природе утраты по преодолению административных барьеров складываются из двух компонентов: 1) непроизводительных трансакционных издержек, которые связаны с необходимостью преодоления неестественных административных барьеров, и 2) понижения эффективности применения имеющихся ресурсов.

Трансакционные издержки в данном контексте — это затраты ресурсов на фиксацию, изменение и защиту прав собственности на разные факторы (ресурсы) экономической деятельности. Это плата не за сами ресурсы, а за право пользования ими. Тем самым разные преграды на пути получения прав пользования и порождают трансакционные издержки.

«Перегруженность» русском экономики административными барьерами влечет за собой тяжелые общеэкономические последствия: замороженный существованием избыточных административных барьеров потенциал роста русском экономики оценивается учеными на уровне 5-7% ВВП.

Главные факторы, блокирующие данный рост, таковы:

— денежное бремя для потребителей, каковые так же, как и прежде несут утраты из-за незащищенности от страшной, некачественной и фальсифицированной продукции, но наряду с этим еще и оплачивают цену барьеров;

— уход в тень бизнеса, в первую очередь малого, из-за трудностей преодоления барьеров;

— утраты налоговых поступлений в бюджеты всех уровней — потому, что платежи за преграды идут не в бюджет, а в частные структуры. Помимо этого, при дефиците денежных средств предприниматели идут на неуплату налогов, дабы заплатить за преграды;

— нереализованный предпринимательский потенциал значительной части россиян, потому, что преграды попросту отпугивают часть тех предпринимателей, каковые имели возможность бы заниматься бизнесом легально.

Совокупность функционирования барьерного регулирования привела к институциональной ловушке: каждые попытки отменить определенные входные преграды наталкиваются на сопротивление заинтересованных групп в коммерческих структур и государственного аппарата, делающих бизнес на «барьерах» и несущих издержки по поддержанию этих барьеров.

Помимо этого, во введении новых барьеров заинтересованы не только те, кто «снимает» бюрократическую ренту конкретно с этого барьера, но и те, кто осуществляет текущий контроль.

СМИ назвали сенсационными информацию о коррупции, приведенные в докладе главы фонда ИНДЕМ г. Сатаров. По убеждению исследователей, россияне каждый год тратят на взятки более чем 37 млрд. долл. Взятки дают в среднем 55 млн. россиян. Основное поле для взяток — это российский бизнес. Годовой количество этого рынка—33,8 млрд. долл. На «бытовую коррупцию» приходится 2,8 млрд. долл., из них: на поступление в высшии учебные заведения тратится449 млн. долл., бесплатное медицинское образование—600 млн. долл., взятки работникам автоинспекции— 368 млн. долл., работникам судов — 274 млн. долл.1

1.Сатаров Г. Диагностика русском коррупции: социологический анализ / Доклад по результатам социологического анализа «Диагностика русском коррупции». — Фонд ИНДЕМ, май 2002.

Неэффективность совокупности барьерного регулирования и прямая заинтересованность получателей рентного дохода приводит к мультипликации барьеров, введению дополнительных регулирования и способов контроля. Так, эта совокупность есть самоподдерживающейся, не обращая внимания на ее неэффективность и значительные утраты экономики от ее функционирования.

Для перехода к более действенным схемам национального регулирования требуется кардинальный пересмотр нормативной базы и публичное давление, ставящее препятствия на пути рентоориентированного поведения отдельных групп экономических агентов.

Последствия национального регулирования в переходной экономике на примере России будут рассмотрены потом.

4 1 Трансакционные издержки Разнообразие форм сделок 05 54

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector