Трилогия эсхила «орестея». особенности проблематики.

Эсхил родился в предместье Афин Элевсине и происходил из знатного землевладельческого рода. Время его жизни совпадет с событиями, сыгравшими огромную роль в жизни греческого общества — свержением тирании Писистанидов и реформами Клисфена, окончательно завершившими формирование афинского демократического государства, наконец, с греко-персидскими войнами, непосредственным участником которых он был, сражаясь в трех важнейших битвах при Марафоне, Саламине, Платеях.

Все творчество Эсхила порождено это эпохой. Центральной его темой становится утверждение идеи афинской рабовладельческой демократии, идеи государственности, победы государства, победы государства и его нравственных норм над родовым строем и родовой моралью.

Эсхилом было написано около 90 трагедий. Из них сохранилось только 7, среди них единственная трилогия «Орестея». Его ранние трагедии («Молящие», «Персы») еще носят характер своеобразных ораторских драм. Элемент в них развит слабо, и главенствующее место принадлежит хору. Политические симпатии Эсхила очень заметно проявляются в его произведениях тенденциозным поэтом. Демократизация афинского государственного строя в 5в. до н.э. и рост значения денежных слоев вызывали у Эсхила тревогу за судьбу Афин («Орестея»).

Последние годы жизни Эсхил провел на Сицилии из-за разногласий с афинянами. Умер в сицилийском городе Геле в 456г. Эсхил верил в божественные силы, воздействующие на людей. Он считал, что вина ложится на потомков, т.е. наследственная родовая ответственность. И в то же время Эсхил выдвигает момент личной ответственности человека. Материалом для Эсхила служат героические сказания. Эсхил первый увеличил количество актеров от одного до двух, изменил партии хора и придал первенство диалогу.

Самая первая пьеса «Молящиеся» (Просящие) о 50 дочерях Даная, которые бегут со своим отцом из Египта в Аргос, спасаясь от брака с двоюродными братьями, сыновьями Египта. Сюжет — дочери обращаются с мольбой к царю Аргоса о защите. Главная роль — хор Данаид. Образ царя – воплощение демократии, царя, не принимающего серьезных решений без согласия народного собрания.

«Персы» пьеса поставлена в 472г. Поход Ксеркса на Грецию. Трагедия интересна тем, что 1) является самостоятельной пьесой, она содержит свою проблематику в законченном виде. 2) сюжет «Персов» подчеркнут не из мифологии, а из недавней истории. Хор персидских старейшин — обеспокоен судьбой войска отправившегося на Элладу. Мрачные предчувствия, плюс сон царя Атоссы. Появляется вестник, сообщающий действительное поражение персов. Предсказание отца Ксеркса — чрезмерность посягательств Ксеркса, который не послушал непрерывное расстояние скорби. В последнем акте появляется сам Ксеркс и тут начинается совместный плач с хором. Осмысление страданий как орудия божественной справедливости — одна из важнейших задач трагедии Эсхила. Эсхил оценил героику борьбы греческого народа за независимость, а также становление двух систем — эллинской и восточной, т.е. разница между восточной монархией и греческим полисом. Эсхил против наступления войны в Азии, он за мир с Персией.

Проблеме трагической судьбе рода посвящено и самое позднее произведение Эсхила «Орестея». По драматическому строю, она сложней: в ней использован третий актер введенный молодым соперником Эсхила Софоклом и новое устройство — с задней декорацией изображающей дворец и с колоннадой. Сюжет «Орестеи» — судьба потомков Атрея, над, которыми тяготеет проклятие за ужасное преступление их предка. Артей враждовавший со своим братом Фиестом, убил его детей и угостил Фиеста их мясом. Демон мучения Аластор руководит этим. Агамемнон приносит в жертву свою дочь Ифигению, жена Агамемнона Клитемнестра убивает своего мужа с помощью Эгисфа, сын Агамемнона Орест убивает мать и Эгисфа.

I ч. — Агамемнон

II ч — Хоэфоры — убийство Клитимнестры Орестом

III ч — Эвмениды — борьба богов вокруг Ореста.

Богини материнского гнева — благосклонные богини плодородия. В трилогии — политические взгляды Эсхила: он возвеличивает ареопаг, старинное аристократическое учреждение и считает «безвластие» не менее опасным, чем «деспотизм».

«Прикованный Прометей»- борьба Прометея с Зевсом. Прометей — друг человека, он принес людям огонь, письмо, ремесла и науки. Человеческая жизнь не ухудшалась, а совершенствовалась. Мифический податель благородного разума, выводящий человечество к культурной жизни и является у Эсхила Прометей.

Эсхил Орестея

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector