Физика XX века подарила философии и гносеологии много новых правил… Хм, недурственное начало для популярного изложения. Попытаемся еще раз, несложнее и дешевее.
Мир, в котором жили предки всего сто лет назад, и мир сегодняшний – это два совсем различных мира. За сто лет представления цивилизации о мире изменились так, что кроме того представить себе сложно. Но мы постараемся. «За мной, читатель!» – как писал кто?то, чью фамилию мне запомнить не удалось.
Увиден интересный феномен – новейшие правила, открытые наукой, неспешно овладевают весами а также попадают в быт, в человеческие отношения. То, что в то время, когда?то было новым и потому неизвестным, исподволь делается общеизвестным, очевидным, похабным («ну кто же этого не знает!»), делается частью фольклора. А позже и вовсе перемещается в область предрассудков («батенька, это уже устарело! в наше время новые взоры»).
…Почва, находившаяся в то время, когда?то на трех китах, сперва стала круглой, а около нее, как центра мироздания, вращались Солнце, звезды и планеты. Позже случилась «смена караула» – Почва начала крутиться около Солнца, которое получило статус центра мира. После этого уже и Солнце было разжаловано, превратилось в желтого карлика и переместилось из центра мира на провинциальный край галактики. Сейчас о том, что Почва не плоская и крутится около Солнца, знают фактически все. Это маленькая иллюстрация проникновения знаний из астрономии в широкие слои населения.
…Подсознание и либидо – термины из теории психоанализа – посредством голливудских фильмов кроме этого переместились в широкие веса. И ста лет не прошло, а ими уже оперируют все, кому не лень, довольно часто поминая всуе и не к месту.
…Так же, кстати, как не к месту иногда вворачивают фразу про гены – «да это у них легко в генах заложено!..» В большинстве случаев, наряду с этим имеются в виду показатели, по наследству вовсе не передающиеся. К примеру, лень. Либо таинственная русская соборность. Легко современный фольклор, биологам не следует нервничать.
…А уж о растасканности теории относительности имени старика Эйнштейна и сказать не желаю! «Все довольно, старик…». Мир медлено изменяется, становясь все более относительным – за теорией относительности, проникающей в широкие слои. Вот тут – стоп!
«Мир делается все более относительным» – это крайне важное замечание, которое необходимо шепетильно прожевать, скоро проглотить и хорошенечко усвоить. Чем и займемся…
Галилей первенствовал , кто начал убивать Абсолют. Он первым убил абсолютность равномерного перемещения. Грохнул, не постеснявшись. До него полагали: чтобы тело двигалось, к нему необходимо всегда прикладывать силу, в противном случае оно остановится. Галилей продемонстрировал, что это не верно. Равномерное прямолинейное перемещение с позиций физики ничем, оказывается, не отличается от состояния спокойствия. Все дело в совокупности отсчета. Неизменно найдется совокупность координат, довольно которой равномерно и прямолинейно движущееся тело можно считать покоящимся. Оно и будет покоящимся – довольно данной совокупности.
В вагоне поезда сидит человек. Поезд едет с немыслимой скоростью 40 км/час, как все отечественные электрички. Спрашивается, с какой скоростью перемещается человек?
Отвечается: вопрос некорректно поставлен. По причине того, что не уточнено, довольно чего мы меряем скорость человека. В случае если относительно поезда, то скорость человека равна нулю, по причине того, что он сидит. В случае если относительно земли, то 40 км/час. А вдруг относительно Солнца либо Луны, то… из условий задачи этого определить нереально.
Но с какой скоростью движется человек в действительности? Потому, что задачка несложная, любой, кто получал образование современной школе, знает, что и данный вопрос не имеет смысла: никакого «самого дела» нет. И оба ответа – ноль и сорок – одинаково верны. Но в более сложных случаях эта очевидность уже не думается столь очевидной, пардон за каламбур. К примеру, в электродинамике.
Следующий выстрел произвели в сторону Абсолюта Максвелл и вся та физическая гоп?компания, которая занималась электромагнетизмом. С увлечением изучая новую для себя область – электричество, физики внезапно столкнулись с тем, что электродинамика входит в очевидное несоответствие с прекрасно изученной и привычной им механикой. Еще во второй половине 30-ых годов девятнадцатого века, в то время, когда Европа приходила в себя по окончании наполеоновских войн, великий Гаусс (тот самый, чье распределение) обратил внимание на то, что силы, действующие на равномерно движущиеся заряды, оказывается, зависят от «точки зрения», другими словами от совокупности координат, в которой находится наблюдатель. И в зависимости от перемены точки зрения смогут изменяться на противоположные: одноименные движущиеся заряды должны отталкиваться кулоновскими силами, а вдруг разглядывать эти движущиеся заряды «иначе» – как элементарные токи, то проводники с однонаправленными токами должны притягиваться. Так что же будет «в действительности»? Целый XIX век лучшие умы бились с этим несоответствием, но так его и не разрешили, пока не показалась теория относительности Эйнштейна.
Широкая публика, далекая от неприятностей электромагнетизма, особенного внимания на испытания с электричеством не обратила, удовлетворившись появлением трамвая и лампочкой Ильича и покинув физикам решать вопросы – «имеется» либо «нет» оно «в действительности». А вот мимо чисто теоретических изысканий Эйнштейна газетчики и общественное мнение уже пройти не могли. Как раз Эйнштейн сделал последний, контрольный выстрел в Абсолют. Все популярные газеты начала XX столетия писали о теории относительности. По причине того, что она попирала все представления о здравом смысле.
По Эйнштейну в зависимости от совокупности отсчета два события – событие А и событие В – имели возможность случиться или в один момент, или нет. Причем неодновременность кроме этого зависела от совокупности отсчета: в одной из совокупностей событие А случалось раньше события В, в второй происходило напротив – сперва случалось В, позже А. Сперва падал Ленский, позже стрелял Онегин.
Размеры тел, самоё течение и масса тел времени – все, выяснилось, зависит от точки зрения – выбранной совокупности отсчета, и скорости одной совокупности координат довольно второй. И теория Эйнштейна была не окончательным ударом по здравому смыслу, что физики начали убивать за Абсолютом. По причине того, что за теорией относительности показалась квантовая механика, которая оперировала уже совсем непредставимыми объектами.
Его величество здравый суть также был относительным! Он трудился лишь в макромире, при небольшой гравитации и небольших скоростях. Стало известно, что человеческий здравый суть был легко?напросто «логикой жёстких тел» – обобщением накопленного в земных условиях опыта. В «неземных» же условиях опыт давал другие, непривычные результаты, что вызывало резонное неприятие и казалось противоречащим здравому смыслу. Пардон, не казалось, в частности им и было! Здравый суть имеет очень ограниченную область применения, увы. Как любая функция.
По окончании Эйнштейна относительность стала практически притчей во языцех. Она пробралась из науки в бытовой фольклор, в мораль. А также в экономику. В случае если раньше безотносительной мерой сокровища в экономических отношениях было золото, то сейчас золото утратило эту роль. Сейчас деньги не имеют золотого содержания, как раньше, и сокровище (курс) одной валюты определяется довольно вторых мировых валют, каковые образуют единую мировую сеть валют. По данной сети иногда бегут волны экономических кризисов и потрясений. И в зависимости от того, какую совокупность отсчета (валюту) вы выберете, волны эти будут для вас больше либо меньше либо незаметны совсем…
Другими словами, В первую очередь XX века человечество стало неспешно привыкать к относительности собственных представлении о мире, осознавать, что картина мира (истина) зависит от совокупности координат (точки зрения). К середине?финишу века относительность эта пробралась кроме того в политику в толерантности и виде плюрализма. И точно в большой степени помог этому процессу Гедель со своей известной теоремой…
Комбриг: