Трилогия о кролике

Кролик, беги!,Кролик, возварще-е, Кролик разбогател;

Эта трилогия объединена одним героем Гарри Энкстром, за которым закрепилось детское прозвище – Кролик. Абдайк воссоздает историю страны ч/з историю жизни маленького человека. В центре романа – исторический детерминизм (хар-р человека обусловлен общ-й атмосферой). Герой А. обезличен, это средний американец – Кролик (имя маленького пугливого зверька в амер. Детской сказке).

Герой мучительно ищет смысл жизни. Этот поиск соотносится с архетипом апостола Петра, оставившего семью в поисках истины. У А. этот библ.подтекст носит ироничный хар-р = Поиск смысла жизни заканчивается тем, что герой заключает компромисс с миром.

Жизнь Америки изображ-ся как абсолютно бездуховное существование.

Гарри Э. несколько отличается от остальных: в нём бродит смутное недовольство жизнью. Свою жизнь делит на 2 этапа:

-жизнь 1го сорта;

-жизнь 2го сорта (которую он влачит сейчас)

Рутина обыденной жизни не может заполнить пустоту в душе. Работа, семья не приносят ему удовлетворения. А. показывает механизм замены высоких целей псевдоидеалами: попытки героя изменить вою жизнь.

Инфантилизм побеждает героя. Он попадает в ловушку. Символом ловушки явл.сети автодорог) герой А. выбирает бегство, как спасение от рутины жизни.

Эскопизм (escape) героя – свидетельство инфантильности. Свобода для Гарри проявляется в отрешении от обязательств. Моральное банкротство Г.Э.. – признак болезни почти любого американца. Люди. Окружающие его не замечают что потеряли смысл сущест-я в погоне за американской мечтой.

Роман — антипод роману Селенджера. Показан с т.зр.двух полярных сознаний: Х.знает чего хочет, но не знает как достичь, а Г. – не знает чего хочет.

9, 10

Борхес Хорхе Луис, аргентинский писатель. Литературную деятельность начал в Испании как один из основателей модернистского направления — ультраизма, принципы которого развил затем в аргентинской поэзии. Завоевал широкую известность фантастическими рассказами, проникнутыми идеей абсурдности мира, чему соответствует их усложнённый образный строй. Главный герой новеллы Вавилонская библиотека — некая реально существующая библиотека, которая объемлет все мировое пространство. Она запутанна, как лабиринт. Книги перекликаются в ней, зеркально отражаясь друг в друге. По сравнению с этой библиотекой легендарная Вавилонская башня — жалкая претензия человеческого воображения на грандиозность.

Бесконечность — одно из любимых слов Борхеса/

Борхес, кажется, забывает о существовании границы между фантазией и реальностью фантазии. Всякий раз, когда ему приходится выбирать из двух вымышленных приключений, он выбирает приключение вымысла.

Текст в тексте — своеобразное гиперриторическое построение, характерное для повествовательных текстов ХХ в. и состоящее в том, что основной текст несет задачу описания или написания другого текста, что и является содержанием всего произведения: например, режиссер ставит фильм, который у него не получается; писатель пишет роман; литературовед или философ анализирует какое-то якобы уже написанное произведение.

Происходит игра на границах прагматики внутреннего и внешнего текстов, конфликт между двумя текстами за обладание большей подлинностью. Этот конфликт вызван глобальной установкой культуры ХХ в. на поиски утраченных границ между иллюзией и реальностью.

Гипертекстовость, интермедийность и нарушение принципа линейной организации текста (Вавил.библиотека, Сад, …)

Игра со временем стала одним из знаков прозы Х.Л. Борхеса (один из прозаических циклов писателя так и называется Игры со временем и бесконечностью). Свою разгадку парадокса времени Борхес предлагает в одной из лучших новелл Сад расходящихся тропок. Действие новеллы происходит во время 1МВ. Герой новеллы немецкий шпион Ю Цун маскирует свою разведывательную акцию, предпринимая паломничество к крупнейшему английскому синологу Стивену Альберту. Ю Цун совершает немотивированное с точки зрения традиционной логики преступление — убивает С. Альберта. Только сам Ю Цун и неизвестный человек в Германии, каждый день просматривающий английские газеты, знают, что это был единственный способ сообщить об артиллерийской базе, которая располагается в городке Альберт. Парадоксальный сюжет предстает как один из возможных вариантов развития действия, порожденный одним из бесчисленных миров. Модель мира воплощена в образе романа-лабиринта, который создал предок Ю Цуна. Стивен Альберт разгадал тайну мудреца Цюй Пена, удалившегося от мира ради совершенной книги и лабиринта. Но после него остались лишь разрозненные листки романа, в котором была нарушена временная логика: в первой главе герой умирал, в следующей — был жив и здоров. Наследники решили, что их предок сошел с ума и хотели сжечь роман, в поисках лабиринта они перекопали сад, но ничего не нашли. Альберту удалось понять замысел отшельника, который создал лабиринт символов, лабиринт времени. Перед смертью ученый открыл тайну Ю Цуну: Сад расходящихся тропок — это недоконченный, но и неискаженный образ мира, каким его видел Цюй Пен. Конфликт новеллы составляют два представления о природе времени. Для Ю Цуна существует лишь настоящее, сиюминутное.

Борхес, написавший эту новеллу в 1941 году, предвосхитил концепцию виртуальных реальностей, бытующую в литературе конца ХХ века.

11.Магич реализм в романе Маркеса., 12 Структура, проблематика, время и пространство.

В 1960 –70-х гг. в мировую литературу ворвался латиноамериканский роман, создателями которого стали прежде всего 7 писателей, среди которых: Жоржи Амаду, Алехо Карпентьер, Габриэль Гарсиа Маркес, Кортасар, Онетти. Западный роман переживал кризис жанра. Вход в мировое экономическое пространство сопровождался интересом к национальной самобытности стран, к национальному мышлению и этнофилософии. Соединение народных традиций, фольклора с открытиями западной литературы ХIХ и ХХ вв., прежде всего экзистенциализмом и сюрреализмом, переходный характер эпохи, которая характеризуется динамизмом исторического времени, обусловили новаторство проблематики и поэтики произведений латиноамериканских прозаиков. Национальные мифы, легенды, сказки насыщаются экзистенциальной проблематикой. В результате появляются уникальные, неизвестные в истории литературы жанровые модификации романа: роман «потока бытия», интеллектуально-философский роман «прорыва», наконец, роман-эпопея, написанный в духе созданного им «магического реализма» — «Сто лет одиночества» Г.Г. Маркеса.

Маркес родился в 1928 г. в провинциальном городке Колумбии Аркатака. Город своего детства Маркес воссоздал в произведениях под именем Макондо, а дед стал любимым героем писателя (Аурелиано Буэндиа в романе «Сто лет одиночества»).

Символом творчества М. стал роман-эпопея «Сто лет одиночества».

«Магический реализм» характеризуется неограниченной свободой, которая проявляется в синтезе заземленного быта и высокой философии, исследования глубин человеческого подсознания и социальной действительности. Социальная проблематика соединяется с исторической, философской, психологической. Реалистическая манера повествования насыщается символикой за счет введения в текст разных жанровых традиций: сказки, притчи, анекдота, социального, исторического и психологического романа. … двойственным, смехом, который одновременно отрицает, разрушает статичность мира и утверждает идеал, которого лишена реальность. Произведения, относящиеся к стилю «магического реализма», трудны для анализа и одновременно вызывают интерес у читателей. Сложность поэтики заставляет нас выделить лишь основные принципы организации повествования и картины мира романа М.

«Сто лет одиночества» — роман, в котором на примере шести поколений рода Буэндиа прослеживается история Латинской Америки, а также история буржуазной цивилизации от создания мира до его гибели. Сходство с Библией усиливается детальным описанием жизни представителей всех поколений рода, которые носят одни родовые имена: мужчин называют Хосе Аркадио и Аурелиано, а женщин – Урсула, Амаранта, Ремедиос. Причем имя определяет характер и судьбу человека, что можно считать проявлением мифологического сознания. Хосе Аркадио – воплощение жизненной силы, активности, в то время как все Аурелиано – мечтатели, замкнутые люди, погруженные в себя.

Обращение к поэтической фантастике, к мифу позволило писателю, максимально укрупнив сюжет, превратить историю семью, которая могла бы стать очередной «семейной эпопеей», в эпос рода. Сходство с библейскими мифами создается и повторяемостью событий, которые отражают новый принцип организации времени: время романа представляет собой спираль из 6 витков., которая постепенно закручивается и заканчивается смертью последних Буэндиа – Аурелиано и Амаранты Урсулы.

На примере семьи Буэндиа М. исследует эволюцию человеческого сознания, прошедшую под знаком индивидуализма, от ее мифологически истоков. В интервью с журналистами М. так объяснил главную идею романа: «это мысль, что одиночество противоположно солидарности. И она объясняет крушение Буэндиа одного за другим, крушение их среды, крушение Макондо. Я думаю, что в этом заложена политическая мысль, одиночество, рассматриваемое как отрицание солидарности, приобретает политический смысл». Но роман М. далеко выходит за границы политики, потому что рассматривает всю историю человеческой цивилизации как утрату духовной связи между людьми, утрату близости человека к Богу и природе. В романе можно выделить мотивы, темы, вошедшие в европейскую литературу со времен античности, Ренессанса и до современности, которые представлены как сменяющие друг друга этапы жизни Буэндиа (библейский эпос, трагедия рока – Эсхил, Софокл, средевековые легенды – вознесение Ремедиос Прекрасной, рыцарский роман, Рабле – гротескный показ телесного начала, снижено бытовой реальности, Сервантес – Аурелиано, социальный роман – эпоха банановой компании, забастовки рабочих, Хемингуэй, Фолкнер – Ремедиос Прекрасная, неомифологизм).

Кролик. ТРИЛОГИЯ. Часть 1.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector