Подготовка и проведение праздников

Поведение и настроение детей на празднике зависит от его четкой организации, продуманного сценария, формы проведения, своевременной подготовки.

Содержание любого праздника доводится до сознания ребенка, главным образом, в процессе всей подготовительной работы. Праздник — кульминационный пункт этой работы. Он ни в коем случае не должен готовиться специально, в спешке, а вытекать из всей предшествующей общевоспитательной деятельности. В процессе обычных музыкальных занятий дети разучивают и праздничный материал, а на других занятиях получают необходимые сведения о подготовке к празднику в родном городе, о труде людей, событиях общественной жизни, явлениях природы, приобретают умения и навыки, которые дадут им возможность принять активное участие в выступлениях. Эмоциональный подъем у детей нарастает с приближением праздника. Педагогический коллектив должен бережно сохранить нарастающую радость и в полной мере дать ей развернуться в день празднования.

Если музыкальная работа в детском саду поставлена методически верно и способствует развитию детей, то каждому из них в течение года будет предоставлена возможность почувствовать себя исполнителем индивидуальной роли. Конечно, при выборе ролей необходимо учитывать индивидуальные особенности и желание ребенка.

Чтобы к моменту праздника дети не утратили яркости впечатлений, его подготовка не должна начинаться слишком рано. Обычно новый материал включается в музыкальные занятия за полтора-два месяца до праздника, но дети не знают, что данную игру или пляску они будут исполнять на празднике. Праздничный материал может разучиваться не только на групповых занятиях, но и на индивидуальных (по 5-7 минут), занятиях по подгруппам. За несколько дней до праздника проводятся одно-два объединенных занятия для групп, которые будут участвовать в празднике. Такие занятия не должны повторять всю программу праздника. На них исполняются лишь общие песни, пляски, построения. Их продолжительность не должна превышать 15 минут.

Содержание праздника, его программа обсуждаются заранее на педагогическом совещании совместно с заведующей и воспитателями.

Программу представляет музыкальный руководитель. В процессе обсуждения в нее включаются поправки и изменения. Здесь же решается вопрос о распределении обязанностей на празднике, выбирается педагог на роль ведущего, а также назначаются ответственные за украшение зала, вестибюля, за подготовку атрибутов и костюмов, определяются сроки выполнения. Воспитатели перед праздником проводят с родителями индивидуальные и групповые консультации. Если по какой-либо причине консультации с родителями не состоялись, то свои рекомендации следует изложить в письменной форме и оставить в уголке для родителей.

Многое в успешном проведении праздника зависит от ведущего. Поэтому к выбору его кандидатуры необходимо отнестись очень серьезно. Ведущий должен хорошо знать программу праздника, последовательность номеров, свободно ориентироваться в музыкальном материале и, следовательно, посещать музыкальные занятия в группах, иметь представление обо всех играх, плясках, песнях, которые будут исполняться. От ведущего требуется инициативность, находчивость, умение выйти из затруднительного положения, держаться свободно и естественно, объявляя очередной номер, он должен говорить выразительно, литературным языком, избегать многословия и стандартных фраз. Иногда необходимо пошутить с детьми, спросить их о чем-либо, а в случае непредвиденной паузы уметь ее заполнить, загадав загадку, рассказав стихотворение по теме праздника. Ведущий должен уметь подбодрить застенчивых детей доброжелательной шуткой, вовремя остановить расшалившихся.

Занятия в день праздника не проводятся. После завтрака воспитатели вместе с нарядно одетыми детьми обходят детский сад, рассматривают праздничные украшения, приготовленные накануне. Начинаться праздник должен без задержек, организованно. Недопустимо длительное ожидание вызова в зал, торопливое одевание костюмов.

В ходе праздника поддержание хорошего, радостного настроения детей во многом зависит от воспитателей. Они следят за выступлениями детей своей группы, своевременно меняют детали костюмов, подсказывают, когда нужно выходить на игру или пляску, помогают детям быстро исполнять указания музыкального руководителя, принимают участие в общих плясках, играх, танцах, песнях.

Для успешного проведения праздника необходимо продумать размещение детей. Обычно они сидят по трем сторонам зала, оставляя центр свободным — «сцену» — для выступлений. Стулья расставляются до начала праздника по количеству детей. Если стулья ставятся в несколько рядов, то задние должны быть выше передних, чтобы все дети могли хорошо видеть то, что происходит на «сцене».

После праздника желательно провести педагогическое совещание, на котором обсуждаются его положительные и отрицательные стороны. Такое обсуждение помогает избежать ошибок при подготовке и проведении последующих праздников, повышает эффективность педагогической работы.

Опыт организации празднований показывает, что присутствие родителей снижает общий эмоциональный тонус их участников. В состоянии напряжения находятся заведующая и персонал, стесняются выступать с номерами воспитатели, каждый из детей видит лишь своих родственников, родители, в свою очередь, следят только за выступлением своего ребенка, зачастую высказывают заведующей претензии из-за того, что он не пел соло, не читал стихотворение. Приходят родители на детский праздник в сапогах, сидят в зале в головных уборах, занимая почти треть помещения. Становится душно, жарко, детям негде вволю поплясать, побегать в аттракционах. Это недопустимое явление. В плане работы детского сада всегда указаны даты проведения открытых музыкальных занятий, вечеров развлечений, куда могут прийти родители, чтобы ознакомиться с достижениями своего ребенка в области музыкально-художественной деятельности. Планируются и дни открытых празднований, которые повторяют весь ход детского праздника, но в более позднее время дня. Методически привлекательны следующие темы таких празднований: «Наш праздник», «Дорогим мамам и бабушкам», «Праздник дружбы и весны» и т. д. Разумеется, отдельные сюрпризные моменты, аттракционы здесь могут отсутствовать, так же как и раздача подарков. Заблаговременно зная о дне открытого праздника, родители успевают к нему подготовиться.

Желательно с участием родителей проводить в группах различные праздники на бытовую тематику, посвященные народным традициям, бытующим в данной местности, регионе. Например, «Папа, мама, ты и я — мы спортивная семья», «День рыбака», «Все спортом занимаются», «Масленица», «Ярмарка» и т. д.

Впечатления от праздника закрепляются на музыкальных занятиях, которые строятся несколько иначе, чем обычно. На них проводятся игры, пляски, из программы праздника исполняются песни по желанию детей. Дети повторяют их в камерной обстановке с большим увлечением, проявляют творческую инициативу, меняются ролями. Особенно любят дети повторно смотреть инсценировки сказок и песен. Впечатления детей, отраженные в творческих играх, рисунках, высказываниях, помогают воспитателям понять, насколько материал празднования был им интересен и близок.

Предлагаем сценарий празднования Нового года, не требующий длительной подготовки к детскому празднику.

Под звучание нежной спокойной мелодии дети входят в зал, свет в котором приглушен, горят лишь огоньки на елке. С помощью ведущей дети встают в круг вокруг елки, обходят ее, рассматривая игрушки. Загорается верхний свет.

Ведущий

Здравствуй, праздник Новогодний,

Праздник елки и зимы. Всех друзей своих сегодня Позовем на елку мы!

В. Лебедев-Кумач

Вместе с ведущим дети водят хоровод вокруг елки, музыка М. Раухвер-гера, слова О. Высотской.

Затем дети садятся на места. Ведущий предлагает желающим прочитать стихи о елке и зиме, а затем еще раз полюбоваться елочными огоньками и спеть песню «В лесу родилась елочка», музыка Л. Бекман, слова О. Куда-шевой. (В дальнейшем огоньки на елке гасятся и зажигаются при появлении Деда Мороза.)

Внезапно раздается стук в дверь и входит Снежная Баба, роль которой исполняет взрослый. Снежная Баба.

Я кукла из снега,

Я снежная баба!

На праздник пришла к вам

Из тихого сада.

В окне увидала нарядную елку,

Поправила шляпу, швырнула метелку,

В окно постучала, протиснулась в дверь

И с вами, ребята, станцую теперь. Л. Пеньевская

Снежная баба водит с детьми хоровод «Метелица», русская народная мелодия, слова Л. Пеньевской и О. Окунь. (Песня была разучена заранее, а движения показывает Снежная Баба.)

Вот и зимушка веселая пришла, Все тропинки, все дорожки замела. (Дети идут по кругу.)

Ой, жги, жги, жги, говори, Все тропинки, все дорожки замела. (Дети кружатся вокруг себя.)

Запряжемте-ка мы в сани лошадей,

В лес поедем за дровами поскорей.

Ой, жги, жги, жги, говори,

В лес поедем за дровами поскорей. (Каждая пара образует «упряжку» и шагом продвигается вперед.)

Рысью, рысью друг за другом поспешим

И скорехонько до леса докатим.

Ой, жги, жги, жги, говори,

И скорехонько до леса докатим. (Пары переходят на легкий бег.)

Топорами мы ударим дружно в лад,

Только щепочки по лесу полетят.

Ой, жги, жги, жги, говори,

Только щепочки по лесу полетят.

(Дети поворачиваются лицом к центру круга и изображают взмахи топорами.)

А из леса мы тихонечко пойдем, А руками мы прихлопывать начнем. Ой, жги, жги, жги, говори, А руками мы прихлопывать начнем.

{Дети идут и хлопают.)

А ногами-то притопнем дружно враз, Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!

{Останавливаются, топают.)

Ой, жги, жги, жги, говори,

Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!

(Кружатся вокруг себя.)

Затем проводится свободная пляска детей под любую веселую танцевальную мелодию. Каждый ребенок импровизирует движения. После пляски дети садятся.

Снежная Баба. Ой, как жарко мне, ребята, стало, боюсь, растаю. (Уходит.)

Ведущий. Ребята, к нам в гости обещал прийти Дед Мороз. Давайте споем песню, попросим его скорее появиться.

Дети поют песню «Просим Деда Мороза», музыка В. Верменича, слова М. Сингавского.

Появляется Дед Мороз.

Дед Мороз. Здравствуйте, дорогие дети! Поздравляю вас с Новым годом! Какие вы все нарядные! А елка-то красивая какая! Становитесь вокруг нее в хоровод!

Исполняется любой знакомый детям хоровод. По окончании его Мороз встает под елку.

Ведущий. Дедушка Мороз, а мы тебя из круга не выпустим!

Мороз пытается «разорвать» круг, бегает, приседает, пробует перешагнуть через сцепленные руки детей, но «не может».

Ведущий. Спляши, дедушка, тогда выпустим!

Он обещает. Дети садятся. Идет пляска Мороза под бодрую, веселую народную музыку.

Дед Мороз. Ох, устал, сяду на пенек, отдохну!

Проводится забава «Сяду на пенек». Пенек — замаскированный ребенок — все время «переползает» на другое место. Ведущий подает Морозу стульчик и просит сесть. Пенек останавливается перед ним, и из него выходит мальчик, кланяется Деду. Ведущий предлагает детям почитать стихи о Деде Морозе. Исполняются 2—3 стихотворения. Появляется Снегурочка.

Снегурочка. Дети, я привела к вам на елку зверей.

Проводится их шествие вокруг елки под музыку песни М. Красева «Мохнатые гости», слова О. Высотской. После последних слов: «Ну-ка, елочка, светлей заблести огнями, чтобы лапы у зверей заплясали сами», — «звери» пляшут, затем садятся. Дед Мороз и Снегурочка загадывают детям загадки М. Сингавского/ В теплый край не улетают, На морозе распевают, Это — птички невелички, Называются … {синички).

Рыжий маленький зверек

С ветки прыгнул на пенек.

Он грызет орешек мелко.

сем известно: это… (белка).

Кто в пушистой рыжей шубе? Кто цыпляток очень любит? Волку серому сестрица, Это — хитрая … {лисица).

Он большой и косолапый. Мед он ест из улья лапой. Он веселый шалунишка. Ну, конечно, это … {мишка).

Затем загадки загадывают дети, а Дед Мороз делает вид, что не может их отгадать. В награду предлагает научить детей играть в игру «Не обожгись!», слова Л. Яхина. Дети сопровождают игру движениями, которые показывает Снегурочка. Ведущий берет в руки две красные ленты и присаживается перед елкой.

Ведущий.

Под горой стоит шатер, У шатра горит костер, Пламя светится в ночи, Ай-я, яй! Не затопчи!

(Дети идут по кругу, «костер» (его роль исполняет взрослый) помахивает лентами)

Выше елей, выше гор Разгорелся наш костер. Улетают искры ввысь, Ай-я-яй! Не обожгись!

(Дети расширяют круг, поднимая сплетенные руки вверх, а «костер» медленно поднимается, помахивая лентами.)

Сильный ветер налетел, Наш костер задуть хотел. Раздувай, еще, еще, Осторожно! Горячо!

(Дети сужают круг и дуют на «костер», а он кружится. На последние слова дети убегают, а «костер» их догоняет, стараясь осалить кого-либо лентой.)

Игра повторяется 2-4 раза уже с детьми в роли «костра». После игры дети садятся. Мороз рассказывает им сказку А. Зиминой, музыка Ф. Гер-шовой «В новогоднюю ночь». Под ее изложение, перемежающееся музыкой, дети, одетые заранее в костюмы петрушек, лошадок, кукол, мячей, снежинок, исполняют произвольные танцевальные композиции.

После сказки Дед Мороз и Снегурочка прощаются с детьми, обещают на прощание выполнить любое их желание. Ведущий подходит к детям, тихо с ними совещается, затем говорит Деду Морозу, что все просят подарить им волшебные новогодние подарки. Дед Мороз достает красивый маленький мешочек, достает оттуда елочные иголки, раздает их детям, приговаривая, что они волшебные. Надо только всем вместе сказать: «Станьте иголки подарками с елки» и бросить их на елку, тогда они в подарки и превратятся. Свет гаснет. Из-под елки быстро убираются белые простыни. Свет зажигается — под елкой подарки! Дед Мороз и Снегурочка раздают их и уходят. Дети еще раз обходят елку и направляются в группы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Подготовка и проведение праздников

ТЕМЫ И ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема I. Основы теории и методики музыкального воспитания и развития детей. Предмет теории и методики музыкального воспитания и развития ребенка. Проблемы музыкального воспитания детей

Вопросы для обсуждения

Сущность музыкального искусства и его роль в жизни детей.

Основы музыкального воспитания и развития ребенка.

Роль смежных наук в процессе музыкального воспитания и развития ребенка.

Требования, предъявляемые к музыкальным произведениям для детей.

Цели и задачи музыкального воспитания и развития детей.

Тема II. Система музыкального воспитания и развития ребенка Вопросы для обсуждения

Система музыкально-эстетического воспитания в нашей стране. Звенья системы.

Роль теории и методики музыкального воспитания в системе учебных предметов.

Методы научного исследования в музыкальной педагогике.

Средства музыкального воспитания и развития ребенка.

Тема III. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей

Вопросы для обсуждения

Структура музыкальности ребенка.

Основные музыкальные способности и способы их развития.

Формирование музыкальных и музыкально-сенсорных способностей ребенка. Связи и соотношения.

Требования, предъявляемые к уровню музыкальности детей на разных возрастных этапах.

Тема IV. Методы и приемы музыкального воспитания, обучения и развития детей

Вопросы для обсуждения

Методы и приемы музыкально-эстетического воспитания. Общая характеристика.

Взаимосвязь основных методов и методических приемов в процессе трех этапов обучения и развития ребенка.

Методическая разработка проведения слушания программного музыкального произведения.

Методическая разработка проведения сюжетной игры. Примеры образных рассказов.

Методическая разработка проведения слушания непрограммного музыкального произведения, несюжетной игры, пляски.

Тема V. Руководство работой по музыкальному воспитанию и развитию ребенка

Вопросы для обсуждения

Роль заведующей и старшего воспитателя в организации процесса музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Обязанности музыкального руководителя дошкольного учреждения.

Роль воспитателя в осуществлении процесса музыкального воспитания.

Назначение перспективного и календарного планов в деле музыкального воспитания и развития ребенка.

Показатели музыкального развития ребенка.

Руководство работой по музыкальному воспитанию и развитию ребенка в методических кабинетах города, района.

Тема VI. Виды детской музыкальной деятельности

Вопросы для обсуждения

Значение, задачи и формы слушания — восприятия музыки.

Значение пения в жизни детей, его специфические задачи.

Особенности детского певческого голоса, условия его охраны.

Процесс формирования слуха при обучении детей пению.

Основные певческие и музыкально-ритмические умения и навыки.

Подготовка педагога к проведению с детьми пения и музыкально-ритмических движений.

Роль музыкально-ритмической деятельности в жизни детей.

Виды детской музыкально-ритмической деятельности.

Содержание обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Назначение и виды музыкально-дидактических игр.

Разработка музыкально-дидактической игры для детей 5-7 лет. Анализ содержания нескольких музыкально-дидактических игр, оценка их как средства развития музыкально-сенсорных способностей.

Тема VII. Формы детской музыкальной деятельности

Вопросы для обсуждения

Виды и структура музыкальных занятий.

Роль воспитателя в процессе проведения музыкальных занятий.

Особенности музыкальных занятий в малокомплектных дошкольных учреждениях.

Разработка плана одного из видов музыкального занятия для детей любой возрастной группы. Анализ плана.

Значение музыки в повседневной жизни детей.

Использование музыки в игровой деятельности детей и режимных моментах ДОУ.

Использование музыки в различных занятиях и развлечениях, проводимых воспитателем.

Виды и формы вечеров развлечений, их организация и проведение.

Разработка сценария одной из форм развлечений, проводимых воспитателем, с включением музыки.

Музыкальная самостоятельная деятельность детей 4-7 лет. Общая характеристика.

Роль и место самостоятельной музыкальной деятельности детей на музыкальных занятиях и в быту дошкольного учреждения.

Оборудование и пособия, необходимые для оснащения музыкальной зоны в ДОУ.

Роль музыки на праздниках.

Подготовка к празднику детей, педагогов и сотрудников ДОУ.

Структура праздников, посвященных государственным и значимым для жизни детского коллектива бытовым или народным традициям.

Подготовка к семинарским и практическим занятиям. Семинары расширяют кругозор студентов, воспитывают навыки творческого мышления, умение отстаивать свои убеждения. При подготовке к семинарским и практическим занятиям необходимо изучить

Подготовка и проведение праздников

основную, а по возможности и дополнительную литературу, использовать правительственные документы, материалы периодической печати, познакомиться с соответствующими разделами учебных пособий. Выступления на семинарах не следует сводить к чтению законспектированной литературы. При обсуждении вопросов необходимо привлекать материалы своей практической работы, выявлять ее достоинства и недостатки. Деловая активность студента на семинарских и практических занятиях учитывается преподавателем на экзамене.

ЗАДАНИЯ ДАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Роль смежных наук в теории музыкального воспитания детей.

Влияние процесса музыкального воспитания на формирование личностных качеств ребенка.

Характеристика комплексного подхода к музыкальному воспитанию. Взаимосвязь системы музыкального воспитания в нашей стране с зарубежными педагогическими системами.

Актуальные проблемы музыкального воспитания детей младшего возраста.

Проблематика современных исследований в области дошкольного музыкального воспитания.

Проблема взаимосвязи музыкального воспитания, обучения и развития ребенка.

Взаимосвязь обучения и развития детского музыкального исполнительского и продуктивного творчества. Пути приобщения детей к исполнительскому и продуктивному творчеству в различных видах музыкальной деятельности.

Система взглядов педагогов-музыкантов на организацию и постановку музыкального воспитания в малокомплектных, сельских, семейных детских садах.

Роль и функции методиста района (города) в осуществлении процесса музыкального воспитания.

Специфика и взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности.

Особенности музыкального воспитания детей в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Содержание музыкально-образовательных знаний, получаемых детьми младшего, среднего, старшего дошкольного возраста в процессе занятий тем или иным видом музыкальной деятельности.

Роль народного музыкального искусства в процессе обучения детей.

Пути формирования певческих и музыкально-ритмических навыков на различных этапах детского возрастного развития.

Пути формирования музыкального восприятия дошкольников на различных ступенях возрастного развития.

Значение музыкально-дидактических упражнений в процессе усвоения навыков в области различных видов музыкальной деятельности.

Роль детских музыкальных инструментов в жизни детей. Приемы игры.

Характер и содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей в процессе слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, дидактических игр и элементарного музицирования.

Разработать планы и конспекты разных музыкальных занятий с использование грамзаписи вокальной и инструментальной музыки для различных возрастных групп.

Разработать планы вариантов музыкальных занятий для групп детей смешанного возраста.

Разработать конспекты занятий по обучению игре на инструментах в ансамбле и оркестре.

Рассказать о своем опыте организации детской самостоятельной музыкальной деятельности в группе.

Написать реферат на тему: «Создание материальной среды детского сада — стимула самостоятельной музыкальной деятельности».

Написать реферат на тему: «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания на занятиях и в быту детского сада (на опыте работы детских садов своего города или района).

Разработать планы и конспекты занятий по изобразительной деятельности, физкультурной, ознакомлению с окружающим и родной речи с включением музыки.

Разработать сценарий одного из вечеров развлечений в форме настольного театра игрушек, теневого театра, инсценирования на фланелеграфе; вечера спортивных игр и развлечений, смеха и забав, празднования дня рождения, литературного концерта с использованием музыки.

Разработать планы музыкально-тематических концертов для детей разных возрастных групп.

Аннотировать любой из опубликованных в последнее время в печати сборников праздничных сценарных материалов.

Разработать планы и сценарии проведения празднований памятных дат страны в виде тематических или комплексных занятий, вечеров развлечений.

Разработать сценарий праздника для детей любого возраста (по выбору студента), проводимого без подготовки на повторном материале с включением сюрпризных моментов.

ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

Тему курсовой работы студент выбирает по списку, представленному педагогом. В работе студент должен показать, насколько глубоко он изучил и осмыслил лекционные темы курса и соответствующую литературу, а также овладел практической работой с детьми.

Курсовая работа может состоять из нескольких глав и параграфов. Главы всегда начинаются с новой страницы. Параграфы идут как продолжение текста страницы (в подбор). Работа должна иметь введение (не более 2-3 страниц), в котором раскрывается актуальность темы, ее научная и практическая значимость; объект, предмет, цель и задачи исследования; формулируется методологическая основа и методы, которые используются студентом в изучении теоретического материала и проведении экспериментальной работы; раскрывается научная новизна (если она имеет место) и практическая значимость исследования. План курсовой работы с указанием страниц введения, глав и параграфов, выводов, библиографии, приложений (последние могут иметь отдельную нумерацию) приводится в начале работы, перед введением. Выводы охватывают все содержание работы и помещаются в ее конце. Далее следуют библиография и приложения (если они имеются).

Курсовая работа может быть как экспериментально-практического, так и аналитического или аналитико-прикладного плана. Требуется не только раскрыть ее тему, но и грамотно оформить текст как самой работы, так и наглядных пособий к ней. Объем теоретической части примерно 20-25 страниц. Объем практических разработок от 4-5 до 11-12 страниц с приложением пособий. Весь текст печатается без сокращений, в два интервала. Страница нумеруется сверху. Размер полей: сверху — 2,5 см, слева — 3 см, справа — 1 см, снизу -1,5 см.

При цитировании в сносках внизу страницы указываются: фамилия, инициалы автора, название книги (статьи), место издания, издательство, год издания, страница. Список изученной литературы приводится в конце работы. Он оформляется в соответствии с «Рекомендациями авторам при подготовке рукописи к изданию». В начале списка приводятся Программы обучения и правительственные материалы. Далее!- книги и статьи, расположенные в алфавитном порядке их авторов. Затем идет перечень сборников музыкальных материалов, в хронологическом порядке. (Вначале указывается название сборника, затем — фамилии составителей или общего редактора, место издания, издательство и год издания.) На титульном листе курсовой работы должны быть указаны: тема, фамилия, имя, отчество студента, название института, факультета, фамилия и инициалы научного руководителя.

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ

При подготовке к экзаменам необходимо руководствоваться программами педагогических институтов по курсам: «Основы музыкального воспитания и развития ребенка», «Теория и методика музыкального воспитания». Студент-заочник должен иметь в виду, что курс изучается на дневном отделении в большем объеме. Следовательно, ряд вопросов и тем, имеющихся в программе и включенных в экзаменационные билеты, выносится на самостоятельное изучение.

На экзамене студент должен показать свое знание содержания предмета, музыкальной терминологии, умение свободно ею оперировать. Студент должен показать знание учебных пособий разных лет, умение их аннотировать, знакомство с материалами лекционного курса и новейших исследований.

При подготовке к ответу студенту разрешено пользоваться институтской программой по курсу, схемами, диаграммами, делать соответствующие записи.

Если студент при ответе на вопросы билета затрудняется с самостоятельным изложением материала, педагог имеет право задать ему ряд вопросов, стимулирующих студента к полному (по возможности) высказыванию по данной теме. В случае, если ответы на эти вопросы исчерпывают тему, оценка за ответ не снижается.

Монологические высказывания студентов должны соответствовать сути вопроса, быть логически выстроенными, доказательно раскрывать отношение отвечающего к излагаемой проблеме, выявлять личную точку зрения на использование тех или иных положений теоретического курса в практической работе с детьми. Если студент затрудняется с изложением материала билета, то преподаватель имеет право задать ему ряд дополнительных вопросов по лекционному курсу или предложить взять второй билет. В последнем случае, если студент отвечает на вопросы, оценка снижается ориентировочно на один балл.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector