Методика руководства трудовой деятельностью младших дошкольников.

Труд по самообслуживанию (сам себя обслужи) есть ведущим видом труда в младшей группе. Тут нужно учитывать, что самостоятельность – наиболее значимое психотерапевтическое новообразование, появляющееся на границе раннего и дошкольного детства, центральная черта возраста трех лет: Кризис трех лет – это кризис “Я сам!”, обусловленный разрушением сложившийся и уже не соответствующей возросшим силам ребенка этого возраста совокупности взаимоотношений со взрослыми.

Осознание собственной самостоятельности требует самовыражения в деятельности, исключение избыточной опеки со стороны взрослых. Наряду с этим роль труда малыша по самообслуживанию так громадна, что его авторитет на личность ребенка не имеет возможности компенсироваться никаким вторым видом деятельности. Ребенок младшего возраста способен обучиться самостоятельно наряжаться и раздеваться, умываться, имеется, пользоваться туалетом.

Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, ощутить себя независимым и умелым. Неспешно формируется привычки к чистоте, аккуратности и опрятности, каковые снабжают ос приобщение к гигиенической культуре, здоровому образу судьбы.

Принципиально важно оказать помощь ребенку овладеть несложными микропроцессами (надеть либо снять носочки, колготки, маячку и т.д.) из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.). направляться научить ребенка выполнять гигиенические правила поведения за столом на протяжении еды.

Организовать у него отчетливые представления о обуви и предметах одежды, конечно их способах и назначении применения, правилах обращения с предметами для самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной помещения, столовые устройства.). Поддерживать и развивать чувство эйфории от чистой и прекрасной одежды, опрятного внешнего вида. Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми методами принятия и оказания помощи (завязать шарф позади, оказать помощь стянуть шубку с плеч, снять сапоги, валенки и. т.д.)

Формируя у детей навыки самообслуживания, направляться проводить беседы с родителями, уделяя особенное внимание на то, что бы они чрезмерно не опекали собственных детей. В успешном формировании навыков самообслуживания громадное значение имеют все условия: эргономичная одежда, обувь детей, оборудование и планомерная систематическая работа воспитателя.

Навыки хозяйственно-бытового труда кроме этого находятся в стадии становления. Тут принципиально важно осознать, что у малышей любой трудоворй процесс привлекателен, поскольку позволяет показать самостоятельность, удовлетворить потребность в деятельности.

В работе с младшими дошкольниками направляться знать, что для детей 3-4 лет любой трудовой процесс привлекателен, поскольку позволяет не только показать самостоятельность, но и удовлетворить потребность в деятельности. Педагогу крайне важно поддерживать желание детей что-то сделать и взять одобрение. Наряду с этим направляться обучать детей трудовым действиям. Обучение предусматривает подробное объяснение и неторопливый показ того, что обязан делать ребенок и как нужно делать то либо иное воздействие. Принципиально важно подробно продемонстрировать, совершенно верно растолковать любой прием работы. Наряду с этим нужно учитывать, что ребенок младшего дошкольного возраста, кроме того при объяснении и детальном показе, не имеет возможности усвоить все приемы работы сходу. Задача воспитателя – так организовать объяснение и показ, дабы ребенок уяснил и отработал любой прием, их последовательность. В случае если воспитатель собирается научить ребенка какому-то действию, он обязан сам прекрасно его усвоить, представить, из каких приемов оно слагается, в какой последовательности их нужно делать. Подробный показ приемов каждого их последовательности и действия воспитатель осуществляет, применяя личное поручение. При таковой форме организации труда ребенок тесно взаимодействует со взрослым и под его управлением получает необходимые навыки. В ходе объяснения и показа принципиально важно направить внимание ребенка как на отдельные приемы, так и на то, как их делать. Это разрешит избежать механического усвоения детьми метода действий, добиться понимания смысла делаемых приемов работы. Педагог осуществляет контроль за правильностью каждого действия и отдельного приёма в целом. контроль за деятельностью ребенка разрешает встретиться с ним неудачи и успехи. Увидев неточность, воспитатель дополнительно продемонстрирует то, что не получается, в чем ребенок испытывает затруднение.

Трудовой навык, как и каждый , складывается в ходе многократного упражнения. Довольно широкие возможности для этого находиться в дидактических и ролевых играх, игровых упражнениях, обширно используемых в младших группах ДОУ. Для упражнения детей в расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и шнуровании шнурков применяют особые пособия – «пальто» с пуговицами и петлями; «сапоги» с отверстиями для шнурков; «пояс» с петлёй и пуговицами и т.д. Ребенок, совершая необходимые действия, овладевает навыками застегивания, расстегивания, шнурования и пр. Детям предлагаются сюжетно-дидактические игры, к примеру: «Уложим куклу – Соню дремать», «Покормим Андрюшу», «Оденем Машу на прогулку», «Ирочка проснулась» и т.д.

В таких играх у детей формируются трудовые навыки, закрепляются кое-какие приемы действий.

В то время, когда ребенок воспроизводит новое либо малознакомое воздействие, ему практически в любое время нужна помощь взрослого. Педагогу направляться это учитывать и направлять собственный управление на оказание помощи. В каждом конкретном случае форма помощи возможно разной. К примеру, взрослый оказывает помощь ребенку полить растение в уголке природы. Он берет рукой ребенка лейку с водой, кладет носик лейки на край горшка, наклоняет лейку. Из не льется вода и смачивает землю. Воспитатель, не смотря на то, что и действует за малыша, дает ему ощутить, что и он трудится, что и он что-то может. Ребенок имеет возможность поупражняться в действии, усвоить его.

В случае если навыки самообслуживания и хозяйственно-бытового труда у ребенка находятся в стадии освоения, возможно собственную помощь свести только к словесному указанию. В большинстве случаев воспитатели прибегают к таковой форме помощи, в то время, когда ребенок забыл последующую операцию. Воспитатель напоминание:

– Сперва поставь хлебницу, позже салфетницу, после этого расставь тарелки и разложи ложки.

Успех ребенка в овладении трудовыми навыками зависит от верного педагогического управления, от того, как правильно выбраны методические приемы, как они соответствуют степени освоения навыка.

Особенную значимость в методике педагогического управления трудовым процессом имеет организация многократного упражнения. Упражнять ребенка в действиях самообслуживания, хозяйственно-бытового труда возможно по-различному. В первую очередь, крайне важно сделать стабильными те условия, в которых ребенок упражняется в приобретении навыка, те требования, каковые к этому предъявляются. Так, в случае если сейчас ребенок по окончании игры с автомобилями отвез их в «гараж», завра он обязан сделать то же самое. Лишь в этом случае у малыша будет формироваться навык уборки игрушек.

Педагог применяет появляющиеся обстановки в повседневной судьбе для упражнения детей в трудовых действиях. К примеру, приближается праздник. Нужно нарядить кукол, пускай празднуют вместе с детьми. И дети с радостью, увлеченно наряжают кукол: надевают им прекрасные костюмы, причесывают…

Формируя умения и трудовые навыки, нужно поддерживать упрочнения ребенка в овладении действиями. Мимика, интонация, взор, жест, слово, высказывающее одобрение, ласка, шутка либо недовольство – действенные средства в воспитании ребенка младшего дошкольного возраста. Приобретая хорошие чувства ребенок старается совладать с трудностями. Педагогу принципиально важно поддержать ребенка, подметить кроме того самый меленький его успех. Это окажет помощь ему преодолеть неуверенность в себе, будет содействовать лучшему исполнению трудовых поручений.

Особенного внимание требует методика управления трудом в природе. Знания и навыки детей не разрешают им быть независимыми в трудовой деятельности. Трудятся дети совместно с воспитателем.. Малыши оказывают помощь воспитателю заботиться за растениями и животными в уголке природы и на участке. Их направляться привлекать к совместному поливу комнатных растений. Он учит детей верно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья мокрой тряпочкой.

Дети сажают крупные семена и луковицы в почву, подготовленную воспитателем (в коробки, стаканчики, грунт), поливают посадки. направляться завлекать детей и к сбору урожая овощей: выдергивать редис, морковь, репу. Вместе с воспитателем малыши кормят птиц и рыбок в уголке природы. Корм и его дозировку определяет воспитатель.

Дети делают личные поручения, каковые включают 1—2 трудовые операции (забрать готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение приготовленной водой и т. д.). Труд данный короткий, но воспитатель обязан привлекать к нему всех детей поочередно, поскольку всем нужно организовать элементарные трудовые навыки.
Во второй младшей группе вероятна организация труда всего коллектива детей к примеру, посадка лука, больших цветочных семян, уборка урожая и т.д. Труд данный будет организован как труд рядом.

Любой ребенок действует в собственном темпе, не испытывая никакой зависимости от вторых, что крайне важно, в то время, когда дети лишь овладевают навыками. И одновременно с этим у них воспитывается интерес к совместному труду.

Во второй младшей группе вероятен труд подгруппами. В один момент смогут трудиться две подгруппы, но любая наряду с этим делает одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке либо поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с громадной подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать.

Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным исполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети сходу поэтапно делают трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти.
Труд детей проходит при участии воспитателя либо под его наблюдением. На протяжении его воспитатель оказывает помощь детям, поощряет их, показывает приемы исполнения задания. Оценка неизменно хорошая, носит воспитательный темперамент. Обучение новым трудовым действиям, в большинстве случаев, осуществляется на занятиях.

К примеру, занятие на тему: «Посадка душистого горошка»
Цель. Учить детей выяснять семена душистого горошка (они коричневые, круглые, ровные, жёсткие). Вырабатывать навыки посадки семян (посадить в бороздки, присыпать почвой, полить). Упражнять в применении обследовательских действий. Активизировать потребление слов, обозначающих изюминки семян, и действия детей, которые связаны с посадкой. Привести к интересу к выращиванию растений.

Организация занятия. Детей посадить за столы, поставленные буквой «П». Приготовить блюдца с семенами, лейки с водой, картины с изображением душистого горошка. В коробках с почвой сделать бороздки.
Движение занятия. Продемонстрировать детям картину с изображением душистого горошка и задать вопрос, желают ли они вырастить такое же растение. Предложить каждому забрать горошину из блюдца и положить перед собой на столе. Уточнить знания детей о форме и цвете гороха, предложить погладить горошину пальчиком, дабы выяснить, ровная либо шероховатая у нее поверхность, после этого надавить, дабы определить, жёсткие либо мягкие семена, прокатить, дабы выяснить ее форму. Потом предложить детям стать около коробок. (Сам воспитатель стоит около собственного коробки, дабы все дети его видели.) Продемонстрировать бороздки каждому ребенку, предложить забрать по одному семени и положить в бороздку. (Продемонстрировать, как это сделать.) Осуществлять контроль исполнение, показывать, как положить второе семя (на некоем расстоянии от первого). Осуществлять контроль исполнение, помогать тем, у кого не получается. После этого продемонстрировать, как бороздку, где лежат семена, засыпать почвой (прищипнуть почву). Проверить, как дети делают задание. Поощрить детей. По окончании того как посадка семян, будет закончена, вместе с детьми полить бороздки.
методика руководства и Содержание труда им в средней группе.
Воспитанники средней группы должны самостоятельно поливать комнатные растения, пользуясь меркой, установленной воспитателем, обтирать растения с кожистыми страницами, вместе с воспитателем поддерживать чистоту растений с опушенными страницами, с страницами, имеющими зазубрины, с небольшими страницами (обливать, опрыскивать, чистить кисточкой), рыхлить почву в цветочных горшках. Дети овладевают начальными умениями выращивать растения: оказывают помощь взрослым готовить почву для посадок на участке (разравнивают граблями перекопанную почву), сажают большие луковицы и семена, а после этого их поливают, рыхлят почву между последовательностями, пропалывают грядки с растениями, ярко отличающимися от сорняков (салат, лук).

Дети принимают участие в уборке участка: сгребают листья, разгребают снег на дорожках и т. д.

Они приучаются самостоятельно кормить птиц и рыбок по установленной мерке, оказывают помощь убирать клетки (моют поилки, кормушки, вместе с воспитателем чистят клетки).

В средней группебольшое место занимают личные поручения, но они носят более долгий темперамент. Дети смогут делать поручения в течение-2—3 дней. Труд подгруппами кроме этого имеет собственные особенности. В один момент смогут трудиться 2 подгруппы и делать различные трудовые операции (но не более двух). К примеру, одна группа детей рыхлит почву в горшках, вторая обтирает растения. Навыки детей средней группы еще весьма несовершенны, исходя из этого нужно постоянное внимание воспитателя к методам работы, дабы не нанести ущерба животным и растениям.
Воспитатель в собственной работе применяет коллективные формы труда. Их по большей части воспитатель использует, в то время, когда нужно познакомить детей с новыми трудовыми операциями, к примеру со методом посадки семян.
Воспитанники средней группы становятся все более независимыми в связи с покупкой навыков. Они с радостью делают трудовые поручения, оказывают помощь взрослым; у них начинают развиваться процессы припоминания и преднамеренного запоминания, появляются зачатки эмоции ответственности за порученное дело, критическое отношение к итогам собственной деятельности. У детей пятого года судьбы начинает развиваться осознанное отношение к исполнению трудовых операций, формируется умение видеть и ощущать необходимость проведения того либо иного трудового процесса.

Все эти особенности развития детей — база для усложнения методики управления их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитатель позднее уже не дает дробного показа. Показывается и разъясняется целый процесс полностью, а после этого он делится на логические этапы (проложить бороздку, положить семена, засыпать почвой, полить). Воспитатель контролирует исполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, методах применения оборудования, применяет показ, пример вторых детей при оказании помощи отдельным детям. Изменяется и темперамент оценки труда. Сейчас не всегда оценка возможно хорошей, поскольку оценивается уровень качества исполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей в этот самый момент же предлагает исправить неточности, если они имеются. Неспешно в средней группе педагог учит детей подмечать необходимость труда.
Он растолковывает, из-за чего необходимо делать ту либо иную трудовую операцию: осматривает вместе с детьми растения; проводит пальцем по большим страницам, выясняя, очень сильно ли они запылились; находит растения, каковые необходимо полить (почва сырая, сухая). В случае если в клетке нечистый песок, его нужно поменять, в аквариуме мало воды — необходимо долить и т. д. Воспитателю необходимо осознать, что овладение ребенком навыками трудовой деятельности нужно разглядывать как одно из главных условий воспитания у умения и детей желания трудиться. Организованные навыки и трудовые умения будут позднее являться основой для воспитания у детей важного отношения к труду, привычки к трудовому упрочнению, желание трудиться, включать в труд по собственному побуждению.

Параллельно с формированием трудовых навыков, воспитатель ведет работу по ознакомлению с большим трудом взрослых(ассистента воспитателя, дворника, медицинской сестры и т.д.). Воспитатель в ходе данной работы развивает интерес детей к трудовой деятельности взрослых; дает конкретные представления об их труде, об публичной значимости труда; закрепляет представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о итогах их труда; о заглавии оборудования, материалах и инструментах нужных для работы. Вся эта работа направлена на воспитание уважения к труду взрослых, к итогам их стремления и труда подражать взрослым.

Главные формы ознакомления с большим трудом взрослых: наблюдения, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций и картин, дидактические игры; организация посильной помощи взрослым.

Конспект по трудовой деятельности для детей 6-7 лет

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector